12.04.2010 05:31
Как было отмечено в ходе недавнего визита в Россию заместителя председателя КНР Си Цзиньпина, российско-китайское партнерство носит стратегический, нацеленный на долгосрочную перспективу, характер. Сегодня у нас есть все условия для развития взаимной торговли и инвестиций. И дело не только в политическом климате, который как никогда благоприятен.
Думаю, мы наконец-то пришли к пониманию, что прежняя, "челночная", модель торгово-экономических отношений уже не приемлема, нужны другие подходы и решения. Перспектива за совместными проектами, условиями реализации которых будут участие частного капитала, как инициатора и основного инвестора (при ограниченном участии государственного капитала) и активная поддержка со стороны обоих государств в рамках, предусмотренных национальными законодательствами. Последние соглашения российских компаний, например, с Торгово-промышленным банком КНР или корпорацией Huadian, говорят о том, что движение в этом направлении есть. Остается надеяться, что намерения сторон, изложенные на бумаге, приобретут реальные черты.
Проект экспорта электроэнергии в Китай, который реализует Восточная энергетическая компания, также вступает в активную фазу. В конце прошлого года началось строительство линии электропередачи 500 кВ на российской территории. С ее вводом объем экспорта будет увеличен до 4,5–5 млрд кВт-ч в год. Строительство ЛЭП-500 которое совместно осуществляют ВЭК (сооружение перехода через Амур) и Федеральная сетевая компания, планируется завершить во второй половине 2011 г.
Следующим важным этапом станет совместная разработка технико-экономического обоснования строительства новых генерирующих мощностей на российской территории, а также новых сетевых объектов для объединения энергосистем двух стран. Реализация этого этапа позволит довести годовой объем экспорта электроэнергии в Китай с территории российского Дальнего Востока до 22–24 млрд кВт-ч.
В рамках подготовки к "большому экспорту" в марте 2009 года ВЭК и Государственная электросетевая корпорация Китая возобновили приграничную торговлю электроэнергией, как шаг навстречу друг другу, как возможность для партнеров "притереться", определить факторы, влияющие на экономику проекта с нашей и с китайской стороны. По итогам прошлого года было экспортировано 854 млн кВт-ч – более чем в полтора раза больше, чем в 2006 г., после которого провинция Хэйлунцзян перестала импортировать электроэнергию из России. На этот год мы запланировали поставки в объеме около 1 млрд кВт-ч . Как отмечают наши китайские партнеры, в 2009 г. электроэнергия заняла второе место в перечне ведущих товаров, импортируемых из России в провинцию Хэйлунцзян (после сырья для химической промышленности), а ее доля в общем объеме приграничной торговли по итогам прошлого года составила более 26%. Таким образом, уже сегодня мы можем говорить о серьезных качественных изменениях в структуре российского экспорта, пусть даже на локальном направлении, – почти треть его составляет продукция с высокой добавленной стоимостью – электроэнергия.
Знаковым событием для проекта должен стать выпуск постановления Правительства России о внесении изменений в порядок покупки сверхплановой электроэнергии в дальневосточной энергозоне для целей экспорта. Благодаря этому постановлению будут созданы условия для значительного увеличения экспортных поставок электроэнергии без ущерба для надежного энергоснабжения российских потребителей. Рассчитываем и на встречное движение с китайской стороны, у которой также есть возможности для создания более благоприятных условий для торговли. Например, до 2007 г. к импортируемой из России электроэнергии применялась ставка НДС в размере 8,5%. В настоящее время – 17%. Этот вопрос уже стал предметом обсуждения на межгосударственном уровне и мы надеемся, что в скором времени он также будет решен положительно.
Можно бесконечно долго рассуждать о том, кто в большей степени, Россия или Китай, выигрывает от развития сотрудничества вообще и в сфере энергетики – в частности. С моей точки зрения нужно исходить из того, что у нас есть общая граница и есть долгая история отношений. Мы общаемся, потому что не можем не общаться, и торгуем, потому что не можем не торговать. А сам по себе процесс торговли основан на взаимной выгоде. Следовательно, главная задача для обеих сторон – соблюсти баланс интересов и договорится о таких условиях сотрудничества, которые были бы реально выгодными всем участникам.
Ставка на сотрудничество Как было отмечено в ходе недавнего визита в Россию заместителя председателя КНР Си Цзиньпина, российско-китайское партнерство носит стратегический, нацеленный на долгосрочную перспективу, характер. Сегодня у нас есть все условия для развития взаимной торговли и инвестиций. И дело не только в политическом климате, который как никогда благоприятен. Далее |
© Деловой журнал ChinaPRO, 2005-2024 | [email protected]
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций и комментарии читателей.