Десять лет программе развитии западных районов Китая: итоги и перспективы
23.08.2010 05:30
В июле ЦК КПК и Госсовет КНР провели рабочее совещание по развитию Западного Китая. В совещании приняли участие все ведущие руководители КНР, включая Председателя КНР Ху Цзиньтао, премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао и председателя Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) У Банго.
В выступлении Вэнь Цзябао было подчеркнуто, что “углубленное осуществление стратегии освоения Западного Китая является важной задачей по достижению цели строительства общества “малого благоденствия” и будущие 10 лет имеют ключевое значение для всестороннего строительства общества “малого благоденствия” и углубленного развития Западного Китая”. В свою очередь Вэнь Цзябао отметил, что “освоение Западного Китая занимает преимущественное место в общей стратегии регионального гармоничного развития”. К совещанию, которое подвело итоги и наметило перспективы развития западных районов Китая, не случайно было приковано внимание не только всех китайских средств массовой информации, но и большого числа иностранных, о чем свидетельствовала весьма длительная пресс-конференция в пресс-центре Госсовета КНР, посвященная итогам и перспективам программы развития западных районов Китая.
Такая постановка вопроса о развитии западных районов на стыке ХХ и XXI веков возникла в связи со сложившимся экономическим отставанием западных районов Китая от развитых приморских. В 50-70-е гг. в условиях плановой экономики из центрального бюджета выделялись определенные средства на развитие запада страны. Поэтому разрыв по уровню социально-экономического развития между приморскими и внутренними районами если не уменьшался, то, по крайней мере, и не увеличивался. Однако за годы экономических реформ основные преимущества рыночной экономики получили приморские районы, в которых себестоимость производства продукции оказалось ниже, инвестиций удавалось привлечь намного больше, внешнеторговые связи оказались более тесными из-за близости к морским портам. В результате доля ВВП западных районов в объеме ВВП Китая, составлявшая в 2000 г. 17,1%, снизилась на три процентных пункта по сравнению с 1978 г. – 20,1%
Для ликвидации растущего разрыва по уровню экономического развития между приморскими и западными районами Китая были принят комплекс мер по стимулированию социально-экономического развития западных районов, которые был рассчитан на десять лет и был назван Программой развития западных районов (сибу дакайфа). Программа развития западных районов Китая в начале XXI века охватывала провинции Шэньси, Ганьсу, Юньнань, Гуйчжоу, Сычуань, Цинхай, город Чунцин и пять автономных районов - Нинся, Синьцзян и Тибет, Гуанси и Внутреннюю Монголию. Основной проблемой развития западных территорий в годы проведения реформы была нехватка инвестиций в экономическое развитие территорий, прежде всего в развитие инфраструктуры и добывающей промышленности. В октябре 2000 г. Госсовет КНР принял первый документ о развитии западных районов под названием “Уведомление Госсовета КНР о реализации мер по развитию западных районов” (Документ №33 за 2000 г.). В состоявшем из пяти частей документе были сформулированы конкретные мероприятия, направленные на развитие западных районов, в частности, такие как создание специальных фондов, определение приоритетных объектов капитального строительства, выделение на эти цели специальных средств из центрального бюджета, предоставление налоговых льгот, поддержка банковскими кредитами, регулирование цен, привлечение иностранных инвестиций, развитие внешней торговли и другие меры.
Как нам представляется, китайская модель развития западных районов могла бы стать основой для создания модели развития районов Сибири и Дальнего Востока, так проблемы экономического развития 12 провинций западных районов Китая и российского Дальнего Востока и Сибири, в общем и целом, схожи. Модель развития экономики, в основе которой лежит освоение экономически отсталыми районами природных ресурсов, а более развитыми районами – производство и переработка продукции создает на длительный период ситуацию, при котором разрыв между передовыми и отсталыми районами будет продолжать увеличиваться. До тех пор, пока природные ресурсы из отсталых районов будут обеспечивать потребности экономически развитых районов, отсталые районы так и не смогут воспользоваться своим преимуществом для получения более дешевой энергии для развития обрабатывающей промышленности на собственной основе. Как мы видим, такая экономическая ситуация характерна как для западного Китая, так и для российского Дальнего Востока и Сибири.
Более того, все основные характерные черты западных районов Китая, которые накладывают свой отпечаток на экономические условия региона в целом и создают значительные трудности для преодоления разрыва между Западом и Востоком. К этим характерным чертам западных районов Китая относятся такие как значительные пространства – свыше 70% территории страны, низкая плотность населения – 28% средней плотности по Китаю, большая протяженность границы, богатство природными ресурсами, истоки всех крупных рек Китая, неразвитая региональная инфраструктура, более низкий уровень образования, чем в среднем по стране, более низкий показатель ВВП на душу населения по сравнению со средним показателем по стране. Как мы видим, все эти характеристики в полной мере относятся к территориям российского Дальнего Востока и Сибири.
В западных районах КНР для решения этого вопроса были созданы своего рода “зоны развития” (или “точки роста”) в ходе реализации пяти крупных инфраструктурных проектов за счет центрального бюджета с 2000 г.: 1) охрана окружающей среды; 2) транспортировка газа по маршруту Запад-Восток; 3) передача электроэнергии по маршруту Запад-Восток; 4) переброска водных ресурсов в Юга на Север; 5) строительство железной дороги Цинхай-Тибет. Как представляется, для развития Дальнего Востока и Сибири Россия должна начать с развития там инфраструктуры. В противном случае будет крайне затруднительно создать там предприятия обрабатывающей промышленности, поскольку на Дальнем Востоке за исключением Транссибирской магистрали и автомобильной трассы вдоль Транссиба практически ничего нет. Как представляется, трасса Чита-Хабаровск в нынешнем виде вполне пригодна для проведения очередного этапа “Кэмел-трофи”, однако мало пригодна для коммерческих транспортировок груза по этому маршруту.
Поэтому представляется разумным обратить внимание на китайский опыт развития западных районов Китая. Как отметил вице-премьер Госсовета КНР Ду Ин, “западные регионы имеют важный и особый стратегический статус, и центральное правительство намерено оказывать данным регионам особую политическую поддержку”. На 2010-2020 гг. на рабочем совещании было принято важное решение об оказании помощи западным регионам Китая из развитых приморских регионов путем закрепления шефства приморскими регионами над западными, перечисления части бюджета приморских регионов в западные – от 2 до 6% их доходной части и установления специального налога для нефте- и газодобывающих компаний для решения вопросов социально-экономического развития западных районов. На наш взгляд, Россия вполне могла бы использовать основные направления программы развития западных районов Китая для подъема Дальнего Востока и Сибири как в сфере финансирования и реализации инфраструктурных проектов, так и в сфере предоставления различных льгот для российских иностранных инвесторов при создании новых рабочих мест, а также для привлечения рабочей силы из других районов страны.
Запад догоняет Восток В июле ЦК КПК и Госсовет КНР провели рабочее совещание по развитию Западного Китая. В совещании приняли участие все ведущие руководители КНР, включая Председателя КНР Ху Цзиньтао, премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао и председателя Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) У Банго. Далее |