27 декабря 2010 — 9 января 2011
№ 44(114)
|
Проблемы города долгожителей |
или 600 млн курящих |
Выдержит ли юань удар со стороны? |
29.11.2010 04:34
В ближайшее время объем китайских инвестиций в российскую экономику возрастет – строят радужные прогнозы эксперты. В частности, называют цифры в $12 млрд общих вложений к 2020 г. Разберемся, как эксперты считали и не слишком ли много оптимизма в приведенных прогнозах?
По данным Министерства коммерции КНР, объем привлеченных в российскую экономику китайских прямых инвестиций в 2009 г. увеличился почти в два раза по сравнению с 2008 г. Прямые инвестиции китайских компаний составили $410 млн. против $240 млн. в 2008 г. Общий объем накопленных инвестиций увеличился на 25,4% и достиг $2,24 млрд. Как получили прогноз на 2020-й? Судя по итоговой цифре был взят годовой прирост накопленных инвестиций КНР в России за 2009 г., сделана небольшая поправка на созданный кризисом эффект базы, и полученный годовой тренд в 20% прироста экстраполирован на 10 лет вперед – получили $12 млрд прямых инвестиций. Если еще учесть некую среднюю для РФ и КНР инфляцию за этот период, предположим, в 5% (г/г), получим $12,5 млрд. Но такая простота прогнозов, на самом деле, говорит о высоком уровне сложности проблемы. Еще три года назад премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао объявлял о том, что к 2010 г. накопленные прямые инвестиции в Россию превысят $15 млрд. На деле получилось в семь раз меньше. Создается впечатление, что, вообще говоря, подобные прогнозы, к тому же, сделанные совместно, носят характер некоего согласованного целевого уровня, который впоследствии может быть изменен в ту или иную сторону.
Проблема инвестиций КНР в России носит комплексный характер. С одной стороны, есть недостаточная последовательность российской политики в области инвестиционных взаимоотношений с КНР. Например, после прихода китайских компаний в Россию наша сторона отменяет обещанные ранее льготы, возникают и проблемы с квотами на привлечение рабочей силы. В России сильными остаются выражаемые в отдельных политических кругах опасения экспансионистских устремлений восточного соседа, с которым, кстати, государственная граница России была демаркирована совсем недавно.
С другой стороны, сами китайские бизнесмены очень консервативны в принятии решений. По мнению российских участников переговоров с представителями деловых структур КНР, китайцы предпочитают совместное владение бизнесом. Им кажется, что если русские что-то продают, это "что-то" плохое. Такое недоверие осложняет процесс переговоров.
Наконец, самое главное: круг отраслей, в которых в России реализуются инвестиционные проекты внешних инвесторов, с точки зрения общей статистики накопленных иностранных вложений, весьма узок и смещен в сферу услуг и потребления, а также сырьевой сектор. Основные направления китайских инвестиций в Россию сосредоточены в секторах добычи полезных ископаемых, заготовки леса, производстве электроэнергии и строительстве. В последнее время, правда, определенное развитие получили вложения китайских инвесторов в российский АПК.
России же интересны вложения в обрабатывающие отрасли экономики, которые, к тому же приносили бы ей новые технологии. Но Китай, исторически обладая более благоприятными геополитическими, климатическими и условиями более дешевыми трудовыми ресурсами и более высокой плотностью населения – что важно с точки зрения издержек - предпочитает развивать такие производства у себя.
Более того, россияне сами вывозят свой производственный бизнес в КНР. К началу 2010 г. суммарный объем российских контрактных инвестиций в КНР составил $2,19 млрд (рост на 9,5% (г/г)), накопленные прямые инвестиции – $751,77 млн (+4,41%), общее количество проектов с российскими прямыми инвестициями – $2269 млн (+4,32%). Основная часть проектов сосредоточена в сферах производства, строительства и транспортных перевозок. Россия начинает сейчас усиливать противодействие вывозу капитала и может в данном случае в долгосрочном периоде применить меры по сдерживанию подобных вложений. Учитывая недавнюю практику ограничения РФ экспорта зерна, в данном случае есть потенциал не только для "инвестиционных", но и для "торговых войн".
Для формирования реального прогресса в своих инвестиционных отношения с иностранными государствами, РФ, прежде всего, на уровне внешнеторговых отношений на четко позиционировать свои цели, а именно: "сырье в обмен на технологии". Без создания в России технологической базы для инвестиций, нам просто нечего предложить иностранным инвесторам с точки зрения вложений в производственный комплекс. Но для формирования такой политики России нужно усиливать государственное регулирование внешнеторговой деятельности. Вторая проблема - бюджет. Без усиления его доходной части, причем неналоговыми методами задача создания производственно-инфраструктурной, налогово-финансовой базы привлечения частных инвесторов в производственный сектор, как показывает практика последних 20 лет, весьма значительно усложняется.
Тем не менее, учитывая структурные изменения в мировой экономике, риски дефицита ресурсов, поиск компаниями новых рынков рефинансирования и переориентацию развивающихся стран на внутреннее потребление, выход экономик двух стран на указанные в представленных выше прогнозах уровни не выглядит нереализуемой целью. Тем более что достижение таких показателей при росте ВВП РФ в среднем на 5% (г/г) в указанный период позволит увеличить долю накопленных инвестиций КНР в ВВП РФ лишь с 0,2% до 0,6%.
Как инвестиции считают... В ближайшее время объем китайских инвестиций в российскую экономику возрастет – строят радужные прогнозы эксперты. В частности, называют цифры в $12 млрд общих вложений к 2020 г. Разберемся, как эксперты считали и не слишком ли много оптимизма в приведенных прогнозах? Далее |
© Деловой журнал ChinaPRO, 20052010
© ChinaPRO Media Group
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 7722970, от 20.01.2006 г.
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций и комментарии читателей.