24.05.2010 05:30
Одной из основных задач развития российской экономики является более активное развитие азиатских территорий России – Дальнего Востока и Восточной Сибири. Для выполнения этих задач важное значение имеет подписанное в октябре 2009 г. председателем Правительства РФ Владимиром Путиным и премьером Госсовета КНР Вэнь Цзябао “Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР на 2009-2018 гг.”. Реализация этой программы сотрудничества, особенно в сфере энергетики и транспорта, позволит России в максимальной степени использовать преимущества своего обширного пространства на азиатской части территории страны. Однако в значительной части российских СМИ уже прозвучала негативная оценка Программы, которая была названа как “продажа российским руководством Китаю природных ресурсов Дальнего Востока и Сибири”.
Интересно, чем вызвана такая негативная оценка документа, который в значительной степени служит интересам развития российского Дальнего Востока и Восточной Сибири? В настоящее время Китай - крупнейший торговый партнер России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который превращается в один из ключевых центров формирующегося нового глобального сообщества. Как Россия, так и Китай решают задачи структурной перестройки своих экономик и в равной степени заинтересованы в активизации традиционных и поиске новых форм взаимодействия и сотрудничества.
Не секрет, что мировой финансовый кризис нанес наиболее сильный удар по российско-китайской торговле. Произошло значительное снижение объема российско-китайской внешней торговли – с $56,8 млрд в 2008 г. до $38,8 млрд в 2009 г. (падение на 31,8%). За этот период экспорт из КНР в Россию уменьшился на 47,1%, а импорт из России в КНР – на 10,7%, одновременно экспорт из КНР в ЕС уменьшился на 19,4%, США – на 12,5%, Гонконг – на 12,8%, Японию – на 15,7%, Республику Корея – на 27,4%, Тайвань – на 20,8%, импорт в КНР уменьшился из ЕС лишь на 3,7%, США – на 4,8%, Гонконга – на 32,6%, Японии – на 13,1%, Республики Корея – на 8,5%, Тайваня – на 17%. В результате падения объема внешней торговли между РФ и КНР доля торговли РФ и КНР в объеме внешнеторгового оборота КНР снизилась с 2,2% до 1,7% и стоит ожидать, что в ближайшее время будет в лучшем случае оставаться на этом уровне. По сути дела, Китай более заинтересован в российском экспорте, чем Россия в китайском импорте. Китаю необходимы нефть, лес, рыба, цветные металлы - медь, никель, потребление которых резко возросло в последние годы, а также новейшая военная техника по линии “Рособоронэкспорта”. Из КНР в Россию в основном поставляются потребительские товары и продукты питания, при нынешнем состоянии российской экономики районы Дальнего Востока и Сибири не могут без этого обойтись. На государственном уровне Китай всегда будет более заинтересован в поддержании российско-китайской торговли, нежели Россия, поскольку в экспорте из России преобладают дефицитные в КНР природные ресурсы, а в импорте из КНР в Россию - потребительские товары, которые можно производить и на территории России. Правда, себестоимость этой продукции будет всегда выше, равно как и цены на эти товары.
Крупный российский бизнес в целом не заинтересован в значительном расширении импорта китайских потребительских товаров, так как более низкие цены на них приведут к значительному снижению объемов прибыли как российских предприятий, производящих аналогичную продукцию, так и импортеров аналогичной продукции из стран Запада. На наш взгляд, именно этот фактор – позиция крупного российского бизнеса, направленного на сохранение существующей структуры российской внешней торговли, сдерживает развитие российско-китайских торгово-экономических связей и вообще развитие связей со странами АТР. Основными ее чертами в настоящее время является развитие западного направления в ущерб восточному, увеличение в этом направлении экспорта энергоресурсов и импорта потребительских товаров, попытки ограничить восточное направление торгово-экономических связей территорией азиатской части России.
