29.11.2010 04:31
Итак, Китай имеет все шансы в самом ближайшем будущем открыть миру новый газовый рынок , спрос на котором (в отличие от трех традиционных рынков – Европы, США и Юго-Восточной Азии) будет расти. 200 млрд кубометров за десять лет – это фантастически быстрый темп роста. И в этом плане очень любопытно к нему приглядеться внимательнее.
И самый главный вопрос тут: а по каким же правилам игры будут вестись закупки, если газовый рынок здесь будет сформирован? Есть гроненгенская система, которая привязывает цены на российский газ по долгосрочным контрактам к корзине нефтепродуктов. Т.е. по большому счету стоимость газа отталкивается от стоимости нефти. А правомерно ли это? Европа сейчас говорит о том, что у газа другие экологические свойства и не достаточно отталкиваться только лишь от теплотворной способности газа. Почему не учитывается экологичность газа: меньшие выбросы СО2 и других вредных веществ, например? Или не оцениваются химические свойства газа не только как топлива, но и как сырья для нефтехимической отрасли? Есть и еще один момент. Развитие актуальной нынче темы: газификации автомобильной промышленности.
Фундаментальный принцип гроненгенской системы: это привязка стоимости газа к цене какой-то альтернативы. Китай тоже учитывает этот принцип. Нефти в Китае нет, поэтому Поднебесная сейчас предлагает: "Давайте мы возьмем цену угля как базовую". Здесь снова возникают европейские вопросы: а как же экологичность, альтернативные химические свойства газа и т.д. и т.п.
То, что Китай в вопросе определения цены фактически стартует с нуля, это огромный плюс. КНР в этом плане может стать неким драйвером новой модели определения цены на газ, которая ни к чему не привязана.
В этом смысле тот длительный контракт, который сейчас обсуждают правительства России и Китая, очень важен. И в этих переговорами надо быть крайне аккуратными. Фактически сейчас мы определяем не только стоимость отдельно взятой поставки (пусть и очень крупной). Важнее то, что мы говорим о правилах игры на новом рынке, которые затем, кстати, могут быть распространены и дальше. Поэтому мы должны посмотреть, каким же может быть ценообразование на газ именно как на автономный товар, без каких-то субститутов, без привязки к цене на скважине. Как мы здесь можем образовать формулу цены? Вопрос, конечно, не тривиальный, о чем свидетельствует то, что мы не можем решить его уже десять лет. Тем не менее, мы должны вплотную к нему подступиться. Думаю, что стоило бы поменьше сводить переговоры между российскими и китайскими организациями к режиму секретных и сделать это предметом широкой публичной дискуссии. Повторю: у Китая есть уникальная возможность задать интеллектуальный тренд на тему правильного ценообразования на газ как на автономный товар.
В поисках правил Итак, Китай имеет все шансы в самом ближайшем будущем открыть миру новый газовый рынок , спрос на котором (в отличие от трех традиционных рынков – Европы, США и Юго-Восточной Азии) будет расти. 200 млрд кубометров за десять лет – это фантастически быстрый темп роста. И в этом плане очень любопытно к нему приглядеться внимательнее. Далее |
© Деловой журнал ChinaPRO, 2005-2024 | [email protected]
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций и комментарии читателей.