17.03.2014 05:30
Середина и конец прошлого года отметились громкими экономическими заголовками в СМИ. Все они так или иначе касались Китая, откуда якобы из-за проблем в стране – в основном, повышения зарплаты китайцам – "побежали" ведущие мировые бренды. Но только ли это является основной движущей силой перемещений?
Бег по кругу
Куда бегут? В качестве альтернатив, рассматривается — Вьетнам, Индия, Бангладеш, Пакистан, Индонезия и даже Россия.
Вот и Samsung бежит из Китая, чтобы не платить высокие зарплаты рабочим, о чем 12 декабря 2013 года сообщил РБК. Бежит ни куда-нибудь, а во Вьетнам, где пока еще рабочим платят меньше. Естественно для такого случая были просчитаны все плюсы перемещения компании. По мнению Ли Сунву, аналитика IBK Securities, со временем (видимо, пока у вьетнамцев зарплаты также не начнут повышаться или не случится чего-то выдающегося) Samsung будет производить до 80% телефонов во Вьетнаме.
Наступление этого самого "со временем" определить не сложно – примерно через два года. Дело в том, что вьетнамские власти, ко всему прочему освободят Samsung от выплаты налогов в первые четыре года, а затем на 12 лет применят в корейцам вдвое меньшую налоговую ставку, чем к обычным компаниям. Видимо, учитывая эффект от такого рекламного трюка, Ли Юнг Сун, глава корейского Trade-Investment Promotion Agency предсказывает, что в ближайшие два-три года во Вьетнам подтянутся и другие высокотехнологичные компании. Среди них Nokia и Intel, которые уже частично перенесли туда производство.
Главное – найти повод
Чтобы не быть слишком однотипным в поводах, оправдывающих возможный переезд из Китая в другие страны, информационная составляющая разных компаний имеет свои приоритеты. Так, например, южнокорейская LG упор делает на некую политическую нестабильность вокруг и внутри КНР по сравнению с Вьетнамом, а также довольно низкий уровень образования китайских рабочих. "Вьетнам является политически стабильной страной, к тому же у нее очень хорошо обученная рабочая сила", — говорится в пресс-релизе LG. Что касается политики, то в качестве примера приводится снижение на треть притока в КНР капиталов из Японии по причине обострения отношений со страной восходящего солнца. Уровень образования в КНР оценивается вообще запредельно низким – говорится, что только 28% китайцев закончили хотя бы среднюю школу.
Ну и, как говорится, последний гвоздь (хотя и датированный октябрем 2012 года) забивает информация от швейников компании Adidas, которая тогда же закрыла свой последний собственный завод в КНР. Компания переводит свои мощности в Юго-Восточную Азию, Бангладеш также по причине роста зарплаты у китайцев.
Причина причине рознь
Действительно, изменения в экономике (в ее управлении) Поднебесной произошли, что отчасти сузило коридор благоденствия западных инвесторов. Но является ли это главной причиной громких информационных компаний вокруг каждого перебежчика?
Если говорить о зарплате в Китае, то даже, казалось, полный профан не будет возражать тому факту, что Поднебесная демонстрирует большой разрыв по доходам в разных районах страны. Кто, допустим, в таком случае мешает использовать это преимущество, не покидая КНР? Никто.
Оправдывая это предположение, японская Panasonic объявила, что будет производить плазменные панели не в Шанхае, а в провинции Шаньдун, где средние зарплаты рабочих ниже. Между прочим, насколько видно, финансовое положение у Panasonic явно не блестящее. Еще в апреле 2013 года компания в своем пресс-релизе объявила о намерении убрать свои акции из котировального списка нью-йоркской фондовой биржи NYSE. Для Panasonic это дополнительные расходы.
Таким образом, можно предполагать, что не все просто с так называемым общим исходом компаний из Поднебесной. Есть, видимо, более глубинные причины, чтобы демонстрировать, будто бы Китай все меньше отвечает требованиям мировой экономики. Мол, и рабочая сила там необразованная, и старая, и вообще самый высокий в мире показатель роста экономики Китая ни что иное, как предвестник застоя где-нибудь к 2020 году.
Кажется, всему виной конец былых привилегий
То есть, информационный наскок в отношении КНР выглядел очень уж показушным. Тем более, если учесть, что сами западные коллеги Поднебесной в плане экономики выглядели, мягко сказать, бледновато. Поэтому и возникало подозрение, что ближе всего к истине об исходе из КНР все, что связано с привилегиями иностранных компаний в Китае.
Но разве можно признаться, что все проблемы западных компаний только из-за того, что их явной халтуре в КНР приходит конец? Нет. Поэтому иностранцы свели все к более понятной им формуле "Китай препятствует инвестициям". Не даром в отчете Группы Всемирного банка (World Bank) "Инвестирование без границ" за 2010 год КНР числилась среди стран с самыми большими ограничениями на иностранные инвестиции. Вслух такие же претензии выражали компании Siemens и BASF на встрече двухлетней давности с премьером Госсовета Вэнь Цзябао.
Китайцы, насколько могли оправдывались, говорили, что это не так. Мало того, по словам Чэнь Дэмина, министра торговли КНР, Поднебесная неоднократно понижала входной барьер для иностранных компаний, так как она вступила в ВТО и многие международные компании, серьезно пострадавшие в результате мирового финансового кризиса, нашли новые источники доходов в Китае.
Но иностранцы не унимались. Говорили, что для новой инновационной экономики нужна свободная конкуренция, а это, скорее всего, потребует политических реформ и свобод. Также необходимо ограничить влияние государственных гигантов, которые тесно связаны с партийной верхушкой. Когда это не помогало, они грозили. Заявляли, что откажутся лоббировать интересы КНР в своих правительствах, что, в конечном итоге приведет к ухудшению отношений Китая с США и ЕС.
