ChinaPro  Деловой журнал про Китай

Достаточно ли Китаю энергоресурсов?22

13.09.2010 05:31

С 30 августа по 2 сентября 2010 г. в Сибирском энергетическом институте СО РАН (Иркутск) состоялся объединенный симпозиум – Всероссийская конференция "Энергетика России в XXI веке – восточный вектор" и 7-я Международная конференция АЕС "Экономическая кооперация в Азии: что после кризиса", который проводился в рамках Байкальского экономического форума и Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества.



На конференции российские и иностранные участники симпозиума в основном анализировали основные направления развития энергетики в азиатской части России и определялись наиболее перспективные направления экспорта энергоресурсов из России в страны АТР.

Безусловно, одним из основных обсуждаемых вопросов симпозиума стала оценка китайского рынка энергоресурсов и перспективы российских предприятий – экспортеров различных видов энергоносителей. Во время визита главы правительства РФ В.Путина в КНР (12-13 октября 2009 г.) был подписан ряд соглашений по вопросам развития российско-китайского сотрудничества, включая программу сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР. Также за последнее время были подписаны соглашения между "Роснефтью" и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (КННК) о поставках нефти – 15 млн т в год в обмен на кредит в $25 млрд на строительство ответвления на Китай от нефтепровода – Сковородино-Дацин до китайской границы, а также о сотрудничестве по поставкам природного газа из России в Китай примерно на 70 млрд куб. м в год.

Однако, не секрет, что в России в различных кругах постоянно ставится вопрос о том, насколько эффективным будет это сотрудничество для России и не станет ли в этом случае Россия сырьевым придатком Китая. На наш взгляд, здесь можно поставить вопрос и по-другому: не опаздывает ли Россия на китайский рынок со своими предложениями с поставкой энергоресурсов и не пора ли нашим нефтяным и газовым компаниям направиться на восток для расширения российского рынка сбыта энергоресурсов? Для этого необходимо оценить возможности Китая в производстве необходимых объемов энергоресурсов и его возможности по импорту энергоресурсов из других стран.

Китай в настоящее время относится к числу крупнейших в мире потребителей энергетических ресурсов. По общему объему производства и потребления энергии в Китае составляет 2 млрд.т.у.т. (в пересчете на уголь). По этому показателю КНР занимает второе место в мире после США, и ее доля составляет свыше 10% мирового потребления первичной энергии. В 11-й пятилетке (2006-2010 гг.) Китай взял курс на экономию энергии и предполагалось в течение пяти лет снизить удельную энергоемкость на 20% на единицу продукции.

Но в ходе выполнения 11-го пятилетнего плана (2006-2010 гг.) и подготовки плана социально-экономического развития КНР до 2020 г. выяснилось, что для его выполнения и построения общества сяокан или "малого благоденствия" требуется обеспечить соответствующий прирост производства энергоресурсов. Однако это будет сделать Китаю нелегко, так как еще в 90-е гг. выявилась нехватка нефти, а в последние несколько лет - природного газа и каменного угля. По данным на 2009 г., в течение года Китай вынужден был импортировать 203,4 млн т нефти при объеме производства 189 млн т нефти в год, 37,0 млн т нефтепродуктов и 125,8 млн т каменного угля. По стоимостному объему импорта доля в нем нефти и нефтепродуктов составляет 10,6%, а доля каменного угля – 1,05% в год.

В настоящее время в КНР объем предполагаемых запасов каменного угля составляет 5,75 трлн т, нефти – 24,8 млрд т, а природного газа – 47,6 трлн куб.м, в то время как объем разведанных запасов составляет всего 10-15% предполагаемых запасов: каменного угля 326,1 млрд т, нефти – всего 2,832 млрд т, а газа – 3,2 трлн куб.м. Однако уже в XXI веке потребление нефти в КНР заметно опережало его производство, а потребление каменного угля и природного газа было несколько ниже объемов производства. Но такое положение не могло сохраняться вечно, и в ближайшие годы потребность Китая в энергоносителях будет возрастать. Об этом свидетельствует не только рост импорта нефти из самых разных стран мира, но и начавшийся импорт сжиженного природного газа из Австралии и Индонезии и трубного газа из Туркменистана и Мьянмы. Несмотря на огромные запасы каменного угля, с 2009 г. объемы его импорта стали превышать объемы экспорта. Таким образом, исходя из тенденций современного экономического развития, в XXI веке перед Китаем в полный мере стоит вопрос обеспечения спроса на энергоносители, особенно на нефть.

В настоящее время свыше 70% российского экспорта по стоимости приходится на нефть и газ, но почти весь этот поток идет в западном направлении, потому что в настоящее время все нефтепроводы и газопроводы из Западной Сибири направлены на запад. Такое нерациональное размещение производительных сил на территории России в немалой степени способствует гипертрофированному развитию российской экономики в европейской части и дальнейшему отставанию в экономическом развитии восточных регионов. Как следствие этого, из-за отсутствия необходимой инфраструктуры для транспортировки энергоносителей на территории Сибири и Дальнего Востока для России оказывается закрытым рынок энергоресурсов стран Северо-Восточной Азии, таких как КНР, Япония, Республика Корея, где наблюдается явный дефицит энергоресурсов для поддержания высоких темпов экономического развития. В этих условиях реализация проекта строительства нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан и ответвление от него в Китай по маршруту Сковородино – Дацин является важным шагом для отхода России от гипертрофированного развития экономики, ориентированной на запад.