Изучению этой проблемы и была посвящена проходившая с 22 по 24 апреля международная российско-китайская научно-практическая конференция “Россия-Китай: развитие регионального сотрудничества в XXI веке”. По мнению участников конференции как российских, так и китайских существует большое количество проблем, связанных в первую очередь с нехваткой взаимных инвестиций как в проекты на российской, так и на китайской стороне. В результате до сих пор не решены проблемы развития инфраструктуры межрегионального сотрудничества в таких сферах как энергетика, транспорт, миграция рабочей силы, финансы, охрана окружающей среды, туризм. До сих пор на российской территории отсутствуют зоны технико-экономического сотрудничества, зоны свободной торговли и зоны приграничного сотрудничества, которые уже много лет благополучно существуют на сопредельной китайской стороне. В результате российские жители приграничных районов так и не могут в полной мере воспользоваться своим основным географическим преимуществом – близости к бурно развивающемуся китайскому рынку, который может предоставить большое количество товаров на прилегающие российские территории. В самом деле, весьма удивительно наблюдать на рынках Благовещенска минимальное количество меховых изделий из Китая, в то время как на них в большом количестве представлены шубы из Пятигорска. В то же время за 20 лет на сопредельных китайских территориях в городах Маньчжурия и Хэйхэ произошли большие изменения. В конце 70-х гг. преобладали одноэтажные хижины и по улицам городов ходили люди в синих и зеленых блузах и носились поджарые черные свиньи, больше по виду похожие на собак. Но уже в начале XXI века на сопредельной территории КНР выросли многоэтажные города с современными гостиницами и домами, и российские жители стали выезжать за границу не только для покупки для себя и на продажу дешевых потребительских товаров и кратковременного отдыха в комфортабельных гостиницах, банях, массажных салонах и других увеселительных заведениях. Более того, они стали покупать там квартиры для себя и своих родителей, цены на которые в несколько раз ниже, чем на сопредельной российской территории.
К этому следует добавить, что и цены на китайской территории практически на все товары и услуги существенно дешевле, чем на территории России, не говоря уже о развитой сети железных и автомобильных дорог и большого количества аэропортов, которые соединены с различными городами Китая. В частности, участники конференции из Благовещенска предпочли добираться в Маньчжурию не по Транссибирской магистрали с двумя пересадками, а по китайской территории с одной пересадкой в Харбине и далее - по бывшей КВЖД. Также в приграничных городах Маньчжурия и Хэйхэ уже построены пассажирские аэропорты, и самолетом можно добраться не только в провинциальные центры – Хух-Хото и Харбин, но и Пекин.
На наш взгляд, именно разный уровень развития инфраструктуры на сопредельных территориях РФ и КНР во многом сдерживает российско-китайское межрегиональное сотрудничество. Но как местный бизнес, так и региональные власти на российском Дальнем Востоке и Восточной Сибири не обладают необходимыми инвестициями для развития инфраструктуры, которая способствовала бы развитию не только российско-китайского межрегионального сотрудничества, но и развитию торгово-экономического сотрудничества с быстро развивающимися экономиками стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Иностранный капитал вряд ли придет в экономику Дальнего Востока и восточной Сибири без соответствующих государственных гарантий. А таковыми гарантиями могут стать крупные инфраструктурные проекты в азиатской части России, финансируемые из центрального государственного бюджета. Без государственной поддержки, выражающейся в реализации крупных инвестиционных проектов наподобие строительства КВЖД в конце XIX – начале ХХ века, экономика российских регионов Дальнего Востока и Восточной Сибири будет развиваться более медленными темпами, чем европейская часть России, и разрыв в уровне экономического развития между европейской и азиатской частью страны будет увеличиваться.
Россия-Китай: свет и тени регионального сотрудничества Одной из основных задач развития российской экономики является более активное развитие азиатских территорий России – Дальнего Востока и Восточной Сибири. Для выполнения этих задач важное значение имеет подписанное в октябре 2009 г. председателем Правительства РФ Владимиром Путиным и премьером Госсовета КНР Вэнь Цзябао “Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР на 2009-2018 гг.”. Реализация этой программы сотрудничества, особенно в сфере энергетики и транспорта, позволит России в максимальной степени использовать преимущества своего обширного пространства на азиатской части территории страны. Однако в значительной части российских СМИ уже прозвучала негативная оценка Программы, которая была названа как “продажа российским руководством Китаю природных ресурсов Дальнего Востока и Сибири”. Далее |
© Деловой журнал ChinaPRO, 2005-2024 | [email protected]
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций и комментарии читателей.