28 февраля — 6 марта 2011
№ 6(120)
|
Альтернативный подход к новостям. |
Торгпред РФ в КНР о расчетах в нац. валютах. |
Китай перегрет и неимоверно раздут! |
21.02.2011 04:30
Мало, кто будет спорить с тем, что коррупция – это болезнь. Она разъедает народно-хозяйственные области, она уводит экономику в ненужное русло. Поэтому вполне логично, что лидеры по борьбе с коррупцией – наиболее развитые страны, с более высокими, чем во всем остальном мире, среднедушевыми доходами и уровнем образования.
Не так давно и в Китае, и в России были сделаны заявления о необходимости борьбы с коррупцией. В обеих эта проблем стоит очень остро. Обе страны понимают, что коррупция – якорь для стабильного развития экономики.
Китайское общество было коррумпировано исторически. Традиционно за решение различных проблем там преподносят "подарки", стоимость которых сейчас может достигать астрономических цифр. С одной стороны это говорит о том, что коррупция у китайских чиновников – в крови. С другой – в Китае накоплен определенный опыт по борьбе с мздоимством. Страна примеряет достаточно жесткие меры против взяточников – смертную казнь. Очевидно, что китайское общество научилось функционировать в условиях коррупции. Зачем тогда с ней бороться? Экономика растет, а значит неизбежно будут расти и объемы теневой экономики. На мой взгляд, руководство Китая четко понимает, что для перехода на следующий уровень развития – из эшелона развивающихся стран в развитые – проблема коррупции должна быть решена. Коррумпированность может стать непреодолимым препятствием для страны, она может остановить страну в развитии. Может быть, поэтому Китай так сейчас озадачен этой проблемой. Если хотите, Китай уже сейчас готовится к следующему витку своего развития.
А что Россия? Я никогда не соглашусь с теми, кто утверждает, что российское общество, также как и китайское, было сильно коррумпированным исторически. Говорят, мол, что эта проблема поразила нашу страну чуть ли не со времен татаро-монголов. Это не так. Такого разгула коррупции, который есть сейчас, не было даже при советской власти. Я сам занимался исследованием теневой экономики в СССР. Да, коррупция была, но цифры были не более 15-17%. В принципе это даже не оказывало ключевого воздействия на народнохозяйственные пропорции и не могло парализовать развитие советского общества. Все находилось в пределах допустимого по миру – выше, чем в развитых странах, но намного ниже, чем в станах третьего мира. Всерьез проблема коррупции обозначилась в последние 20 лет, и она постоянно усиливается. Сейчас ряд экспертов считает, что коррупция в России достигает чуть ли не 50% ВВП. По своим объемам она уже представляет собой вторую, самостоятельную, экономику. Понимая, что мздоимство приносит доход и при этом никакого наказания за подобные деяния не следует, коррупция становится не исключением, а правилом. Теперь некоррумпированный человек отторгается обществом. Очевидно, что административными мерами решить проблему взяточничества невозможно. Увеличь ты штрафы за взяточничество и оклады чиновников хоть в тысячу раз, это не подействует. Причина в том, что взятки достигли фантастических размеров. Действительно, каким должен быть оклад у милицейского начальника, если он требует взятку в $46 млн? Я хоть и не кровожаден, но, мне кажется, что китайский вариант нашему обществу не помешает. Тем более, что в России пока по башке сильно не ударишь, никто не зачешется. В Китае ведь тоже не миллионы людей казнят за взятки. Там процессы носят скорее показательный характер, они призваны обозначить общий вектор: показать, что взяточничество карается. Если бы у нас было проведено несколько показательных процессов, причем они были бы доведены до конца и по ним были бы приняты жесткие решения, уверен, это бы подействовало. Чиновники, увидев, что хотя бы часть из них подверглась жестким репрессиям, быстро начнут перестраиваться. Что особенно важно: такие дела должны стать достоянием общества. Ведь когда все решения принимаются келейно, это еще больше убеждает всех, что ответственности ни за что не следует, все проблемы можно решить полюбовно. Кстати, показательные процессы одновременно могут обеспечить трибуну обвиняемым: они смогут выдвинуть свои аргументы для оправдания и встречные обвинения в адрес обвинителей (они у нас, порой, также бывают сомнительными). Показательность должна быть во всем – от следствия до суда, а не только в приговоре. Я уверен, что люди за такими показательными процессами будут следить с большим интересом, чем ток-шоу и реалити-шоу. При той запущенности, которая царит в России, по-другому решить проблему коррупции мы, наверное, не сможем.
Удар по голове, или Китайский сценарий Мало, кто будет спорить с тем, что коррупция – это болезнь. Она разъедает народно-хозяйственные области, она уводит экономику в ненужное русло. Поэтому вполне логично, что лидеры по борьбе с коррупцией – наиболее развитые страны, с более высокими, чем во всем остальном мире, среднедушевыми доходами и уровнем образования. Далее |
© Деловой журнал ChinaPRO, 20052011
© ChinaPRO Media Group
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 7722970, от 20.01.2006 г.
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций и комментарии читателей.