22 — 28 октября 2012
№ 29(188)
|
Китай планирует осваивать новые территории |
Сможет ли компания увеличить продажи в Китае |
Какую сумму придется вложить китайцам? |
05.03.2012 05:30
Нынешний 2012 г. для Китая можно назвать особым, "переходным". Осенью состоится очередной 18 съезд правящей Коммунистической партии Китая (КПК), на котором будут намечены основные направления внутренней и внешней политики страны на последующие пять лет и произойдут персональные изменения в высших сферах политического руководства – Политбюро ЦК КПК. Весной 2013 г. будет избран новый глава государства, назначен новый премьер, определена структура и сформировано правительство.
Китай по западным меркам трудно отнести к категории "демократических" стран, но правило периодической смены высших руководителей (не более двух сроков, т.е. в общей сложности десять лет) в нем соблюдается строго. Принцип периодической ротации руководства был заложен в 80-е годы прошлого века Дэн Сяопином, который добился отмены существовавшей ранее системы "пожизненного занятия должностей" и показал личный пример в этом плане, отказавшись от своих постов в партийной и государственной иерархии.
Таким образом, в совсем уже недалеком будущем Китай ждут перемены, о которых здесь думают и к которым готовятся. Однако сейчас, в переходный год, основной акцент делается на обеспечение стабильности в экономике и общественной жизни.
Простых граждан и руководство, в первую очередь, заботит ситуация в экономике. Что будет с экономическим ростом, инфляцией, внешней торговлей? Для многих миллионов китайцев это отнюдь не абстрактные вопросы, поскольку тот или иной ответ на них напрямую влияет на уровень получаемых ими доходов и зарплат, возможности вести бизнес, получить работу – словом, на все то, определяется словом "благосостояние". Текущее экономическое положение по многим параметрам можно охарактеризовать как весьма сложное и неопределенное.
Итоги 2011 г. дали ясный сигнал о том, что в экономике Китая все более отчетливо просматривается тенденция к замедлению роста. В прошлом году ВВП КНР увеличился на 9,2% против 10,4% в 2010 г., причем в четвертом квартале темпы роста составили только 8,9%. Конечно, для подавляющего большинства государств мира о таких показателях можно только мечтать, но нельзя забывать и о том, что в данном случае речь идет о стране, среднегодовые темпы роста экономики которой в последние двадцать лет были на уровне 10,5%, и вполне естественно, что их снижение воспринимается обществом с известной долей тревоги. Волнует даже не замедление само по себе. О его объективной обусловленности и даже некоторой полезности немало говорили не только в самом Китае, но и за его пределами. Проблема заключается в другом: насколько этот процесс является контролируемым, не может ли получиться так, что он станет неуправляемым и приведет к "жесткой" посадке экономики с тяжелыми и непредсказуемыми последствиями. При этом необходимо отметить, что под "жесткой" посадкой в Китае понимают отнюдь не сокращение ВВП, т.е. рецессию, а снижение экономического роста до 4-5%.
Китайское руководство, как известно, очень активно действовало в период мирового кризиса 2008 – 2009 гг., реализовав широкомасштабную и дорогостоящую программу поддержки экономики, которая стимулировала экономическую активность и предотвратила серьезное увеличение безработицы. По большей части стимулирующие меры продолжали действовать и в течение 2010 г. Однако усиление государственного вмешательства в экономику имело и негативный эффект. Переполнение рынка ликвидностью привело к нарастанию инфляционного давления. В этих условиях искусственное стимулирование экономического роста начало постепенно сворачиваться, а всплеск инфляции заставил, начиная с осени 2010 г., ужесточить кредитно-денежную политику.
В целом намечалось, что в 2011 г. китайская экономика будет преимущественно функционировать в нормальном режиме, без искусственной подпитки. Понятно, что такая смена курса предполагала некоторое снижение темпов экономического роста и на это в Китае шли сознательно. Соответствующим образом были определены и приоритеты экономической политики на 2011 г.: "совершенствование отраслевой структуры, борьба с инфляцией, обеспечение роста".
