www.chinapro.ru / От Маркса к Конфуцию
Ваш e-mail:
Имя:
Фамилия:
еженедельная рассылка новости
Есть ли жизнь на Марсе

Есть ли жизнь на Марсе

Китай планирует осваивать новые территории

Миллиард под шубой

Миллиард под шубой

Как Гао Дэкан обогрел весь Китай

Промышленный центр мира

Промышленный центр мира

Жить или не жить?

Главная Тема недели Новости дня Видео Компании Люди Экспертиза Интервью Цифры Города Китая Блоги
Выставки Биржи Рынки Публицистика Что пишут Ляпы Букмекеры Эксклюзив Жизнь в Китае (видео)
Публицистика

От Маркса к Конфуцию1

02.11.2009 04:30

17-ый съезд Компартии Китая, который проходил в 2007 г., показал, что хотя марксизм-ленинизм остается официальной идеологией Поднебесной в лексиконе пекинского руководства обрели приоритет такие новые термины, как гармоничность, научность, законность. А это означает подспудный сдвиг от Маркса к Конфуцию.



Ровно полвека назад, осенью 1957 г., я приехал в уезд Цюйфу провинции Шаньдун с намерением написать очерк "Земляки Конфуция". В Китае тогда было успешно завершено кооперирование сельского хозяйства. Причем в отличие от СССР коллективизация в КНР прошла без раскулачивания. Используя "Поднятую целину" Шолохова как учебник жизни, китайские партработники сумели избежать левацких перегибов и сохранить слой наиболее рачительных хозяев. А это в свою очередь помогло избежать спада сельскохозяйственного производства.

Об удачной корректировке советского опыта мне хотелось написать на примере уезда Цюйфу провинции Шаньдун, то есть сделать героями очерка о радикальных переменах в жизни китайского крестьянства именно земляков Конфуция.

Навсегда запомнилось, что как раз в тот день, когда я посетил могилу Конфуция, был запущен первый советский искусственный спутник Земли. В момент, ставший началом новой, космической эры в истории человечества, особенно разительным контрастом предстала передо мной многовековая неизменность всего, что окружало храм и могилу Конфуция в роще древних сгорбившихся криптомерий.

Но родные места великого мыслителя древности были в идеальном порядке и активно посещались. На то были причины. Ведь конфуцианство - не столько религия, столько этическое учение, духовный стержень национального менталитета. С именем философа, жившего 25 веков назад, связаны такие высокочтимые китайцами понятия, как гармония и иерархия, завет почитать старших и подчиняться власть имущим. А это вполне отвечает интересам партийного авторитаризма.

Проявляя уважение к великому прошлому страны, китайские коммунисты были вправе рассчитывать на конфуцианское отношение к своей власти. Только в мрачные годы "культурной революции" хунвэйбины разбили кувалдами надгробную плиту великого мыслителя, объявив конфуцианство опорой феодального деспотизма.

После смуты, "культурной революции", после размолвки между Мао Цзэдуном и Хрущевым, которая привела к трагическим последствиям для наших народов, пришла пора исправлять ошибки. Пекин и Москва сделали первые осторожные шаги навстречу друг другу. В 1984 г. в столицу КНР был приглашен председатель Общества советско-китайской дружбы, и я, как его тогдашний заместитель. Уверен, что в наш маршрут отнюдь не случайно была включена родина Конфуция. Показывая нам гранитное надгробье, расколотое кувалдами хунвэйбинов, один из руководителей провинции Шаньдун сказал:

- Ничто так не нарушало национальной традиции Китая, как надругательство над прошлым. Ничто так не противоречило здравому смыслу, как ссора Мао Цзэдуна и Хрущева. Пусть же все это останется позади!

А в мае 1989 г. мне довелось быть свидетелем того, как лидеры двух великих соседних государств пожали друг другу руки со словами: "Закрыть прошлое, открыть будущее!" Как видно, неспроста за 5 лет до этого из Пекина отправили двух московских китаистов именно туда, где когда-то родился и был похоронен Конфуций!

Продолжение следует…

Публикуется с согласия автора


НОВОСТИ КИТАЯ      
ChinaPro - Деловой журнал про Китай
От Маркса к Конфуцию

17-ый съезд Компартии Китая, который проходил в 2007 г., показал, что хотя марксизм-ленинизм остается официальной идеологией Поднебесной в лексиконе пекинского руководства обрели приоритет такие новые термины, как гармоничность, научность, законность. А это означает подспудный сдвиг от Маркса к Конфуцию.  Далее


Загрузка...
Об авторе
Всеволод Овчинников

Всеволод Овчинников

Журналист-международник, востоковед, обозреватель "Российской газеты"

Окончил Институт иностранных языков, был собкором "Правды" в Китае, Японии и Великобритании. Автор книг "Ветка сакуры", "Корни дуба", "Восхождение к Шамбалу" и др. За произведения "Сакура и дуб" и "Горячий пепел" в 1985 г. удостоен Государственной премии СССР

НАШИ АВТОРЫ: ИЗБРАННОЕ
Михаил Богатов
Представитель РОСТЕСТа в Китае, менеджер по России и странам СНГ компании TUV Rheinland Group Asia.
Сергей Цыплаков
торгпред России в Китае
Даниил Сергеев
Независимый журналист
новости партнеров
Загрузка...
Последние комментарии
ПОИСК ПО САЙТУ
Поиск
 
    Контент этого сайта предназначен для людей старше 18 возраста.

RSS Редакция Реклама Наши баннеры

Система Orphus

© Деловой журнал ChinaPRO, 2005-2024 | [email protected]
© ChinaPRO Media Group
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 7722970, от 20.01.2006 г.
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций и комментарии читателей.