28.01.2013 05:00
2012 г. стал достоянием истории. Настало время подвести некоторые итоги политического и экономического развития Китая, а также российско-китайской торговли за прошедший год.
1. Основным политическим итогом 2012 г. в Китае можно считать передачу власти в руки “пятого поколения” китайского руководства, которая произошла на состоявшемся в ноябре XVIII съезде КПК. Правда, необходимо оговориться, что передача власти – это процесс, растянутый во времени, и формально он завершится в марте нынешнего года, когда сессия ВСНП утвердит кандидатуру нового главы государства, а также одобрит персональный состав и структуру нового правительства. Однако точка возврата в этом процессе была пройдена именно на съезде.
Сам съезд прошел как по нотам, так как его партитура была тщательно прописана заранее. Достаточно сказать, что отчетный доклад ЦК готовился почти год, неоднократно обсуждался и правился. Неудивительно, что он получился весьма округлым и каким-то неярким. По большей части в нем подводились и обобщались итоги пройденного Китаем за последние десять лет пути, а в отношении будущего преимущественно обозначались проблемы, ставились задачи, тогда как пути их решения детально прописаны не были. Это, конечно, не случайность, просто на многие вопросы, во всяком случае - пока, еще нет готовых ответов, а вынесение разногласий на публичное обсуждение не вписывается в каноны политических традиций КНР.
Вместе с тем, в докладе были моменты, на которые хочется обратить внимание.
Во-первых, была подтверждена задача завершить к 2020 г. “всестороннее строительство общества умеренного процветания” (сяокан). Это подразумевает вступление Китая в ряды инновационных государств, распространение на всех граждан страны системы социального обеспечения и медицинского обслуживания, удвоение по сравнению с 2010 г. среднедушевого размера ВВП. Последнее означает, что ВВП Китая на душу населения должен выйти в интервал между $9000-10 000, что позволит стране прочно закрепиться в группе государств со средним уровнем доходов граждан.
Во-вторых, особый акцент был сделан на углубление рыночных реформ. В этой связи “сердцевиной реформы экономической системы” были названы “надлежащее разрешение отношений между правительством и рынком, большее внимание к действию рыночных законов”. Хотя курс на развитие госсектора в экономике был объявлен неизменным, одновременно были заявлены намерения обеспечивать равноправие всех форм собственности в использовании факторов производства, стремиться к их равноправному участию в рыночной конкуренции и одинаковой степени правовой защиты. Отдельно была подчеркнута важность углубления реформы финансового рынка, включая “постепенный переход к свободной обратимости юаня по капитальным операциям”, развитие финансовых учреждений, основанных на частном капитале.
В-третьих, раздел доклада о политической реформе ничего нового в себе не содержал и имел довольно абстрактный характер, за исключением положения о неприемлемости “переноса в Китай западных политических моделей”. Зато был усилен раздел по борьбе с коррупцией. В нем отмечалось, что если проблема коррупции не будет решена, то это “может нанести смертельные раны партии и даже привести к гибели партии и государства”.
В конкретном плане было предложено усилить дисциплинарный контроль за руководящими работниками, их родственниками и ближайшим окружением, ввести систему декларирования доходов и строго карать нарушителей закона и партийной дисциплины вне зависимости от занимаемой должности. Вся эта жесткая риторика во многом была обусловлена политическими последствиями “дела Бо Силая”, бывшего члена Политбюро и секретаря парткома г. Чунцина, который накануне съезда был исключен из партии. Ему был предъявлен длинный список обвинений в том числе во взяточничестве, превышении служебных полномочий и даже в моральном разложении, причем на протяжении всей его партийной и государственной карьеры. Бо Силая, по-видимому, ждут долгие годы тюрьмы, но вся эта история, оказавшаяся в центре общественного внимания, причинила огромный ущерб политическому авторитету партии, показала колоссальный разрыв между партийной верхушкой и рядовыми гражданами.