В настоящее время, по оценкам Института геологии нефти и газа СО РАН, добыча углеводородов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке может составить к 2020 г. 90 млн т нефти и 51,5 млрд куб. м газа. Поэтому развитие крупномасштабных российских проектов по поставкам нефти и газа в Северо-Восточную Азию может в значительной степени решить как проблемы экономического развития районов Дальнего Востока и Сибири, так и привлечения иностранных инвестиций из стран Северо-Восточной Азии - КНР, Японии, Республики Корея, заинтересованных в поставках энергоносителей из России. Первым шагом в решении этого вопроса могли бы стать реализованные проекты по сотрудничеству с КНР в нефтяной и газовой сфере.

С учетом российских потребностей в развитии энергетической и транспортной инфраструктуры в азиатской части страны развитие крупномасштабных российских проектов по поставкам нефти и газа в Северо-Восточную Азию может в значительной степени решить как проблемы экономического развития районов Дальнего Востока и Сибири, так и привлечения иностранных инвестиций из стран Северо-Восточной Азии - КНР, Японии, Республики Корея, заинтересованных в поставках энергоносителей из России. Первым шагом в решении этого вопроса могли бы стать реализованные проекты по сотрудничеству с КНР в нефтяной и газовой сфере. Поэтому одним из основных направлений российско-китайских торгово-экономических отношений может стать сотрудничество в сфере энергоресурсов.

На наш взгляд, одним из наиболее сложных моментов российско-китайского энергетического сотрудничества является вопрос согласования цены поставок энергоносителей из России в Китай. Не случайно до сих пор так и не завершились переговоры между "Газпромом" и КННК по вопросу о ценах на газ. С точки зрения китайских партнеров, предлагаемые российскими компаниями цены на энергоносители явно завышены. Но на наш взгляд, до тех пор, пока объем производства по отдельным видам энергоресурсов в КНР будет выше объема потребления, то вряд ли российским компаниям удастся навязать своим китайским партнерам цены поставок энергоносителей в западном направлении. К этому следует добавить наличие большого объема угольных запасов и конкуренцию за место под солнцем китайских «угольных королей», которые всегда могут увеличить добычу угля для восполнения нехватки энергоресурсов в Китае. Кроме того, Китай сделал большой прогресс в производстве нетрадиционных видов энергоресурсов – энергия ветра, солнца, морских приливов, а также малых ГЭС, гидротермальной энергии и биоресурсов. Поэтому при ценообразовании на электроэнергию всегда следует учитывать ценовой фактор стоимости тонны угля на территории Китая, который служит основным видом топлива на ТЭС.

В Китае в настоящее время достигнут относительный баланс внутреннего потребления и импорта природного газа и каменного угля по отношению нетто-импорта и нетто-экспорта к потреблению, чего нельзя сказать о нефти. С 1993 г. Китай стал чистым импортером нефти и общий объем импорта увеличился до 97,5 млн т в 2000 г. и 203 млн т в 2009 г. По различным оценкам, в 2020 г. Китай для удовлетворения различных потребностей в нефтепродуктах должен иметь не менее 500 млн т нефти в год, что значительно превышает потенциальные возможности производства нефти. В результате происходит повышение зависимости Китая от импорта нефти, по различным оценкам, от 50 до 70% общего потребления нефти к 2020 г.

Однако, не надо думать, что у Китая такое уж безвыходное положение в обеспечении экономики энергоресурсами. Прогнозные оценки предполагаемых запасов энергоресурсов по всем источникам довольно велики, и основной проблемой являлась лишь дороговизна их добычи и трудности с транспортировкой с запада на восток страны. Но после того, как был запущен в эксплуатацию газопровод Запад – Восток (сици дуншу), и в китайском бюджете появились дополнительные средства на развитие месторождений полезных ископаемых, эти проблемы стали постепенно решаться. В настоящее время для КНР существует три пути решения энергетической проблемы: 1) разработка и эксплуатация имеющихся нефтяных и газовых месторождений в западной части страны; 2) частичная замена нефти на каменный уголь, природный газ, гидроэлектроэнергию и атомную энергию, а также увеличение доли альтернативных источников энергии – ветра, солнца, гидротермальных источников и биоресурсов; 3) увеличение импорта из-за рубежа нефти, но и развитие импорта природного газа и каменного угля.

Анализ перспективных потребностей Китая в энергоносителях показывает, что страна может обойтись текущими запасами различных видов энергоносителей на территории страны. К тому же Китай уже располагает сложившимися источниками импорта нефти из разных стран мира – Ближнего Востока, Центральной Азии, Латинской Америки и России и будет использовать все виды энергоресурсов для выполнения задач по социально-экономическому развитию. Но если Россия в ближайшие годы не сможет организовать долгосрочное сотрудничество в энергетической сфере и наладить систему транспортировки энергоносителей в КНР, то ее место на китайском рынке займут другие страны и транснациональные корпорации. Реализация энергетических проектов через партнерство с Китаем позволит России в наиболее полной мере активизировать сотрудничество со странами АТР в целом и СВА в частности для оживления экономики Сибири и Дальнего Востока и поможет странам АТР решить проблему нехватки энергоресурсов в XXI веке.


НОВОСТИ КИТАЯ      
ChinaPro - Деловой журнал про Китай
Достаточно ли Китаю энергоресурсов?

С 30 августа по 2 сентября 2010 г. в Сибирском энергетическом институте СО РАН (Иркутск) состоялся объединенный симпозиум – Всероссийская конференция "Энергетика России в XXI веке – восточный вектор" и 7-я Международная конференция АЕС "Экономическая кооперация в Азии: что после кризиса", который проводился в рамках Байкальского экономического форума и Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества.  Далее


Загрузка...