04.05.2009 05:30
Перевод
Чтобы положение обернулось в твою пользу, порой приходится чем-то пожертвовать. Чтобы получить взамен ощутимое преимущество или добиться полной победы, нужно не пожалеть отдать малое.
И у противника, и у тебя есть преимущества и недостатки. Как показывает опыт прошлых войн, практически невозможно, чтобы одна сторона превосходила другую во всем. Итог военной кампании – своего рода результат соревнования в преимуществах и недостатках. Однако, говоря о "плюсах" и "минусах", то есть о преимуществах и недостатках, нельзя не упомянуть секрет того, как победить "плюс" посредством "минуса". Например, на скачках, когда против лучшей лошади выставляют слабую, против средней – лучшую, против слабой – среднюю, побеждают во всем забеге. Такая стратегия в военном деле достаточно оригинальна и не всегда имеет объяснение с точки зрения здравого смысла.
Толкование
О стратагеме "Пожертвовать сливовым деревом, чтобы спасти персиковое" в сборнике ханьских песен юэфу сказано: "Сливовое дерево жертвует собой ради растущего рядом с ним персикового дерева, отдав за него свои корни на съедение насекомым. Деревья способны на самопожертвование, так что говорить о братьях". В этих строчках говорится о том, что братья должны, уподобившись персику и сливе, проявлять взаимную любовь и помогать друг другу. В военном деле эту стратегию можно интерпретировать так: когда у тебя и противника недостатки и преимущества равны, или когда преимущество у противника, пожертвуй малым, чтобы впоследствии одержать полную победу. Философия, породившая эту стратегию, восходит еще к традиционному китайскому учению об Инь и Ян (силы эти порождают друг друга: на пике Ян в нем рождается Инь, на пике Инь в нем рождается Ян). Во время военного противостояния, если полководец выберет верное направление, то недостаток может обратиться в преимущество. История о том, как Сунь Бин выиграл скачки, пожалуй, самый известный пример этой стратегии: у Тянь Цзи лошади были куда как хуже, чем у противника, но, последовав совету Сунь Бина, он одержал победу в двух забегах из трех. Однако эту стратегию нельзя использовать механически. В период Весны и Осени, когда царство Ци боролось с Вэй за Гуйлинь, в вэйской армии самым сильным был левый фланг, правый – самый слабый, а центр – средним по силе. Уже известный нам Тянь Цзи, генерал царства Ци, собирался применить ту же стратегию, что Сунь Бин использовал на скачках, но Сунь Бин посоветовал не делать этого. Он сказал, что на этот раз важно не выиграть "два забега из трех", а истребить как можно больше солдат противника, чтобы ослабить вэйское войско и одержать победу. Он предложил выставить слабые подразделения против сильных, равные по силам оставить друг против друга, а сильнейшую колонну послать против слабейшего фланга противника. И, хотя войско Ци потеряет часть солдат, левый фланг и центральные силы противника будут разгромлены, а правый фланг отступит. После победы над слабой колонной, Тянь Цзи приказал сильной и средней части объединиться для разгрома центральных подразделений противника, и, когда это было сделано, вся армия Ци сообща атаковала правый фланг противника. Таким образом, армия Ци одержала обеду, создав благоприятную ситуацию. "Пожертвовать сливовым деревом, чтобы спасти персиковое", избежать потерь, стремясь к превосходству. Как бы там ни было, успех зависит не только от искусного командования армией, но и от умения "считать потери". Древние говорили: "Выбирая из двух выгод, бери большую, выбирая из двух зол, бери меньшее". То есть, сумей добиться победы малыми жертвами. Эта стратегия немного схожа с принципом "Пожертвовать колесницей, чтобы спасти полководца".
Пример
Ковентри – "город-мученник".
Во время Второй мировой войны в немецкой армии использовали код, который во всем мире называли "суперсекретным". Британцы усиленно искали способ дешифровки этого кода, в Лондонском центре агентурной разведки под руководством Альфреда Нокса над этой проблемой трудилась группа специалистов, были также привлечены математики, лингвисты, историки, специалисты по электронике, шахматисты международного уровня и люди, профессионально решающие головоломки. В августе 1939 г. технология дешифровки "суперсекретного" кода была, наконец, разгадана. С тех пор британцы могли вовремя получать информацию и королевский воздушный флот в нужный момент был готов отражать воздушные атаки немецкой армии.
Конечно, серия провальных атак заставила немецкое командование задуматься, а не разгадан ли "суперсекретный" код, в связи с этим было принято решение предпринять контрольный воздушный рейд. Британцы же столкнулись с другой проблемой: как использовать получаемую информацию так, чтобы немцы не догадались о том, что код дешифрован. Ключевым моментом здесь был рациональный отбор и грамотное использование добытых сведений. И для того, чтобы сохранить тайну расшифровки кода, Черчилль решил заплатить цену в целый город.
12 ноября 1940 г. британцы получили "супершифровку" о готовящемся через 48 часов воздушном нападении на Ковентри. Операция называлась "Лунная соната". Тут перед британским командованием встал нелегкий выбор: как поступить с полученными сведениями. Вариант первый – можно было предпринять активные действия по обороне Ковентри. Был даже придуман план, названный "Ледяной удар", который предполагал отбить атаку в самом ее начале посредством всех воздушных сил, которые можно было стянуть в этот район. Кроме того времени было достаточно для консолидации зенитной артиллерии, установки прожекторного и дымового оборудования, усиления пожарной и медицинской служб города. Используя артиллерию и прожекторы немецкую авиацию можно было бы отогнать от цели еще на больших высотах. Однако таким образом немцы догадаются, что их "суперсекретный" уже вовсе не секретный, и что британцы знали о воздушной атаке загодя. Тогда бы немецкое командование сменило код и все усилия, предпринятые британцами для дешифровки, сошли бы на нет. Поэтому был выбран второй вариант: оставить всю оборонную технику на прежних позициях, а на воздушный налет ответить обычными в случаях внезапной атаки оборонительными действиями, то есть пожертвовать Ковентри, чтобы сохранить тайну дешифровки "суперсекретного" кода.
Только сам Черчилль имел право принять решение такой важности. Долго взвешивая все "за" и "против", он посчитал, что сохранение "суперсекретного" кода важнее безопасности крупного промышленного города, так как в будущей войне код наверняка будет иметь огромное значение и станет одним из главных орудий в борьбе против Германии. Ради того, чтобы сохранить общее преимущество, чтобы обеспечить будущую победу во всей войне, оставалось только пожертвовать Ковентри.
В итоге Ковентри сильно пострадал от воздушного налета немецкой авиации, который длился более 10 часов в условиях обычной обороны. Подвергнувшись бомбардировке более чем 5000 авиабомбами, город превратился в руины, более 500 человек погибли. После налета лондонский корреспондент "Нью-Йорк таймс", побывав в Ковентри, писал: "Такое впечатление, будто в городе было сильнейшее землетрясение". "Таймс" назвала Ковентри "Городом-мученником". Городу пришлось принять удар на себя, чтобы преимущество "суперсекретного" кода осталось на стороне Великобритании.
Стратагема 11. Пожертвовать сливовым деревом, чтобы спасти персиковое |