В принципе в первом полугодии 2011 г. события развивались в рамках данного сценария. Меры стимулирования экономики были отменены, экономический рост начал плавно замедляться. Основной проблемой оставалась борьба с инфляцией. Несмотря на то, что для ее обуздания был использован весь арсенал мер экономической политики (уменьшение объемов денежного предложения, ужесточение условий кредитования, товарные интервенции на продовольственном рынке и т.д.), а также административный ресурс (система личной ответственности руководителей провинций городов за уровень цен на продовольственные товары, замораживание тарифов на электроэнергию и воду для бытовых нужд), летом прошлого года уровень инфляции был на очень высоком для Китая уровне – 6,5%, а цены на продовольствие поднялись более чем на 12%, что ударило, прежде всего, по малообеспеченным слоям населения.
К концу лета произошел новый поворот в экономической ситуации. Как это не раз бывало в прошлом, вновь напомнила о себе зависимость Китая от внешней торговли (в 2011 г. ее доля в ВВП КНР составила 50,1%), а точнее, от спроса на зарубежных рынках. Обострение долговых проблем в США и уже полномасштабный долговой кризис в Еврозоне поставили мировую экономику на грань новой рецессии. Месячные показатели темпов роста китайского экспорта стали быстро замедляться: с 24,5% в августе до 13,4% в декабре 2011 г., причем в основном за счет уменьшения спроса на рынках ЕС и США, являющихся основными торговыми партнерами Китая, на которые приходится более трети китайского экспорта. В январе 2012 г. экспорт вышел на отрицательную территорию, сократившись в годовом исчислении на 0,5% - впервые с кризисного 2009 г. Проявились и другие признаки ухудшения экономической ситуации. Среди них можно назвать низкие уровни индекса деловой активности (PMI), сокращение притока иностранных инвестиций и даже наблюдавшийся в конце 2011 г. отток капитала из страны. Все эти обстоятельства породили опасения, что замедление китайской экономики становится неуправляемым.
Перед руководством страны стал вопрос, что делать в сложившихся условиях. Ответ на него был дан на состоявшемся в декабре центральном экономическом совещании в чисто китайском духе: "в условиях стабильности добиваться продвижения вперед, внося микроизменения в экономическое регулирование". Иными словами, это означает избегать резких поворотов в экономической политике и действовать сообразно быстроменяющейся ситуации. Основными приоритетами экономической политики на 2012 г. были названы поддержание стабильного роста, подавление инфляции, структурная перестройка экономики. Воспользовавшись тем, что к концу года инфляционная волна несколько спала (в декабре уровень инфляции составил 4,1%), китайские власти пошли на некоторые шаги по наполнению рынка ликвидностью и увеличению объемов банковского кредитования. Начались разговоры о возможности принятия и других стимулирующих мер.
Эти шаги, а также обещания оказать поддержку малому и среднему бизнесу, расширить сферы деятельности частного капитала, как представляется, свидетельствуют о том, что китайское руководство вновь делает акцент на поддержание темпов экономического роста. Вместе с тем такой маневр в обстановке, когда угроза инфляции отнюдь не устранена, а ситуация на мировых рынках не поддается прогнозированию, выглядит достаточно рискованным. Январский скачок инфляции подтверждает это.
Переходный год начинается в Китае трудно. Очевидно, что стране придется жить в условиях замедляющегося экономического роста, вялого внешнего спроса, реальной возможности нового усиления инфляционного давления. Особенно сложными, по-видимому, будут весенние месяцы текущего года, когда станет более понятным, в каком направлении изменяется экономическая ситуация, каковы могут быть параметры замедления экономики и скрытые в ней риски, а также какие тенденции будут превалировать на международных рынках. От правительства ждут нестандартных шагов и новых решений назревших проблем, которые так непросто предлагать в последний год пребывания у власти.
Экономические вызовы переходного года Нынешний 2012 г. для Китая можно назвать особым, "переходным". Осенью состоится очередной 18 съезд правящей Коммунистической партии Китая (КПК), на котором будут намечены основные направления внутренней и внешней политики страны на последующие пять лет и произойдут персональные изменения в высших сферах политического руководства – Политбюро ЦК КПК. Весной 2013 г. будет избран новый глава государства, назначен новый премьер, определена структура и сформировано правительство. Далее |
© Деловой журнал ChinaPRO, 20052012
© ChinaPRO Media Group
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 7722970, от 20.01.2006 г.
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций и комментарии читателей.