04.07.2011 05:30
О кардинальных изменениях в направлении движения товарных потоков, а затем и серьезных преобразованиях в торговле между Китаем и странами, участвующими в Таможенном союзе говорилось еще задолго до того, как 1 июля 2011 г. между Россией, Белоруссией и Казахстаном фактически исчезли границы.
Слово "говорилось" здесь скорее иносказательное, так как весь 2010 г. предпринимались активные шаги в сторону расширения российско-китайских экономических связей. Россия в данном случае суть - основной рынок, который так или иначе привлекает китайцев, поэтому основной упор делался именно на него. В него же активно интегрировалась китайская экономика, поощряемая действиями российского и китайского руководства.
Так лишь за первые восемь месяцев 2010 г. товарооборот между Россией и Китаем вырос более чем на 57%. Например, объемы продаж пиломатериалов выросли на 83%, электроэнергии – на 40%. Китай, в свою очередь более чем на 96% увеличил в Россию поставки продукции машиностроения и электроники. А всего за один день в ноябре 2010 г. во время встречи российского президента и китайского премьера предприниматели обеих стран заключили контракты на $8,5 млрд.
Двигаясь такими темпами, страны вывели объем товарооботота на докризисный уровень в марте 2011 г. И, как сообщил заместитель начальника секретариата китайской Ассоциации по индустриальному зарубежному развитию и проектированию Хэ Чжэньвэй, он будет только расти. Оживлению торговли способствует отработанная модель взаимоотношений - кредиты в обмен на нефть, а также использование с декабря 2010 г. прямых сделок с использованием пары рубль-юань.
Порой подобный сценарий развития событий ряд наблюдателей трактуют, как зависимость России от Китая, ее слабость и некое патовое положение. Вместе с тем, России выгодна интеграция с Китаем, равно, как и с Европой. Таким образом, вполне логичным можно считать, что привлечение иностранных технологий из Европы и финансовых ресурсов из Китая является одной из важнейших задач правительства. Считается, и не без оснований, что встраивание российских производителей в производственные цепочки Европы и Китая способно дать больший вклад в рост российской экономики, чем интеграция в рамках СНГ. Естественно, любое противоречие в таком сценарии лишь ухудшает обстановку и, конечно, развитие России.
В таком случае, если не противоречием, то однозначно - закавыкой считается ситуация, о которой наблюдатели говорили все время с момента начала формирования Таможенного союза - переориентация части грузопотоков в Россию с Дальнего Востока на Кахахстан. Так дешевле и спокойнее в плане оперативности и предсказуемости. Кстати, основные источники-составные части такого положения дел родом из России - это жесткое администрирование со стороны российской таможни и постоянно увеличивающиеся тарифы на железнодорожные перевозки от РЖД.
Однако налаживать работу с Казахстаном отдельные российские брокеры не потянулись - железнодорожники, благодаря кризису и падению объемов перевозок, стали более сговорчивыми. А работать по привычной схеме, как ни крути спокойнее.
В Казахстан потянулись все больше криминальные сообщества, ранее контролировавшие Черкизовский рынок в Москве. Теперь они занимаются вопросами скупки вещевых рынков в Алматы, стараясь обеспечить поток контрабанды из Китая, а заодно и оттеснить от "пирога" своих казахстанских "коллег".
Не случайно, российских экономистов вполне обоснованно беспокоит, что Казахстан до последнего времени продолжал оставаться главным перевалочным пунктом для реэкспорта товаров из Поднебесной в Россию. Более 43% контрабандного товара поступает в Россию именно из Казахстана. Например, не секрет, что ежедневно из Китая через казахстанские пункты пропуска "Хоргос" и "Калжат" в Россию въезжали более 300 грузовиков. И только 10% из них фиксировались казахстанской таможней. Поэтому реально представить, что может происходить здесь после 1 июля 2011 г. с момента исчезновения внутренних границ между Казахстаном и Россией. Ведь даже на госудсарственном уровне в Казахстане не скрывают проблем. Например, известна статистика китайской и казахстанской таможни. Они категорически не совпадают друг с другом. По данным китайской стороны, экспорт товаров в Казахстан в 2010 г. составил $9,3 млрд, а по данным комитета таможенного контроля министерства финансов Казахстана – $4 млрд. По 2009 г. расхождение составляет $4,2 млрд – конечно, тоже в пользу Китая.
Так сложилось, что инициаторы Таможенного союза сами прекрасно понимают реальность "китайской торговой угрозы” и хотят поставить ей некий барьер. Но в любом случае налаживание полноценной работы может затянуться и после снятия пограничных столбов 1 июля нынешнего года. Это, кроме некоторых имиджевых потерь, даст шанс, как странам, участникам союза скорректировать свои взаимоотношения, так и Китаю взвесить свои шансы и, не спеша, подумать над тем, как их лучше реализовать.
За границами союза О кардинальных изменениях в направлении движения товарных потоков, а затем и серьезных преобразованиях в торговле между Китаем и странами, участвующими в Таможенном союзе говорилось еще задолго до того, как 1 июля 2011 г. между Россией, Белоруссией и Казахстаном фактически исчезли границы. Далее |
© Деловой журнал ChinaPRO, 2005-2024 | [email protected]
© ChinaPRO Media Group
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 7722970, от 20.01.2006 г.
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций и комментарии читателей.