12.04.2010 05:30
Китайская компания CNPC выступила с заявлением о растущих потребностях Китая в нефти и предлагает увеличить закупки вне рамок контракта. Если кто не помнит, то "Роснефть" и "Транснефть" взяли у КНР кредит на $25 млрд под поставки 300 млн т нефти в течение 20 лет по 15 млн т.
Изначально планировалось также 30 млн т поставлять по ВСТО-1 в Китай, а 50 млн т качать по трубе на берег Тихого океана и далее в Корею и в Японию. Собственно, то, о чем я уже давно говорил, начинает сбываться. Еще когда ВСТО до Сковордино планировалось строить с двумя ответвлениями - одно на Китай, другое - на Козьмино, Тихий океан, было ясно, что, стоит трубе достигнуть Сковордино, все изменится, и Китай наверняка попробует увеличить свою квоту в ущерб поставкам на берег Тихого океана.
Российские лоббисты этого проекта, безусловно, заинтересованы, в большей степени по политическим мотивам, в поставках нефти в сторону Китая. Для компании "Роснефть" и для ее политических кураторов, например, совершенно не все равно, куда будет поставляться нефть. Именно это сейчас и происходит: Китай требует все больше нефти. Еще бы! Понятно же было, что потребности в углеводородах у Китая только будут расти, и никакие контракты с лимитированными поставками его аппетита не умерят. Более того, Китай начинает шантажировать Россию, заявляя, что только при условии дополнительных поставок будет строиться завод на территории Поднебесной. Кстати, вот прошло 12 февраля в Омске совещание по энергетике. Лично президент России Дмитрий Медведев принял в нем участие. Немало было сказано о состоянии дел в сфере российской нефтепереработки. Так вот, в контексте этого, вообще непонятно, а почему завод строится на территории КНР? Почему за последние несколько лет у нас не построено ни одного крупного завода, и теперь инвестпроект реализуется на территории Китая? Совершенно не ясно, где же здесь экспорт нефтепродуктов? Не устаю повторять, что в ситуации, когда в стране добыча нефти растет на 1% в год, в пределах статпогрешности, увеличение поставок нефти на восток означает неизбежное изъятие нефти с западного направления. За это меня критиковали близкие к "Транснефти" эксперты, уверяли, что в России начнется увеличение добычи - нефти хватит и на БТС-2, и на ВСТО, волноваться нечего. А вот теперь волноваться приходится, потому что сегодня искусственно "притягивается за уши" финансовая рентабельность этих поставок. Можно понять, когда обнуляется НДПИ на восточносибирских месторождениях, потому что их НУЖНО вводить в эксплуатацию. Но когда обнуляется экспортная пошлина! Когда искусственно "притягиваются" тарифы по железным дорогам! Когда говорится о равнодоходности поставок на запад и на восток, что означает субсидирование поставок нефти в Китай экспортерами поставок нефти на запад, вот здесь финансовые результаты для бюджета становятся все менее очевидными и совсем не однозначными. "Транснефть" заявляет, что нефти в Восточной Сибири хватит. Однако из официальных планов видно, что там нет такого количества нефти даже на те объемы, какие были заявлены - по 15 млн т в год прокачки в Китай. Не говоря уже о новых потребностях Пекина. Накануне началось строительство нефтепровода Пурпэ - Самотлор, что означает создание полноценной системы перекачки нефти с Западной Сибири на Восток. Т.е. уже сознательно строится нефтепроводная система, которая будет брать нефть с Западной Сибири - традиционной ресурсной базы поставок в Европу, и направлять в сторону Китая.
Я не противник диверсификации поставок, но давайте задумаемся о финансовой целесообразности такого рода решений. Диверсификация пока идет в ущерб российскому бюджету. И я не вижу смысла отказываться от поставок сырья в Европу и переориентироваться на Китай, если нет уверенности в том, что у нас будет расти добыча нефти. Что уж и говорить о перспективах роста добычи на Востоке!
Китайский шантаж Китайская компания CNPC выступила с заявлением о растущих потребностях Китая в нефти и предлагает увеличить закупки вне рамок контракта. Если кто не помнит, то "Роснефть" и "Транснефть" взяли у КНР кредит на $25 млрд под поставки 300 млн т нефти в течение 20 лет по 15 млн т. Далее |
© Деловой журнал ChinaPRO, 2005-2024 | [email protected]
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций и комментарии читателей.