5 — 11 августа 2013
№ 26(214)
|
Российско-китайский гидроподряд |
Новый взгляд на газовое сотрудничество |
Где обрести спокойствие и тишину? |
12.07.2010 05:33
Можно не сомневаться в правдивости заявления китайских властей о том, что решение о прекращении фиксации юаня к доллару, о котором было объявлено 19 июня, направлено исключительно на удовлетворение интересов самой страны и не имеет отношения к давлению на Китай со стороны других государств.
Когда юань отпустят в свободное плавание?
Тем не менее, время в преддверии саммита “Большой двадцатки” было выбрано не случайно. Пекин не хотел, чтобы курс юаня стал главным предметом обсуждения лидеров ведущих мировых держав, отвлекая внимание от проблем США и кризиса в странах еврозоны.
Юань стал медленно двигаться к так называемому управляемому плаванию еще в 2005 г., когда была начата реформа режима обменного курса китайской валюты с целью повышения его гибкости. Финансовый кризис 2008 г. сделал необходимым поддержание фиксированного уровня юаня по отношению к доллару, чтобы сохранить стабильность и обеспечить рост экономики региона. За текущей отменой фиксации к американской валюте должно последовать усиление влияния рыночного спроса и предложения на курс юаня с привязкой его к корзине валют.
Скорее всего, “плавающий” юань в представлении китайского руководства означает медленное движение вверх его курса подобно тому, которое происходило в период с 2005 по 2008 гг., когда юань вырос на 21%.
Однако следует отметить, что ожидание постепенного роста стоимости юаня привлекает в экономику Китая все больше “горячих денег”. В связи с этим, китайским властям становится сложно контролировать как обменный курс, так и инфляцию в стране. Пекин понимает, что волатильность юаня повредит китайским экспортерам, обеспечивающим большинство рабочих мест, и негативно скажется на способности Китая привлекать долгосрочные иностранные инвестиции. Кроме того, следует учитывать, что чрезмерно мягкая денежно-кредитная политика американской Федеральной резервной системы также наносит вред экономике Китая, вызывая нарастание ценовых “пузырей” на китайском рынке недвижимости.
Таким образом, решение об отмене привязки юаня к доллару освободит руки китайскому Центробанку, позволив сделать монетарную политику страны более независимой от ФРС и снизить риск импорта инфляции. С другой стороны, Китаю придется продолжить наращивание своих долларовых резервов, которые в дальнейшем переводятся в форму американских казначейских облигаций.
Лучшим выходом для Китая могло бы стать увеличение степени конвертируемости юаня, а также возможности частных игроков влиять на потоки денежных средств и капитала, которые сейчас контролирует центральный банк страны. К сожалению, этого не произойдет до тех пор, пока китайская коммунистическая партия не примет решение исключить влияние политических факторов на размещение кредитов и предоставить частным лицам большую экономическую свободу. В настоящее время власти Китая предпочитают обеспокоенность запада по поводу заниженного обменного курса юаня проведению более серьезных внутренних реформ.
Экономисты по-разному оценивают решение Китая сделать обменный курс национальной валюты более гибким. Некоторые, например, Армандо Тетангко, глава центрального банка Филиппин, считают, что изменение монетарной политики Китая говорит о восстановлении экономики страны. Лауреат Нобелевской премии по экономике Роберт Манделл, напротив, уверен, что такой шаг китайских властей повредит как китайской, так и мировой экономике. Экономист считает, что закрепление юаня по отношению к доллару долгое время служило главным залогом финансовой стабильности в регионе. В частности, азиатские страны-экспортеры ориентировали свою монетарную политику, опираясь на постоянность курса этой пары.
Пол Кругман отмечает, что действия китайского правительства не принесли никаких реальных перемен, а были направлены исключительно на то, чтобы оттянуть время принятия дальнейших решений. Нобелевский лауреат по-прежнему выступает за сильный юань, отмечая, что Америку, для которой дефицит торговли с Китаем вырос с 2005 г. на 13%, сможет успокоить только значительное укрепление китайской валюты.
Стратеги UBS AG ожидают, что юань может прибавить около 4% в этом году и 5% – в следующем. По прогнозу 14 аналитиков, опрошенных вчера агентством Bloomberg, юань может вырасти на 1,5% до уровня в 6,7 к концу 2010 г. Аналитики HSBC Holdings Plc отмечают, что курс юаня теперь может быть достаточно волатильным, и мы сможем наблюдать как периоды его роста в цене, так и периоды его обесценения по отношению к американскому доллару. По прогнозам специалистов, юань может опуститься до 6,80 за доллар к концу 2010 г.
На пути к плавающему юаню Можно не сомневаться в правдивости заявления китайских властей о том, что решение о прекращении фиксации юаня к доллару, о котором было объявлено 19 июня, направлено исключительно на удовлетворение интересов самой страны и не имеет отношения к давлению на Китай со стороны других государств. Далее |
© Деловой журнал ChinaPRO, 2005-2024 | [email protected]
© ChinaPRO Media Group
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 7722970, от 20.01.2006 г.
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций и комментарии читателей.