www.chinapro.ru / / Россия-Китай: свет и тени регионального сотрудничества
Ваш e-mail:
Имя:
Фамилия:
еженедельная рассылка новости
Есть ли жизнь на Марсе

Есть ли жизнь на Марсе

Китай планирует осваивать новые территории

Рост, обеспеченный нефтью

Рост, обеспеченный нефтью

Страна должна экспортировать столько нефти, сколько сможет

Промышленный центр мира

Промышленный центр мира

Жить или не жить?

Главная Тема недели Новости дня Видео Компании Люди Экспертиза Интервью Цифры Города Китая Блоги
Выставки Биржи Рынки Публицистика Что пишут Ляпы Букмекеры Эксклюзив Жизнь в Китае (видео)

Россия-Китай: свет и тени регионального сотрудничества29

24.05.2010 05:30

Одной из основных задач развития российской экономики является более активное развитие азиатских территорий России – Дальнего Востока и Восточной Сибири. Для выполнения этих задач важное значение имеет подписанное в октябре 2009 г. председателем Правительства РФ Владимиром Путиным и премьером Госсовета КНР Вэнь Цзябао “Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР на 2009-2018 гг.”. Реализация этой программы сотрудничества, особенно в сфере энергетики и транспорта, позволит России в максимальной степени использовать преимущества своего обширного пространства на азиатской части территории страны. Однако в значительной части российских СМИ уже прозвучала негативная оценка Программы, которая была названа как “продажа российским руководством Китаю природных ресурсов Дальнего Востока и Сибири”.



Интересно, чем вызвана такая негативная оценка документа, который в значительной степени служит интересам развития российского Дальнего Востока и Восточной Сибири? В настоящее время Китай - крупнейший торговый партнер России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который превращается в один из ключевых центров формирующегося нового глобального сообщества. Как Россия, так и Китай решают задачи структурной перестройки своих экономик и в равной степени заинтересованы в активизации традиционных и поиске новых форм взаимодействия и сотрудничества.

Не секрет, что мировой финансовый кризис нанес наиболее сильный удар по российско-китайской торговле. Произошло значительное снижение объема российско-китайской внешней торговли – с $56,8 млрд в 2008 г. до $38,8 млрд в 2009 г. (падение на 31,8%). За этот период экспорт из КНР в Россию уменьшился на 47,1%, а импорт из России в КНР – на 10,7%, одновременно экспорт из КНР в ЕС уменьшился на 19,4%, США – на 12,5%, Гонконг – на 12,8%, Японию – на 15,7%, Республику Корея – на 27,4%, Тайвань – на 20,8%, импорт в КНР уменьшился из ЕС лишь на 3,7%, США – на 4,8%, Гонконга – на 32,6%, Японии – на 13,1%, Республики Корея – на 8,5%, Тайваня – на 17%. В результате падения объема внешней торговли между РФ и КНР доля торговли РФ и КНР в объеме внешнеторгового оборота КНР снизилась с 2,2% до 1,7% и стоит ожидать, что в ближайшее время будет в лучшем случае оставаться на этом уровне. По сути дела, Китай более заинтересован в российском экспорте, чем Россия в китайском импорте. Китаю необходимы нефть, лес, рыба, цветные металлы - медь, никель, потребление которых резко возросло в последние годы, а также новейшая военная техника по линии “Рособоронэкспорта”. Из КНР в Россию в основном поставляются потребительские товары и продукты питания, при нынешнем состоянии российской экономики районы Дальнего Востока и Сибири не могут без этого обойтись. На государственном уровне Китай всегда будет более заинтересован в поддержании российско-китайской торговли, нежели Россия, поскольку в экспорте из России преобладают дефицитные в КНР природные ресурсы, а в импорте из КНР в Россию - потребительские товары, которые можно производить и на территории России. Правда, себестоимость этой продукции будет всегда выше, равно как и цены на эти товары.
Крупный российский бизнес в целом не заинтересован в значительном расширении импорта китайских потребительских товаров, так как более низкие цены на них приведут к значительному снижению объемов прибыли как российских предприятий, производящих аналогичную продукцию, так и импортеров аналогичной продукции из стран Запада. На наш взгляд, именно этот фактор – позиция крупного российского бизнеса, направленного на сохранение существующей структуры российской внешней торговли, сдерживает развитие российско-китайских торгово-экономических связей и вообще развитие связей со странами АТР. Основными ее чертами в настоящее время является развитие западного направления в ущерб восточному, увеличение в этом направлении экспорта энергоресурсов и импорта потребительских товаров, попытки ограничить восточное направление торгово-экономических связей территорией азиатской части России.

