www.chinapro.ru / / Россия почти не видна
Ваш e-mail:
Имя:
Фамилия:
еженедельная рассылка новости
Есть ли жизнь на Марсе

Есть ли жизнь на Марсе

Китай планирует осваивать новые территории

Рост, обеспеченный нефтью

Рост, обеспеченный нефтью

Страна должна экспортировать столько нефти, сколько сможет

Богач из Гулага

Богач из Гулага

Отсидев 20 лет, он стал миллиардером!

Главная Тема недели Новости дня Видео Компании Люди Экспертиза Интервью Цифры Города Китая Блоги
Выставки Биржи Рынки Публицистика Что пишут Ляпы Букмекеры Эксклюзив Жизнь в Китае (видео)

Россия почти не видна34

Почему снижается экспорт в Китай технологичной продукции из России?

28.06.2010 05:30

В настоящее время Китай – крупнейший торговый партнер России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который превращается в один из ключевых центров формирующегося нового глобального сообщества. Обе страны – Китай и Россия решают задачи структурной перестройки своих экономик и в равной степени заинтересованы в активизации традиционных и поиске новых форм взаимодействия и сотрудничества.




Взаимодополняемость национальных хозяйств и географическая близость определяют будущие наиболее перспективные направления экономического диалога двух стран. Для России Китай в скором времени, возможно, будет иметь важное значение как крупнейший рынок сбыта продукции машиностроения и источник снабжения отечественного рынка широкой номенклатурой товаров народного потребления, продовольствия и стратегически важных сырьевых товаров. Для Китая приоритетным направлением, видимо, останутся закупки российских удобрений, леса, черных и цветных металлов, химических товаров, машинно-технической продукции. Однако, с каждым годом доля объема российского экспорта технологичной продукции в КНР все падает и падает. В 2009 г. доля технологичной продукции в объеме экспорта составила чуть менее 2%, в то время как в кризисном 1998 г. она составляла свыше 22%. В чем же дело? Почему год от года ухудшается структура российско-китайской торговли?
Как нам представляется, здесь нет ничего странного. Структура российского экспорта в Китай во многом напоминает нам структуру всего российского экспорта, свыше 60% которого представлены энергоносителями, затем древесиной, продуктами водного промысла, продукцией химической промышленности, черными и цветными металлами – всего набирается свыше 90% от совокупных объемов российского экспорта. Однако по инерции многие считают, что для Китая сойдет то, что не проходит на рынки западных стран. Но не следует слишком уповать на то, что в Китае может быть реализована не только продукция российского машиностроения уровня конца 80-х - середины 90-х гг., но и даже самые последние модели Волжского автомобильного завода – “Лада-Калина” и “Лада-Приора”. В начале 90-х гг. российские легковые автомашины “Жигули” пользовались бешеным успехом, и одним из условий почти любой сделки были поставки этих машин в Китай. Однако в настоящее время в Китае уже навсегда потерян коммерческий интерес из-за того, что с начала 90-х годов на территории страны появилось большое количество СП с участием крупнейших западных и японских автомобильных фирм - “Хонда”, “Фольксваген”, “Пежо”, “Крайслер” и другие, производящие продукцию, вполне соответствующую потребностям не только китайского, но и мирового рынка.

