28.07.2014 05:30
Как ни странно, но до настоящего времени мнение рядовых обывателей относительно китайского научного прогресса, несет определенную долю сарказма. Но так ли все на самом деле? Уже сейчас в Китае открыты 13 000 исследовательских институтов в крупных государственных предприятиях и 41 000 негосударственных научно-ориентированных предприятий. Согласно американской статистике, в США каждый пятый, получающий степень PhD, – китаец. А к 2020 г. Китай планирует снизить зависимость от импортных технологий до 30%. Страна активно работает над тем, чтобы в ближайшей перспективе стать флагманом мирового научного развития.
Действительно, стереотипы относительно Китая, сложившиеся во времена “помогаек” и первых подделок, лишь внешне напоминающих бренды мировых компаний, еще сидят в мозгах значительной части населения. При этом, поддерживает их ничто иное, как явное незнание китайской действительности. Не помогает даже эпизодически появляющаяся в СМИ информация о достижениях КНР, к примеру, в виде запусков космических ракет. Ее довольно быстро “запикивают” все те же комплексы незнания.
Другое дело, когда за информационным полем наблюдают специалисты. Уж кто кто, а они не пройдут мимо ценнейших данных о развитии науки в Поднебесной. В конце концов, не прошли же немецкие, российские и финские конструкторские бюро мимо информации о том, что китайская машиностроительная корпорация NORINCO открыла исследовательский центр разработки наземных роботов, предназначенных для военных целей. Теперь, в 2014 году, именно с ними китайский производитель намерен подписать соглашения о совместной разработке новой техники и взаимном обмене технологиями.
Другой пример 2014 г. – намерение Китайского института высоких энергий (IHEP) из Пекина построить к 2035 г. протон-протонный суперколлайдер. Казалось, до 2035 г., как до Луны и мало ли, что может за это время произойти. Но китайцы однозначно не дадут скучать ни одному ученому с мировым именем все это время. Дело в том, что уже к 2028 г.они намерены запустить в эксплуатацию некий “малый образец” супермашины – протон-протонный коллайдер, обеспечив преемственность исследований и явное преимущество перед американцами и европейцами, которые к 2035 г. думают завершить постройку своего суперколлайдера, правда, меньших масштабов.
Кстати, раз уж разговор зашел о Луне, то и здесь КНР буквально рвется вперед, обеспечивая себе марсианские перспективы. По словам Оуяна Цзыюаня, китайского академика, ведущего консультанта Китайской лунной программы зондирования, в конце 2014 г. начнутся испытания космозонда “Чанъэ-5”. В планах на 2017 г. доставка на Землю образцов лунного грунта. А дальше принятие решения о пилотируемых полетах на Луну и строительстве там своей базы.
Китай наращивает мощь
Для демонстрации китайского рывка в области научных исследований 2014 г. выбран не зря. Дело в том, что в этом году исполнилось 110 лет со дня рождения Дэн Сяопина – инициатора китайских реформ, позволивших добиться за последние десятилетия качественного прорыва в развитии страны, существенно укрепить позиции КНР в мире. А согласно отчету Amerіcan Scіence Foundatіon (ASF), который был составлен 6 февраля 2014 г., китайский научный задел особенно стремительно развивался в течение последнего десятилетия. Китай оказался на третьем месте после США и ЕС по количеству ежегодных научных публикаций. И страна стремительно наращивает свою мощь.
От обвала…
Китай – родина многих открытий и изобретений. Именно китайцы первыми создали бумагу, печатные книги, прялку, тачку, компас, порох и арбалет, стали запускать воздушных змеев, устраивать фейерверки, а также выращивать рис и чай. Но произошедший однажды по инициативе конкурентов обвал буквально загнал Поднебесную на дно мирового прогресса, сделав страну одной из самых бедных и отсталых. Рвануть вперед, создать экономику знаний, не удавалось довольно долгое время, хотя попытки к этому предпринимались. Дело в том, что кроме финансовых и межгосударственных проблем, серьезную роль в торможении развития в свое время играла идеология. В данном случае разговор не идет о том, чтобы красить историю Китая лишь в черный и белый цвета, просто на определенном этапе развития КНР до 1956 г. интеллигенция считалась социальной группой с неопределенным классовым статусом – относилась, скорее, к буржуазии, чем к рабочему классу.
Ситуация получила импульс к положительным изменениям в январе 1956 г., когда на конференции ЦК КПК, посвященной интеллигенции, премьер Госсовета Чжоу Эньлай объяснил отношение партии к этой проблеме – признать подавляющее большинство интеллигенции государственными рабочими, трудящимися во имя социализма. В начале 60-х годов вице-премьер Чэнь Йи сделал еще одно заявление: “Китаю нужна интеллигенция, нужны ученые. В течение всех этих лет с ними обращались несправедливо. Их следует вернуть на те посты, которые они заслуживают”. Но еще довольно долгое время, “благодаря” идеологическим шорам научная интеллигенция предпочитала “не высовываться”.