Изучению этой проблемы и была посвящена проходившая с 22 по 24 апреля международная российско-китайская научно-практическая конференция “Россия-Китай: развитие регионального сотрудничества в XXI веке”. По мнению участников конференции как российских, так и китайских существует большое количество проблем, связанных в первую очередь с нехваткой взаимных инвестиций как в проекты на российской, так и на китайской стороне. В результате до сих пор не решены проблемы развития инфраструктуры межрегионального сотрудничества в таких сферах как энергетика, транспорт, миграция рабочей силы, финансы, охрана окружающей среды, туризм. До сих пор на российской территории отсутствуют зоны технико-экономического сотрудничества, зоны свободной торговли и зоны приграничного сотрудничества, которые уже много лет благополучно существуют на сопредельной китайской стороне. В результате российские жители приграничных районов так и не могут в полной мере воспользоваться своим основным географическим преимуществом – близости к бурно развивающемуся китайскому рынку, который может предоставить большое количество товаров на прилегающие российские территории. В самом деле, весьма удивительно наблюдать на рынках Благовещенска минимальное количество меховых изделий из Китая, в то время как на них в большом количестве представлены шубы из Пятигорска. В то же время за 20 лет на сопредельных китайских территориях в городах Маньчжурия и Хэйхэ произошли большие изменения. В конце 70-х гг. преобладали одноэтажные хижины и по улицам городов ходили люди в синих и зеленых блузах и носились поджарые черные свиньи, больше по виду похожие на собак. Но уже в начале XXI века на сопредельной территории КНР выросли многоэтажные города с современными гостиницами и домами, и российские жители стали выезжать за границу не только для покупки для себя и на продажу дешевых потребительских товаров и кратковременного отдыха в комфортабельных гостиницах, банях, массажных салонах и других увеселительных заведениях. Более того, они стали покупать там квартиры для себя и своих родителей, цены на которые в несколько раз ниже, чем на сопредельной российской территории.

К этому следует добавить, что и цены на китайской территории практически на все товары и услуги существенно дешевле, чем на территории России, не говоря уже о развитой сети железных и автомобильных дорог и большого количества аэропортов, которые соединены с различными городами Китая. В частности, участники конференции из Благовещенска предпочли добираться в Маньчжурию не по Транссибирской магистрали с двумя пересадками, а по китайской территории с одной пересадкой в Харбине и далее - по бывшей КВЖД. Также в приграничных городах Маньчжурия и Хэйхэ уже построены пассажирские аэропорты, и самолетом можно добраться не только в провинциальные центры – Хух-Хото и Харбин, но и Пекин.

На наш взгляд, именно разный уровень развития инфраструктуры на сопредельных территориях РФ и КНР во многом сдерживает российско-китайское межрегиональное сотрудничество. Но как местный бизнес, так и региональные власти на российском Дальнем Востоке и Восточной Сибири не обладают необходимыми инвестициями для развития инфраструктуры, которая способствовала бы развитию не только российско-китайского межрегионального сотрудничества, но и развитию торгово-экономического сотрудничества с быстро развивающимися экономиками стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Иностранный капитал вряд ли придет в экономику Дальнего Востока и восточной Сибири без соответствующих государственных гарантий. А таковыми гарантиями могут стать крупные инфраструктурные проекты в азиатской части России, финансируемые из центрального государственного бюджета. Без государственной поддержки, выражающейся в реализации крупных инвестиционных проектов наподобие строительства КВЖД в конце XIX – начале ХХ века, экономика российских регионов Дальнего Востока и Восточной Сибири будет развиваться более медленными темпами, чем европейская часть России, и разрыв в уровне экономического развития между европейской и азиатской частью страны будет увеличиваться.


НОВОСТИ КИТАЯ      
ChinaPro - Деловой журнал про Китай
Россия-Китай: свет и тени регионального сотрудничества

Одной из основных задач развития российской экономики является более активное развитие азиатских территорий России – Дальнего Востока и Восточной Сибири. Для выполнения этих задач важное значение имеет подписанное в октябре 2009 г. председателем Правительства РФ Владимиром Путиным и премьером Госсовета КНР Вэнь Цзябао “Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР на 2009-2018 гг.”. Реализация этой программы сотрудничества, особенно в сфере энергетики и транспорта, позволит России в максимальной степени использовать преимущества своего обширного пространства на азиатской части территории страны. Однако в значительной части российских СМИ уже прозвучала негативная оценка Программы, которая была названа как “продажа российским руководством Китаю природных ресурсов Дальнего Востока и Сибири”.  Далее


Загрузка...
Об авторе
НАШИ АВТОРЫ: ИЗБРАННОЕ
Михаил Богатов
Представитель РОСТЕСТа в Китае, менеджер по России и странам СНГ компании TUV Rheinland Group Asia.
Сергей Цыплаков
торгпред России в Китае
Даниил Сергеев
Независимый журналист
новости партнеров
Загрузка...
Последние комментарии
ПОИСК ПО САЙТУ
Поиск
 
    Контент этого сайта предназначен для людей старше 18 возраста.

RSS Редакция Реклама Наши баннеры

Система Orphus

© Деловой журнал ChinaPRO, 2005-2024 | [email protected]
© ChinaPRO Media Group
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 7722970, от 20.01.2006 г.
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций и комментарии читателей.