28.03.2011 04:31
Некоторые эксперты в разных странах мира постоянно предупреждают, что китайский экономический рост за последние годы объясняется многочисленными "пузырями", которые продолжают надуваться во второй по объему мировой экономике и через год-два должны "лопнуть". Надо сказать, что такие прогнозы по китайской экономике звучат регулярно с тех пор, как Китай начал осуществлять свою экономическую реформу.
Еще в 1982 г., когда на XII съезде КПК была провозглашена задача учетверения (фань лян фань) ??? валовой продукции промышленности и сельского хозяйства (ВППСХ) к 2000 г., большинство экспертов поставило под сомнение возможность достижения поставленной цели. Однако Китай достиг учетверения этих показателей уже в 1992 году. После событий на площади Тяньаньмэнь в Пекине в июне 1989 г. США, Япония и страны ЕС объявили о различных экономических санкциях в отношении Китая, однако китайская экономика их даже не почувствовала. Среднегодовые темпы роста ВВП лишь два года – 1989 и 1990 гг. оставались на уровне 4% годовых, а затем с 1991 по 2008 год вновь возросли до 10,3% годовых в среднем за этот период. Перед вступлением Китая в ВТО в 2001 г. многие эксперты пророчили крах "китайского чуда" из-за возможного закрытия большинства китайских предприятий в различных отраслях экономики, в частности, в автомобилестроении, фармацевтической промышленности, легкой и текстильной промышленности, которые не смогут в новых условиях свободной торговли конкурировать с иностранными производителями из-за рубежа. Однако практика показала, что многие отрасли промышленности Китая в условиях конкуренции на мировом рынке стали развиваться еще быстрее, в частности, автомобильная промышленность, которая произвела в 2010 г. 18,3 млн автомобилей, из которых 9,6 млн легковых.
В настоящее время в условиях мирового финансового кризиса только Китай сохранил стабильные темпы прироста ВВП – 9,2% в 2009 г. и 10,3% в 2010 г. при стабильном росте объема внешней торговле, высокой привлекательности страны для иностранных инвесторов, повышении жизненного уровня населения, росте золотовалютных запасов. Может быть, в связи с этим в мировом экспертном сообществе после вступления КНР в ВТО появились новые прогнозы о вот-вот наступающем крахе китайской экономики в результате образования в ней различных "пузырей", которые скоро лопнут, и китайская экономика опять "сдуется".
Первый пузырь – это низкий курс национальной валюты – юаня к доллару, который не отражает торговых условий Китая. Однако Китай уже длительное время пытается уйти от привязки юаня к доллару, поскольку резонно считает, что экономическая мощь экономики такова, что в 2009 г. КНР вышла на 1-е место в мире по объему экспорта, а в 2010 г. - 2-е место по объему ВВП, и юань может скоро отправляться в свободное плавание. Для этого ему необходимо еще наращивать свой экспортный потенциал и перейти к режиму свободной конвертируемости юаня. Курс китайского юаня (жэньминьби) ???определяет Народный банк Китая (который выполняет функции Центрального банка Китая), осуществляющий при необходимости валютные интервенции на финансовом рынке. Пока Китай не заинтересован в ревальвации своей валюты, так как в этом случае снизится его экспортный потенциал в результате снижения конкурентоспособности китайских товаров на мировом рынке. Однако, следует отметить, что с 1 января 2010 г. стала действовать свободная торговая зона Китай плюс АСЕАН (КАФТА), где основной валютой является не американский доллар или японская иена, а китайский юань. Там Китай получает дополнительные возможности для экспорта продукции на наиболее привлекательный для себя рынок стран ЮВА, где имеется большая китайская диаспора, помогающая реализовать произведенный на территории Китая товар. Китай стал проводить постепенную ревальвацию юаня с 2005 г. и будет гнуть свою линию и дальше при условии наращивания экспорта, но ревальвация юаня будет происходить постепенно, по мере готовности Китая сделать юань резервной валютой для начала в Юго-Восточной и Восточной Азии.
Вторым пузырем является избыток денежной массы, обусловленный огромными программами стимулирования экономики и необходимость печатать юани для сохранения заниженного курса национальной валюты. Хотелось бы отметить, что действительно объем денежной массы в обращении (М2) – 72,6 трлн. юаней в 2010 г. вызывает вопросы. Однако премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао на 4-й сессии ВСНП (март 2011 г.) четко заявил, что "по планам 12-й пятилетки при сохранении разумных масштабов общественной аккумуляции средств намечено увеличить денежную массу М2 на 16% в 2011 г.". При этом следует отметить сохраняющийся сравнительно низкий удельный вес доли М1 в ВВП – всего 67% в 2010 г. и М0 в ВВП – всего 11,3% в 2010 г., а также довольно низкую долю расходов госбюджета в ВВП – всего 20,9%, намного ниже, чем в кризисном 2008 г. и высокую долю инвестиций в основные производственные фонды в ВВП – 69,9% по сравнению с 33,2% в 2000 г. Безусловно, Китай по показателю отношения М2 к ВВП занимает одно из первых мест в мире. Но стоит отметить, что эти средства инвестируются в основные производственные фонды, объекты инфраструктуры, строительство новых предприятий, на которых создается новая продукция, что и является экономической основой для построения общества "малого благоденствия" (сяокан).
Третьим пузырем является избыточное кредитование, особенно в секторе жилищного и инфраструктурного сектора, и суммарный остаток коммерческих кредитов в КНР составил 50,9 трлн юаней к концу 2010 г. Да, сумма значительная, особенно после снятия многих ограничений на получение кредитов в 2009 г. в рамках выдвинутой Госсоветом КНР антикризисной программы и выделением стимулирующего пакета в 4 трлн юаней на 2009-2010 гг. Но надо учитывать, что доля внутрибанковских кредитов на протяжении многих лет колебалась на уровне 15-20% всех объемов инвестиций в основные производственные фонды. При этом большую часть инвестиций – около 70% всех инвестиций в экономику являются собственными средствами предприятий. Иными словами, большинство предприятий Китая уже на протяжении многих лет развиваются на своей собственной основе за счет самофинансирования и своевременного проведения амортизационных отчислений и их использования для развития предприятия. К тому же в Китае на конец 2010 г. образовался значительный остаток от поступления средств на депозиты предприятий и населения – 73,3 трлн.юаней. В этих условиях финансовая система Китая может лопнуть только в одном случае, если все вкладчики одновременно побегут в банки снимать деньги со счета, что представляется маловероятным.
Помимо вышеперечисленных "пузырей" в отношении китайской экономики высказываются опасения по поводу стабильности фондовых рынков, развития внутреннего потребления и роста цен на недвижимость. Об этом – в следующем блоге.
Экономические пузыри Некоторые эксперты в разных странах мира постоянно предупреждают, что китайский экономический рост за последние годы объясняется многочисленными "пузырями", которые продолжают надуваться во второй по объему мировой экономике и через год-два должны "лопнуть". Надо сказать, что такие прогнозы по китайской экономике звучат регулярно с тех пор, как Китай начал осуществлять свою экономическую реформу. Далее |