… до расцвета
Тем не менее, еще в ноябре 1949 г., спустя месяц после образования КНР, была создана Академия наук Китая. Одновременно отраслевые компетентные органы и другие местные организации создали свои научно-исследовательские учреждения. К 1955 г. численность научно-исследовательских учреждений достигла 840, контингент научных работников возрос до 400 000 человек. В 1956 году Госсовет учредил Государственный комитет по планированию науки и техники, под его руководством была разработана 12-летняя перспективная программа научно-технического развития. Зародился ряд новых технологий, возникли и окрепли новые промышленные предприятия. А в октябре 1964 г. Китай успешно провел первое ядерное испытание, что заявило о достижении страной сравнительно высокого уровня в этой области науки и техники. Правда, в тот момент развитие науной мысли Китая было возможным благодаря чуткому руководству СССР.
Среди приоритетов Программы развития науки и техники на 1978-1985 годы – сельское хозяйство, энергетика, сырьевые и материальные ресурсы, электронно-вычислительная и лазерная техника, космические исследования, физика высоких энергий и генная инженерия. С 1979 г. темпы роста экономики Китая стали приковывать взоры всего мира. С 1995 г. Китай проводит стратегию подъема страны за счет науки и образования, целью которой можно считать создание к 2000 г. научно-исследовательской системы. В качестве первоочередных стоят задачи достижения процветания науки и техники, повышения творческих способностей освоения ключевых технологий важных отраслей и технологий системы проектирования.
Темпы развития науки и внедрения технологий Китая за последние 25 лет признаны беспрецедентными в истории. Система управления наукой в стране претерпела глубокие изменения – был сформирован новый механизм трансфера научных достижений и технологий в экономику. По словам Б. Альбертса, бывшего президента АН США и одного из авторов всемирно известного учебника по клеточной биологии, создается впечатление, что Китай движется вперед под руководством ученых и инженеров. А дело в том, что руководители Поднебесной поняли – просто копируя достижения Запада, геополитическую гонку на выживание со странами Запада не выиграешь. Именно такая позиция руководства КНР во многом определяет сегодня научные перспективы КНР, где особое место уделено сфере инноваций.
Согласно Плану-2020, власти КНР в долгосрочной перспективе намерены создать инновационно ориентированное государство. Руководство Поднебесной открыто ставит инновации и научные разработки на первый план, называя их основой национального развития. Так в Плане-2020 обозначены конкретные показатели: снижение зависимости экономики от импортных технологий до 30% и увеличение доли высокотехнологичных производств во всем объеме ВВП до 60% и сроки, к которым показатели должны быть достигнуты.
Каждый пятый исследователь – китаец
Все это говорит о том, что КНР осознает – будущее за инновациями, которые впоследствии станут стержнем для всей экономики Китая. Уровень мастерства Поднебесной в области науки и технологий растет и опирается на национальную сеть инновационных исследований, которая уже на данный момент включает в себя 5400 национальных правительственных учреждений, 3400 университетов, аффилированных с научно-исследовательскими учреждениями. Работают 13 000 исследовательских институтов в крупных государственных предприятиях и 41 000 негосударственных научно-ориентированных предприятий. Согласно американской статистике, в США каждый пятый, получающий степень PhD, – китаец.
Китайскими властями создается также особый климат, стимулирующий отечественных производителей высокотехнологичной продукции. Помимо налоговых льгот и субсидий в широкой практике присутствует, к примеру, предоставление земельных участков предприятиям, занятым в научно-технической сфере. По площади эти земельные участки больше, чем это необходимо для строительства фабрики или завода. На дополнительных территориях компании строят жилые дома или отели, доходы от которых затем направляются на инвестиции в НИОКР и компенсируют заводские убытки. Государственные банки предоставляют компаниям-инноваторам кредиты по низким процентным ставкам, а местные органы власти часто возмещают платежи по процентам от подобного рода кредитов.
Поэтому КНР становится все более популярной не только среди специалистов. Научные достижения Поднебесной делают страну понятной для обывателей, молодежи со всего мира. К тому же, в силу ряда причин – местное образование обладает очень высоким качеством, что не может не сказаться на большом притоке иностранных студентов. А это, к конце концов, уже в самое ближайшее время полностью избавит КНР от прежних стереотипов “дешевой” страны.
Хотя, по большому счету, главное не это. Стереотипы, зачастую всего лишь демонстрируют предвзятое отношение неких конкурентов. При этом горький опыт общения с ними у Китая уже есть и он, как видится, не собирается вновь наступать на грабли.
За наукой в Поднебесную Как ни странно, но до настоящего времени мнение рядовых обывателей относительно китайского научного прогресса, несет определенную долю сарказма. Но так ли все на самом деле? Уже сейчас в Китае открыты 13 000 исследовательских институтов в крупных государственных предприятиях и 41 000 негосударственных научно-ориентированных предприятий. Согласно американской статистике, в США каждый пятый, получающий степень PhD, – китаец. А к 2020 г. Китай планирует снизить зависимость от импортных технологий до 30%. Страна активно работает над тем, чтобы в ближайшей перспективе стать флагманом мирового научного развития. Далее |
© Деловой журнал ChinaPRO, 2005-2024 | [email protected]
© ChinaPRO Media Group
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 7722970, от 20.01.2006 г.
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций и комментарии читателей.