Себя уже не изменить
Показательно в этом случае информационное сопровождение такого давления. В ряде СМИ тут же стали обсуждаться темы ближайшей смены торговой марки "Made in China" несколько подзабытыми "Made in USA", "Made in Germany", "Made in Japan". Апофеозом стал вывод о том, что иностранным компаниям становится невыгодно размещать производство в Китае, поэтому их руководство начинает задумываться о выборе нового места, вплоть до возврата на родину. В данном случае слово "Родина" звучит нелепо.
Объясняет это разговор Обамы, президента США со Стивеном Полом Джобсом. На вопрос первого: "Что нужно, чтобы делать iPhone в США?" Джобс ответил: "Эта работа не может вернуться". И причина тому не величина зарплаты тех же китайцев. Просто огромная производственная инфраструктура, построенная за границей и профессиональные навыки иностранных рабочих значительно опережает все, что есть в США. Поэтому бренд "Made in USA" вряд ли будет живучим вариантом. "Не нужно нас критиковать за использование китайских работников, — сказал один из руководителей Apple. — США перестали предоставлять людей с нужными нам навыками". "Apple это пример того, почему так трудно найти работу среднему классу в США сегодня", — отметил Джаред Бернштайн, бывший экономический советник Белого дома. — "И если это вершина капитализма, нам стоит побеспокоиться". Так что причины беспокойства западных брендов налицо. Только исправлять ситуацию некоторые из них пытаются старым способом – меняя не себя, а стараясь подстроить под свои интересы партнеров.
Конец иностранным инвестициям
Многое стало на свои места в августе-сентябре 2010 года после публичного разъяснения политики Поднебесной в том же стиле и на тех же принципах, которые брали за основу западные компании, утверждавшие, что КНР препятствует инвестициям. Тогда была опубликована статья "Несколько мнений Государственного совета о дальнейшей плодотворной работе в области использования иностранных инвестиций", смысл которой состоял в следующем – время безусловного приоритета иностранных инвестиций в Китай закончилось.
Но каждая медаль имеет обратную сторону. "Американский" способ поведения в таких ситуациях – некие упрощенные варианты экономической блокады, типа безусловного вывода своих производственных мощностей в другие страны – проповедует не так много компаний. Немцы, например, не сильно спешат сворачивать производство в КНР. Во-первых, жалко бросать хорошо отлаженное и оплаченное дело. А, во-вторых, расчет на то, что зарплата в Китае не будет увеличиваться вечно, к тому же, до уровня Германии КНР еще надо дорасти. Кроме того совершенно ясно, что растущий уровень благосостояния китайцев, помноженный на бездонность их внутреннего рынка - это фактически Клондайк для производителя. Таким образом, менять что-то и резко, как минимум, не выгодно.
От комфорта отказаться трудно
Да, на публику (свою публику) можно критиковать политику КНР в отношении иностранных компаний. Но когда дело заходит об экономической выгоде, эмоции и митинговость моментально исчезают. Примерно такой сценарий отыграла Дженерал Электрик (GE) – на фоне отсутствия каких-либо признаков сворачивания деятельности компании в КНР (большинство исследований которой ориентирована на китайский рынок), Джефф Иммельт, ее председатель и главный исполнительный директор разразился критикой в адрес политики Поднебесной в отношении иностранных компаний.
Google, который после громких разногласий с китайцами, чуть было не хлопнула дверью, однако, опасаясь потерять рынок, вернулась в Поднебесную. Siemens увеличила инвестиции в созданную в Китае региональную штаб-квартиру почти на $190 млн, продолжая расширять производственно-хозяйственную деятельность в области альтернативных источников энергии. Американская компания Genzyme инвестировала $99 млн для проведения исследований и разработок биотехнологических материалов и лабораторного производства. Японская компания PCR Investments Japan Corporation инвестировала $53 млн, организовав новое совместное предприятие с компанией Sinopec. Та же Nokia объявила о том, что она будет всеми силами поддерживать развитие 3G в Китае.
Игра по новым правилам, или, кто не спрятался, я не виноват
Список можно продолжить. Но лучше привести данные доклада Конференции ООН по торговле и развитию. Согласно им КНР остается наиболее привлекательной страной для ведения бизнеса. Кроме того, по информации, опубликованной китайско-американской торговой палатой более 80% американских компаний с оптимизмом относятся к сотрудничеству с КНР, 73% предприятий будет расширять инвестиции в Китай.
Все это говорит о том, что при всех минусах, которые озвучиваются в отношении китайской прописки различных компаний, ведение бизнеса в КНР можно считать комфортным, обустроенным, что ли, предыдущими инвестициями в инфраструктуру. Ну а так называемое бегство вовсе не означает, что компания подверглась жесточайшему прессингу. Причины тут бывают всякие. Хотя, судя по информации из Китая, нарваться на негативное отношение к себе можно весьма и весьма быстро, особенно если начинать корректировать под себя местные взаимоотношения и традиции.
Бегство из Китая Середина и конец прошлого года отметились громкими экономическими заголовками в СМИ. Все они так или иначе касались Китая, откуда якобы из-за проблем в стране – в основном, повышения зарплаты китайцам – "побежали" ведущие мировые бренды. Но только ли это является основной движущей силой перемещений? Далее |
© Деловой журнал ChinaPRO, 2005-2024 | [email protected]
© ChinaPRO Media Group
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 7722970, от 20.01.2006 г.
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций и комментарии читателей.