28.11.2011 05:30
Согласно проведенному в середине 2001 г. исследованию банка UBS, объемы теневого кредитования в КНР могут достигать 4 трлн юаней ($627 млрд), что составляет примерно 10% ВВП Китая. Для сравнения, объем банковских кредитов в КНР составлял, согласно августовским данным $550 млрд. Официальные оценки теневого бизнеса КНР скромнее. Народный банк Китая в июне 2011 г. провел специальное расследование, в рамках которого установил примерный объем рынка частного (регулируемого и теневого) небанковского кредитования в стране — 3,38 трлн юаней ($530 млрд).
В любом случае, проводя монетарную политику, руководство КНР должно учитывать несколько сотен миллиардов долларов китайского теневого, в том числе, кредитного сектора. Впрочем, в схожей ситуации находятся и другие развивающиеся страны. К примеру, объем теневого ВВП России в СМИ нередко сравнивают по доле в официальном валовом продукте с аналогичным показателем КНР. Развитый теневой бизнес, таким образом, это специфическая черта развивающихся, сравнительно быстро растущих стран. Масштабы этой проблемы, тем не менее, значительно ниже, чем масштаб рисков, связанных с активным официальным кредитованием в ряде ведущих развитых стран.
Нелегальное кредитование – это продукт смешанной китайской экономики, в которой проводившееся в последние кварталы ужесточение монетарных условий, на фоне активного внутреннего инвестиционного спроса привело к активизации нелегального кредитного бизнеса. Очевидно, что такой крупный сегмент рынка несет для экономики специфические риски. Они связаны как с высоким, от 14% до 70% годовых, уровнем ставок, так и с неоднородным и неконтролируемым регуляторами качеством заемщиков.
Китай планирует усиливать административный контроль за нелегальным кредитным бизнесом. В условиях сильного госсектора, распространяющегося на все базовые отрасли экономики, сделать это будет существенно проще, чем странах со слабо регулируемым рынком. Параллельно, в целях перераспределения финансовых потоков с высоко рискованных сегментов экономики на сегмент долгосрочных инвестиций руководство КНР анонсировало в ноябре программу стратегических государственных вложений на сумму в $1,7 трлн. или 25% ВВП.
МВФ в своем ноябрьском обзоре кредитного рынка КНР отметил риски, связанные с активными инвестициями в инфраструктурные проекты и развитием теневого бизнеса, но охарактеризовал их как «краткосрочные», особо отметив прогресс руководства КНР в усилении государственно контроля за кредитным рынком и снижение уровня инвестиционного «плеча» китайских кредитных организаций.
Теневое кредитование Согласно проведенному в середине 2001 г. исследованию банка UBS, объемы теневого кредитования в КНР могут достигать 4 трлн юаней ($627 млрд), что составляет примерно 10% ВВП Китая. Для сравнения, объем банковских кредитов в КНР составлял, согласно августовским данным $550 млрд. Официальные оценки теневого бизнеса КНР скромнее. Народный банк Китая в июне 2011 г. провел специальное расследование, в рамках которого установил примерный объем рынка частного (регулируемого и теневого) небанковского кредитования в стране — 3,38 трлн юаней ($530 млрд). Далее |
© Деловой журнал ChinaPRO, 2005-2024 | [email protected]
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций и комментарии читателей.