Чтобы не “лопнуть” от внутренних инвестиций Китай пробует на вкус новые финансовые схемы.
10.09.2012 05:30
То, что Поднебесная сделала ставку на увеличение внутреннего потребления – факт. Здесь даже объяснять ничего не надо. Страна старается минимизировать последствия мирового финансового кризиса, обратившись к своему внутреннему рынку. Однако здесь все не так просто. Во-первых, при огромном расслоении общества быстро подтянуть до приемлемого покупательного уровня значительную, бедную его часть проблематично. А, во-вторых, необходимо по возможности быстро и эффективно “пристроить” накопленное другими, более состоятельными слоями населения. Как оказалось, решение второй задачи требует большей государственной гибкости.
Есть, конечно, проверенные временем способы задействовать накопленные населением и компаниями средства. Один из них – стимулирование автомобильного рынка. Поднебесная в этом смысле дошла до того, что этот ее рынок в первом полугодии 2012 г. удерживал одно из лидирующих мест в мире. Как сообщила Китайская ассоциация автопроизводителей, по итогам июня продажи пассажирских авто выросли на 15,8% и составили 1 284 200 штук с хорошей перспективой к увеличению. Согласно прогнозам в 2012 г. в Поднебесной будет продано почти 16 млн легковушек. Между тем, безусловный лидер по продаже легковых автомобилей – США, реализовал немногим больше единиц продукции, всего 1 285 499 штук пассажирских автомобилей.
Другой, более объемный способ с пользой заставить работать накопленное – заставить держателей банковских билетов вкладываться в недвижимость. Здесь Китай, как оказалось, превзошел не только других, но и себя, так как рост массы юаней, вложенных в жилые объекты не просто растет, а растет быстро. Этому, естественно помогает государство. Так после первого с 2008 г. снижения ставок Народным банком Китая продажи жилья в Поднебесной в июне увеличилось на 41% и составили $ 83 млрд по итогам первого полугодия 2012 г.
Казалось, все прекрасно – деньги работают в строительной отрасли. Однако при очевидной недоразвитости фондового и долгового рынков в КНР куда-то еще вкладывать деньги там откровенно проблематично. Просто некуда. Отсюда и опасение властей, что безальтернативная скупка жилья вполне может привести к необоснованному росту цен и, само собой разумеется – “пузыря” на рынке недвижимости. А вот этого, благодаря негативному примеру Запада, не хочет никто.
Раз так, то необходимо искать другие приемлемые финансовые инструменты, с помощью которых можно и деньги безопасно, да с пользой пристроить, и получить от этого доход. Причем, важно, чтобы такую возможность вложиться, например, в мировое производство сельхозпродукции имели не только финансовые институты, но и каждый гражданин Поднебесной. То есть, таким образом, отчасти решается первая задача развития внутреннего китайского рынка – увеличить покупательную способность основной части населения.
Понятно, что обеспечить каждого китайца возможностью так вкладывать свои средства в развитие довольно сложно. Пока сложно. Но Китай, видимо не отрицает и эту возможность, занимаясь либерализацией внутренних финансового и фондового рынков. Для этого с 2010 г. страна предприняла ряд шагов. Так с ноября 2011 г. Шанхайская биржа выразила готовность разрешить иностранным компаниям размещать акции на площадке. Через месяц государством было разрешено оплачивать акции китайских компаний в юанях, размещенных на оффшорных счетах. То есть, КНР занята активной стимуляцией движения средств. Правда, пока это распространяется на крупные зарубежные хедж-фонды, активы которых превышают $ 10 млрд. Но главное – сделать первый шаг. Первый пробный шаг, в процессе которого отработать основные моменты контроля и управления (насколько это возможно) финансовыми потоками из своей страны.
Про контроль сказано не зря. Все дело в том, что по сравнению, например, с паевыми инвестиционными фондами хедж-компании имеют меньшую прозрачность и правовую защищенность инвесторов. В результате у китайцев существует вполне обоснованное опасение, что открытие внутреннего рынка для зарубежных инвесторов может породить отток капитала за пределы страны. Следовательно, правительство Поднебесной оставляет для себя довольно много полномочий по контролю. Так госуправление КНР по валютным рынкам видимо не преминет оставить за собой право блокировать любую подозрительную сделку. Во всяком случае, именно так считают практически все наблюдатели.
Кстати, куда направлять собранные таким образом средства Пекин, несомненно, также укажет своими действиями. Как пример, возьмет да намекнет, что большую перспективу и финансовую отдачу будет иметь выделение Китаем Украине $ 3,6 млрд. на проекты замещение газа углем, или $ 3 млрд. на аграрный сектор. Мол, добавляйте, кто сколько хочет.
В результате уже через несколько лет вполне возможно ситуация будет такой, что каждый китаец сможет делать инвестиции в мировую экономику и получать от этого отличный профит в виде разовых или постоянных выплат, прибавок к зарплате или пенсии. О том, что это может произойти вполне однозначно говорят специалисты хедж-фонда EIAF, зарегистрированного в юрисдикции British Virgin Islands (Британские Вирджинские острова BVI). По их расчетам, рост мировой экономики должен серьезно начаться с 2012 – 2013 годов. Именно с этого момента начнут активно работать и крупные зарубежные хедж-фонды с активами свыше $ 10 млрд, зарегистрированные в Китае. Если это получиться, то за понижением инвестиционного взноса до приемлемого для китайского гражданина с любым уровнем достатка дело не станет. И тогда любая компания с мировым именем с готовностью подпишет все условия КНР. Еще бы. Ведь только однодолларовая инвестиция каждого китайца может обеспечить более миллиарда капиталовложений. Причем, “живыми” деньгами. Хотя чего там, доллары? В таком случае все будут рады и юаню.
В надежде на каждого китайца То, что Поднебесная сделала ставку на увеличение внутреннего потребления – факт. Здесь даже объяснять ничего не надо. Страна старается минимизировать последствия мирового финансового кризиса, обратившись к своему внутреннему рынку. Однако здесь все не так просто. Во-первых, при огромном расслоении общества быстро подтянуть до приемлемого покупательного уровня значительную, бедную его часть проблематично. А, во-вторых, необходимо по возможности быстро и эффективно “пристроить” накопленное другими, более состоятельными слоями населения. Как оказалось, решение второй задачи требует большей государственной гибкости. Далее |
© Деловой журнал ChinaPRO, 2005-2024 | [email protected]
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций и комментарии читателей.