Сейчас Китай превратился в страну, которая вышла на первое место в мире по объему экспорта – $1,2 трлн и стала мировой торговой державой, но ее уровень зависимости от экспорта остается довольно высок. При этом в КНР резко в разы увеличилась доля производимой на экспорт продукции машиностроения и новых и высоких технологий как за счет привлечения на территорию страны иностранного капитала, так и за счет повышения технологического уровня собственных предприятий. В 2009 г. доля продукции машиностроения и технологичной продукции уже составила 59,3% всего объема экспорта, а доля продукции новых и высоких технологий – 31,4%.
В 2009 г. в условиях финансового кризиса особенно пострадала российско-китайская торговля. Если в 2008 г. объем внешней торговли между РФ и КНР составил $56,8 млрд, то в 2009 г. – всего $38,8. При уменьшении объема торговли доля России в объеме внешнеторгового оборота КНР ужалась с 2,2% до 1,7%. Вплоть до сегодняшнего дня 90% грузоперевозок на российско-китайской границе составляет российский экспорт в Китай, и лишь 10% - китайский импорт в Россию. По сути дела, Китай более заинтересован в российском экспорте, чем Россия в китайском импорте. Китаю необходимы нефть, лес, рыба, цветные металлы - медь, никель, возникла необходимость в российском природном газе и каменном угле, потребление которых в Китае резко возросло в последние годы. В то же время по мере повышения уровня развития науки и техники Китай постепенно охладевает к экспорту технологичной продукции из России, включая военную технику по линии “Рособоронэкспорта”. Китай уже сам в состоянии создавать аналогичные модели военной техники и просит у России еще более современную технологичную продукцию.
Это произошло по двум причинам. С одной стороны, в 2006 г. в КНР был принят курс на преобразование Китая в государство инновационного типа, значительно увеличились вложения в научно-исследовательскую сферу и НИОКР, что поставило КНР на третье место в мире по этому показателю. Быстрыми темпами создаются в КНР технопарки и бизнес-инкубаторы. Всего в КНР насчитывается только 54 таких зоны развития новых и высоких технологий государственного уровня с привлекательным льготным налоговым режимом для инвесторов. Ныне на долю Китая приходится 14,7% научных сотрудников мира, в то время как на долю США – 22,8%, Японии – 11,7%, России – 8,9%. По числу выданных патентов Китай занимает четвертое место в мире вслед за США, Японией и Республикой Корея. Китай уже занимает второе место в мире по объему высокотехнологичного производства и вышел на первое место в мире по производству продукции в сфере информационно-коммуникационных технологий, включая различное оборудование для них – мобильные телефоны, сетевое оборудование, компьютеры, дисплеи, видеотехнику. Только в 2009 г. в КНР было произведено 619,25 млн мобильных телефонов и 182,1 млн компьютеров всех видов. Да каким образом при таком объеме производства в КНР Россия может найти лакуны для входа на китайский рынок со своей технологичной продукцией! Здесь есть два выхода: первый - самостоятельно развивать науку и технику, создавать новые виды техники и технологий с тем, чтобы войти на китайский рынок, второй – делать то же самое, но в сотрудничестве с Китаем.
Однако есть и другая причина, почему Россия отстает с экспортом в Китай технологичной продукции. Это крайне низкий уровень финансирования фундаментальных наук в РФ, роспуск прикладных научных институтов в 90-е гг. и крайне консервативное законодательство, сдерживающее инвестиции в создание различного рода инноваций, а также сырьевая направленность экономического развития страны, при которой не востребованы достижения науки и техники. В результате в России ежегодно снижается численность научных работников, падает качество выпускников вузов в результате различных реформ в сфере образования (переход на двухступенчатую “Болонскую систему” - бакалавриат-магистрат и введение единого государственного экзамена (ЕГЭ). Занятие научно-техническим творчеством не является престижным из-за низкого уровня оплаты труда по сравнению с другими видами деятельности. В результате доля РФ на рынке наукоемкой продукции в мире колеблется от 0,15% до 1%. К этому следует добавить, что объем финансирования НИОКР в России не только в 15 раз ниже, чем в США, но и ниже, чем в каждой из передовых промышленно развитых стран, а также в Республике Корея, Китае и Индии. По расчетам академика Глазьева, затраты на НИОКР в России составляют 1,29% ВВП, в том числе на гражданские исследования – 0,8% ВВП, что втрое ниже уровня, необходимого для поддержания простого воспроизводства сохраняющегося в России научно-технического потенциала.