Что касается собственно кадровых изменений, то здесь обошлось без особых неожиданностей. Генеральным секретарем ЦК КПК был избран 59-летний Си Цзиньпин, который до этого занимал пост заместителя Председателя КНР. Состав высшего коллегиального партийного органа - Постоянного Комитета Политбюро - был сокращен с девяти до семи человек. Из прежнего состава ПК Политбюро в него вошли только Си Цзиньпин и 57-летний Ли Кэцян, который в настоящее время занимает должность заместителя премьера Госсовета и должен в марте заменить Вэнь Цзябао на посту премьера. Руководителем Комиссии по партийной дисциплине стал бывший мэр Пекина, вице-премьер Ван Цишань.
Сразу после съезда Си Цзиньпин занял также очень влиятельный пост Председателя Военного Совета ЦК КПК. Это была некоторая неожиданность, так как при переходе власти к Ху Цзиньтао в 2002-2003 годах последнему уже после избрания генеральным секретарем пришлось ждать около года прежде, чем он стал Председателем Военного Совета.
Свою первую поездку по стране в должности генерального секретаря Си Цзиньпин совершил в провинцию Гуандун. Выбор этого маршрута был очень символичным. Си Цзиньпин явно хотел “перебросить мостик” к известной поездке Дэн Сяопина на юг Китая в январе-феврале 1992 г. Тогда, в период некоторого замешательства, возникшего после событий на площади Тяньаньмэнь, посещение Дэн Сяопином особой экономической зоны Шэньчжэнь и провинции Гуандун, дали толчок к ускорению хода экономических преобразований. И в этот раз поездка Си Цзиньпина призвана была подтвердить реформаторский настрой нового руководства.
Таким образом, общий вектор будущей политики был обозначен и теперь остается подождать, как он будет осуществляться на практике. Думается, что коррективы курса неизбежны, но они не будут очень быстрыми и радикальными, во всяком случае, на первых порах, тем более, что в выступлениях новых руководителей подтверждалась приверженность методу Дэн Сяопина “переходя реку нащупывать камни”.
2. Ситуация в экономике в истекшем году в общем оставалась под контролем. Правда, темпы экономического роста заметно замедлились. Особенно сильно воздействие нисходящего тренда ощущалось в середине и в начале второй половины прошлого года. Снижение показателей экономического роста было обусловлено целым рядом объективных внешних и внутренних причин. В числе основных из них можно назвать сохранявшиеся кризисные явления в экономиках еврозоны и США, структурные и отраслевые диспропорции в самой китайской экономике, все еще относительно низкий объем внутреннего потребительского спроса, что не дает ему возможности стать локомотивом экономического роста, оставляя эту роль преимущественно государственным инвестициям.
В этих условиях китайское руководство, как представляется, решило не экспериментировать, а в очередной раз прибегло к уже испытанным средствам, то есть приняло новый пакет стимулирующих мер. Главной среди них стало ускоренное наращивание инвестиций в капитальное строительство, и прежде всего объекты инфраструктуры. Справедливости ради необходимо отметить, что стимулирование экономики проводилось осторожно и дозировано, а сами размеры стимулирующего пакета, 1 трлн юаней, были намного меньше, чем в кризисные 2008-2009 годы, когда они составили 4 трлн юаней.
Существуют различные точки зрения относительно долгосрочных последствий такой экономической политики, однако в краткосрочном плане она оказалась достаточно действенной и позволила поддержать падающие темпы экономического роста. В четвертом квартале 2012 г. ВВП Китая увеличился на 7,9%, а целом по году его рост составил 7,8% (в 2011 г. - 9,2%). По мнению большинства аналитиков, действие стимулирующих мер будет ощущаться, по крайней мере, и в первой половине 2013 г. В этой связи многие не исключают того, что темпы экономического роста в Китае в текущем году могут несколько ускориться и вновь превысить годовую планку в 8%.
В значительной мере перспективы экономической ситуации в КНР будут зависеть от положения в мировой экономике и торговле. Делать здесь какие-либо однозначные и ясные прогнозы представляется делом очень сложным, если вообще возможным, особенно принимая во внимание огромное количество существующих факторов неопределенности. Однако с достаточно высокой долей вероятности можно предположить, что экономическое восстановление ведущих экономик мира США, ЕС, Японии будет происходить медленно. Для Китая это не сулит ничего хорошего.
