Цитаты экспертов о букмекерских конторах
23 — 29 июня 2014
№ 70(258)
|
Китай планирует осваивать новые территории |
Как Гао Дэкан обогрел весь Китай |
Отсидев 20 лет, он стал миллиардером! |
09.05.2011 05:31
На днях посмотрел в записи одно из выступлений Задорнова, где он говорил о Владивостоке и его торгашеском имидже. При этом поймал себя на мысли, что почему-то думаю о Сколково - прорывном инкубаторе технологий и знаний, и сравниваю его с китайским вариантом Кремниевой долины, причем, с российским акцентом. Кстати, и первое, и второе пока на бумаге.
А началось все с вопроса Задорнова зрителям - чего больше всего ненавидят жители Владивостока? Оказывается враг номер один восточной части России - российский автопром. Там даже путаны бастовали против отечественных авто - неудобно им в них "работать", не позволяет сформированное годами праворульное мЫшление. Не остались в стороне и местные братки-автобизнесмены. Уж им-то конкретно известно, что на всем российском финансовых объемов не сделаешь, хотя что оно из себя представляет – российское-то, им уже давно не ведомо.
Что касается Сколково, здесь также в основном разговор идет про объемы. Объемы финансовые, пока что. О российском, не то, чтобы не упоминается, держится на втором плане. И в самом деле, проект позиционируется не иначе, как НЭП мирового уровня, где будут формироваться привлекательные для работы ведущих специалистов условия и создаваться конкурентоспособные на мировом уровне технологии. А раз так, то 170 млрд руб. на 20 лет – вполне приемлемая сумма для работы мегаинкубатора (это, к слову, в 15 раз больше, чем финансирование всех вместе взятых наукоградов России).
Естественно из учителей и кураторов российского инкубатора исключительно иностранцы. Взять, хотя бы самый первый практический этап - архитектурная концепция. Тут победу в конкурсе выиграла французская фирма AREP, которая, согласно собственным обещаниям, теперь будет привлекать российских субподрядчиков. То есть, контроль, несомненно, обеспечен будет и это главное. Про российских конкурсантов теперь говорят так - можно сожалеть, что участие российских архитекторов было ограниченным. Все это сильно напоминает конкурсы по участию российских компаний в проекте пассажирского самолета Суперджет. Они там были и даже выиграли вместе с иностранцами. И что характерно, отметили победу бокалами шампанского. На этом все закончилось. Поставщиками самолетных систем стали западные разработчики.
Относительно науки в Сколково также имеются разные мнения. Но на слуху те, что транслируют структуры, связанные с деньгами и продажами. Например, в их среде считается, что нынче в России научных кадров по каждой из специальности едва хватит на одну кафедру мирового уровня, то есть, кот наплакал. Поэтому, дескать, нечего деньгами сорить по разным институтам, лучше собрать всех "головастиков" в одном месте и сделать один университет, но мирового уровня. А заодно обкатать систему налогов и привилегий. Для кого обкатать - не говорится. Но, по-видимому, исключительно для тех, кто будет участвовать в мегапроекте Сколково.
В свою очередь в ученом мире ходит несколько иная точка зрения об инкубаторе. Здесь Сколково называют очередным пионерским проектом, сильно похожим на все, что связано с технопарками так и пошедшими в серию. Почему пионерским? Да потому что считается, что наипервейшее дело тут - меряться размерами. Бизнес-планов, конечно. Кто выкатит более впечатляющий, тот и в дамках. Как пример, предпочтение проекта цифрового телевидения развитию технологии выращивания кожи человека для лечения ожогов. Самое смешное, что сравнивать эти направления можно было исключительно по объемам финансирования, что и произошло.
Зато финансирование разом сократилось у остальных российских наукоградов, кстати говоря, уже существующих. Трудно сказать, что применительно к сколковской идее налицо практическая реализация поговорки "С миру по нитке, голому рубаха", но картина складывается сама собой - вместо 1,5 млрд руб. на поддержание 14 российских наукоградов в 2009 г., в 2010 г. из федерального бюджета им досталось всего 570 млн. То есть, почти тенденция.