За годы реформ в России так и не заработала ни одна из зон развития новых и высоких технологий, несмотря на различные решения и создаваемые структуры управления на самом высоком уровне. Даже президентский проект “Сколково” под Москвой в основном еще на бумаге. Эта зона, которая по замыслу ее создателей должна создать демонстрационный эффект от своей инновационной деятельности для всей страны, пока не имеет никаких налоговых льгот. Да и местоположение ее не самое удачное – вдали от академических и университетских центров в отличие от аналогичных зон США, КНР, Тайваня, Республики Корея и Японии, что крайне осложняет задачу объединения достижений фундаментальной и прикладной науки и реализации инновационных проектов.
Лишь в последние годы в России стали больше уделять внимания продвижению технологичной российской продукции на китайский рынок. Была создана Российско-китайская палата по содействию торговле продукцией машиностроения и сделаны первые шаги в этом направлении. В частности, в мае 2009 г. в городе Дуннин (провинция Хэйлунцзян) недалеко от российско-китайской границы (погранпереход Полтавка – Дуннин) при поддержке властей провинции Хэйлунцзян проводилась российско-китайская выставка машиностроительного оборудования. В последние годы постепенно компании по производству энергетического оборудования стали продвигать свою продукцию в Китай. В частности, ОАО “Энергомашэкспорт - силовые машины” заключило соглашение о совместном участии в тендерах с китайскими партнерами из провинции Чжэцзян (завод “Фучуаньцзян”), провинции Сычуань (завод “Дунфан”) и Харбинской компанией по производству энергооборудования. Особняком стоит подписанный обеими сторонами Меморандум о строительстве в Китае двух новых блоков Тяньваньской АЭС и возобновление продажи электроэнергии из России в приграничные районы на Северо-Восток Китая.

Однако развитие новых форм сотрудничества идет довольно медленными темпами. На поручительскую переработку и сборку - одну из наиболее простых форм производственной кооперации - приходится (включая переработку давальческого сырья) чуть более 10% от общей суммы двустороннего товарооборота. Не вызывает сомнения, что именно в сфере производственной кооперации кроются значительные резервы роста российско-китайского товарооборота. В первую очередь следует поощрять развитие производственного сотрудничества в энергетике, машиностроении, в частности, производстве станков и энергетического оборудования и технологий. Очень перспективными выглядят планы совместной разработки и изготовления авиационной техники нового поколения. Как нам представляется, работа по продвижению на китайский рынок продукции гражданского машиностроения является одной из главных задач российско-китайского торгово-экономического сотрудничества, решение которой позволит резко увеличить объем внешней торговли между РФ и КНР и долю российского экспорта технологичной продукции в Китай.


НОВОСТИ КИТАЯ      
ChinaPro - Деловой журнал про Китай
Россия почти не видна

В настоящее время Китай – крупнейший торговый партнер России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который превращается в один из ключевых центров формирующегося нового глобального сообщества. Обе страны – Китай и Россия решают задачи структурной перестройки своих экономик и в равной степени заинтересованы в активизации традиционных и поиске новых форм взаимодействия и сотрудничества. Далее


Загрузка...
Об авторе
НАШИ АВТОРЫ: ИЗБРАННОЕ
Михаил Богатов
Представитель РОСТЕСТа в Китае, менеджер по России и странам СНГ компании TUV Rheinland Group Asia.
Сергей Цыплаков
торгпред России в Китае
Даниил Сергеев
Независимый журналист
новости партнеров
Загрузка...
Последние комментарии
ПОИСК ПО САЙТУ
Поиск
 
    Контент этого сайта предназначен для людей старше 18 возраста.

RSS Редакция Реклама Наши баннеры

Система Orphus

© Деловой журнал ChinaPRO, 2005-2024 | [email protected]
© ChinaPRO Media Group
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 7722970, от 20.01.2006 г.
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций и комментарии читателей.