Цитаты экспертов о букмекерских конторах
23 — 29 июня 2014
№ 70(258)
|
Как готовят элитных девушек-телохранителей |
Как Гао Дэкан обогрел весь Китай |
Жить или не жить? |
21.11.2011 05:35
Несомненно, одна из самых увлекательных забав - дележ чужих денег, в смысле - мне бы его миллионы. При этом обычно никому не интересно, как эти миллионы заработаны. Главное, примерить их под свои гипотетические потребности, а потом сказать, что нынешний владелец пользоваться таким богатством совсем не умеет. Нечто похожее происходит сегодня с золотовалютными запасами Китая, которые многим не дают покоя.
А они действительно впечатляют. Точную цифру Пекин официально опубликовал в сентябре 2010 г., чем заставил заволноваться окружающих. Сообщалось, что объем золотовалютных запасов равен $2,45 трлн., из которых 65% номинировано в американских долларах, 26% - в евро, еще 5% - в фунтах стерлингов и 3% - в японских иенах. Но уже в третьем квартале 2011 г. запасы увеличились до $3,2 трлн.
Природу накопления китайского золотовалютного чуда обычно связывают с дешевизной рабочей силы, капитала и земли в Поднебесной. Есть и еще один момент - его трактуют, как некую вынужденность большинства китайцев доверять свои сбережения государственным банкам. Последние, естественно, деньги берут, но под процент ниже инфляции, а затем финансируют ими же строительство новых предприятий и всего остального, чего теперь в Китае много. Предприятия, в свою очередь, зарабатывают валюту, которая накапливается в стране, в тех же банках. И опять все по кругу. Правда, в последнее время такой круг превратился в расширяющуюся спираль, которую раскручивают те же самые деньги.
Логичным в такой ситуации (при прочих постоянных условиях) стал бы сброс части накопленного на благие дела. Китайцы вроде как сами это понимают. Распихивают деньги по всему миру, скупая ресурсы. Есть и другие способы, как пристроить деньги. Так в 2009 г. Банк Китая приступил к выдаче ипотечных кредитов на внутреннем рынке Великобритании физическим лицам, желающим приобрести квартиру или дом. Ставки по кредитам в этом случае были такими низкими (всего на 2,5% выше официальной учетной банковской ставки по английскому фунту стерлингов), что британские банки попросту не смогли составить китайскому капиталу никакой конкуренции.
Но именно в момент демонстрации денег (в данном случае, китайских) на сцену обычно выходят всевозможные советчики. Среди последних первенство держат США - чьи казначейские обязательства составляют значительную часть ЗВР КНР.
О прочих равных условиях при которых сброс части китайского ЗВР на благие дела означал бы некий вздох облегчения, было сказано не зря. Проблема в том, что Поднебесной этого делать, мягко скажем, не рекомендуют. А проще говоря, ее постоянно прессуют, хотя бы требованием повысить курс юаня, что уже нарушает внутреннюю стабильность, ранее способствовавшую росту ЗРВ Китая.
Как пример, к сентябрю 2011 г. Пекин под давлением из вне утяжелил юань на 3,1%. В прошлом году рост китайской валюты составил 6,3% к доллару. Это сразу озадачило китайских экспортеров. Теперь экспортерам приходится увольнять рабочих, переводить свои фабрики в сельскохозяйственный регионы страны, где еще низка стоимость аренды. Но и это не спасает ситуацию, так как рост стоимости продукции все равно происходит, а это толкает заказчиков идти к другим производителям, например, в Африку.
Естественно, Китай ищет выходы из положения, ищет, куда и с наибольшей выгодой пристроить накопленное. И выходы есть. Среди перечня приемлемых вариантов - повышение статуса КНР в Международном валютном фонде, расширение прав страны в ВТО, в конце концов, покупка вооружений в Европе (на что пока действует эмбарго). Такие свои пожелания Поднебесная озвучила вместе с предложением финансово помочь Европе выбраться из кризиса на сумму в $100 млрд.
Каково было изумление китайцев, когда они услышали в ответ фактически следующее: в западном цивилизованном мире не принято торговать экономической поддержкой в обмен на экономические уступки. Но, спрашивается, что тогда делает МВФ, предлагая кредиты? Неужели бескорыстно насыщает деньгами экономики стран, терпящих беды? Конечно, нет. Напротив, навязывает такие условия кредитования, выполнение которых уводят страну с самую настоящую кабалу. Видимо, тут Поднебесной просто дали понять, что это не его поле для игры. На что 30 октября китайское информагентство "Синьхуа" сообщило, что Китай – друг Европы, но не ее спаситель. А это вполне может означать фразу: "Поживем – увидим".
Но, все-таки, куда Китаю девать деньги? Как избавляться от излишков, которые, даже по мнению Чжоу Сяочуаня, управляющего Центральным банком КНР, превысили все разумные пределы и стали проблемой. Ведь их нельзя даже вбросить в национальное денежное обращение, так как тут же поднимутся цены и фактически обесценится национальная валюта. Чтобы не допустить этого ЦБ Китая постоянно изымает валюту из обращения и кладет ее опять же в резерв. То есть, резерв постоянно растет, почти также, как "вечный хлеб" в книге фантаста Александра Беляева.
По логике вещей китайскому руководству в такой ситуации необходимо решать две задачи - принимать меры по замедлению роста резервов и сохранению стоимости имеющихся запасов. Что выражается в стимулировании внутреннего спроса, постепенном повышении курса юаня и создание фондов национального благосостояния. И в Китае такие шаги предпринимаются, но пока особых результатов не приносят, хотя бы потому, что крупные страны, в числе которых США, подолжают печатать деньги, которые, в свою очередь, продолжает покупать Китай.
Попытки вырваться из такого порочного круга становятся сродни постоянной головной боли китайских финансистов. На этом фоне в самой Поднебесной уже раздаются довольно жесткие заявления. Как недавно писала China Daily – Китаю пора защищаться. Среди способов защиты - увязывание количества американских долговых обязательств в Поднебесной с действиями США в отношении КНР. В перечне мер и возможное требование от международных рейтинговых агентств еще больше понизить рейтинги американских долговых обязательств с тем, чтобы вынудить США поднять процентные ставки. Короче говоря, время активных действий Поднебесной приближается. Единственное, что сдерживает КНР – понимание того, что деньги, заработанные тяжелым людским трудом и обличенные в облигации американского казначейства поблематично произвольно и необдуманно использовать как оружие. Хотя кто его знает, когда у Китая не останется иного средства, кроме активной защиты. И тут трудно ожидать их привязки к событиям, например, смене власти в КНР в 2012 г.
Как потратить $3,2 трлн? Несомненно, одна из самых увлекательных забав - дележ чужих денег, в смысле - мне бы его миллионы. При этом обычно никому не интересно, как эти миллионы заработаны. Главное, примерить их под свои гипотетические потребности, а потом сказать, что нынешний владелец пользоваться таким богатством совсем не умеет. Нечто похожее происходит сегодня с золотовалютными запасами Китая, которые многим не дают покоя. Далее |
© Деловой журнал ChinaPRO, 2005-2024 | [email protected]
© ChinaPRO Media Group
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 7722970, от 20.01.2006 г.
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций и комментарии читателей.