В 2012 г. внешняя торговля КНР очень чувствительно реагировала на неблагоприятную конъюнктуру мирового рынка. По году объем внешнеторгового оборота ($3,86 трлн) увеличился только на 6,2%, в том числе экспорт – на 7,9%, импорт – на 4,3%. Сократились объемы торговли с такими крупными партнерами, как ЕС, Япония, Индия. Объявленная в начале 2012 г. задача обеспечить темп роста внешней торговли на уровне 10% решена не была. На текущий год обозначена более скромная цель – добиться увеличения внешней торговли на одном уровне с показателем роста ВВП, то есть порядка 8%.
Не все гладко обстоит и с привлечением в страну прямых иностранных инвестиций. В прошлом году объем использованных прямых инвестиций составил $111,7 млрд, против $116 млрд в 2011 г., то есть сократился на 4,5%. Полагать, что это является только следствием краткосрочных конъюнктурных причин, представляется слишком большим упрощением. Не исключая роли указанного фактора, думается, что уменьшение притока иностранных инвестиций в какой-то мере отражает снижение инвестиционной привлекательности китайского рынка в силу увеличения издержек производства, отмены ряда льгот для иностранных инвесторов и сохранения ограничений на сферы применения иностранного капитала.
В целом, как видится, внешнеэкономическая сфера останется для Китая в числе наиболее проблемных и в 2013 г.
3. Сложный внешний фон, замедление темпов экономического развития в Китае и в России привели к тому, что динамика двусторонней торговли в прошедшем году существенно снизилась. По данным китайской таможенной статистики, объем российско-китайской торговли в 2012 г. составил $88,16 млрд, увеличившись на 11,2%, в том числе российский экспорт - $44,1 млрд. (+9,8%), импорт - $44,06 млрд (+13,2%). Для сравнения, темпы прироста оборота, экспорта и импорта в 2011 г. соответственно равнялись 42,7%, 55,6% и 31,4%. Особенно заметным “торможение” в двусторонней торговле было во втором полугодии, когда показатели прироста товарооборота снизились до 7.1% в третьем квартале и 3% - в четвертом. Да и этот рост был достигнут исключительно за счет увеличение китайских поставок в Россию, тогда как российский экспорт демонстрировал отрицательную динамику.
Причины этой ситуации кроются в ослаблении спроса и соответственно снижении мировых цен на промышленные металлы, ряд товаров химической промышленности, а также относительной стабилизации цен на нефть и другие энергоносители. В результате в 2012 г. произошло существенное снижение стоимостных показателей российского экспорта в Китай цветных металлов, ряда видов химической продукции. В то же время усилилась тенденция к все большей энергетической направленности российского экспорта за счет нефти, продуктов ее переработки и угля. За январь-ноябрь 2012 г. в Китай было поставлено 22,4 млн т российской нефти, что составило чуть более 9% его совокупного импорта. По объемам поставок Россия заняла третье место, пропустив вперед Саудовскую Аравию и Анголу.
Китайский экспорт в Россию рос более стабильно, преимущественно за счет увеличения поставок бытовой электротехники, оборудования, автомобилей.
Несмотря на возникшие сложности и ставшие уже хроническими перекосы в товарной структуре, итоги года в сфере российско-китайской торговли все же нельзя назвать провальными. По темпам роста торговли с Китаем Россия заняла второе место после Гонконга среди основных торговых партнеров КНР, что позволило ей сохранить за собой девятое место в этом рейтинге.
В 2013 г. российско-китайская торговля, как представляется, продолжит рост, но его темпы останутся умеренными. Тенденция к сокращению российского экспорта, скорее всего, будет переломлена. Вероятность такого сценария увеличивается по мере восстановления ведущих мировых экономик, стабилизации темпов экономического роста в Китае, а также в силу продолжающейся политики “количественного смягчения” в США, которая ослабляет доллар и тем самым подталкивает вверх цены на сырьевые и промышленные товары. Думается, что темпы роста двусторонней торговли на уровне примерно 12-15% являются вполне реальными, и в этом случае в 2013 г. товарооборот может вплотную подойти к отметке в $100 млрд.
Китай: некоторые итоги 2012 года 2012 г. стал достоянием истории. Настало время подвести некоторые итоги политического и экономического развития Китая, а также российско-китайской торговли за прошедший год. Далее |
© Деловой журнал ChinaPRO, 2005-2024 | [email protected]
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций и комментарии читателей.