А что же Сколково? Уже сейчас понятно, что это будет амбициозный проект. Отсюда столь серьезные вложения. Но кому это интересно, кроме тех, кто у финансового руля? Трудно сказать. Неужели получается, что Сколково - это вещь на вынос, без приоритетов, без востребованности в России, без контроля государства, которое дает деньги и с огромными сроками становления? Не очень такого хочется, но по факту выходит, что все обстоит именно так. Почему? Потому что в России сейчас нет спроса на инновации, они не нужны ни на заводах, ни на фабриках. Потому что ни заводов, ни фабрик, ни вообще промышленности в России нет. Сама налоговая система делает не выгодными закупки нового оборудования. В общем, снова ассоциации с задорновским Владивостоком, сплошное купи-продай.
Но, как же тогда, наблюдательный Совет проекта, в состав которого вошли первые лица компаний Siemens, Ciсko и Nokia и о котором говорится, как о достижении? Здесь нет ничего экстраординарного - западные ребята проявились при запахе денег, вот и все. При этом не ясно, существуют ли у них какие конкретные соглашения со Сколково или все пока на словах. "Пока что мы не можем тщательно продумывать, что здесь может произойти – но если начало будет успешным, то начнутся другие вещи. В Китае у нас не было ничего – мы только продавали телефоны. Сейчас в Китае у Nokia огромное производство", – говорит на этот счет Виктор Эрик Сайс, вице-президент Nokia в Евразии. То есть, ребята даже не собираются думать о том, что тут может произойти, главное - застолбить место, показать, что и они может когда-то что-то профинансируют и больше ни-че-го. Излюбленный прием Запада - морковка на веревочке.
В связи со словами Сайса два слова стоит сказать о китайской методике технологических рывков, о реальных китайских проектах, которые привели к обновлению промышленности и ее прорыву. В конце концов, как Сколково можно соотнести с тем, что происходит в Поднебесной? Как китайцы отреагировали на Сколково?
О последнем лишь несколько строк в связи с выставкой ЭКСПО-2010 в Шанхае, где Сколково в материальном виде можно было увидеть в виде стилизованного химического элемента “Sk” (Skolkovo). Это около десяти дней лицезрели гости, среди которых практически ни одного специалиста. Все остальное – виртуально.
Теперь в самое время поговорить о Кремниевой долине из Поднебесной, да еще с российским акцентом. Дело в том, что власти провинции Чжэцзян договорились с Сибирским отделением РАН о создании рядом с Цзянсинем совместного технопарка. В проекте Сибирское отделение будет выступать в роли поставщика научных разработок и инновационных проектов, а китайцы предоставят помещения, инфраструктуру и служебное жилье для российских ученых. Сколько российских ученых уедут в Поднебесную остается гадать. При этом возникает вопрос - будет ли кому работать в Сколково? Невольно вспоминается, как лет 20-30 назад щедрые китайцы переманили в Поднебесную десятки лучших наших спортивных тренеров, а в 2008-м во время пекинской Олимпиады спортсмены сборной КНР собрали урожай золотых медалей. Но это так, вспомнилось…
Возвращаясь к совместному технопарку: по расчетам китайской стороны всю необходимую для работы инфраструктуру планируется создать всего лишь за два-три года, а не к 2020 г. Интересная деталь. Почему так? Потому что в проекте сплошь конкретика. Конкретика по проектам, конкретика по внедрению, конкретика по потребностям в разработках. То есть, китайцы делают проект, результаты которого будут использовать в своей стране, для своей промышленности, а не на вынос, на продажу в качестве научного сырья. Между прочим, примеров работы мозгами на вынос в России полным полно, причем без какой-либо прибыли. Известен факт, как кто-то с Азии активно копировал все бытовые разработки, публиковавшиеся в журнале “Наука и жизнь”. Копировал, превращал в “железо”, а то и в патенты, и продавал.
Про ориентацию китайцев на материальное производство можно говорить много. Дело в том, что они поняли один непреложный факт: материальное производство - это основа всему. Поэтому все в Китае крутится именно вокруг его потребностей. Не зря иностранный капитал всеми способами затаскивается именно в этот сектор. Такими возможностями с готовностью воспользовались многие мировые лидеры.
Открытым в этой связи остается вопрос - какими возможностями в Сколково будут пользоваться те же мировые лидеры? Видимо, теми же, что и китайцы в своем новом технопарке, что в течение трех лет будет возведен рядом в Цзянсинем - развитием своей науки за российские деньги либо российские научные мозги, что, впрочем, равнозначно. А в итоге сакраментальные слова - за державу обидно. Уж лучше бы об этом не знать.
Сколково, или За державу обидно На днях посмотрел в записи одно из выступлений Задорнова, где он говорил о Владивостоке и его торгашеском имидже. При этом поймал себя на мысли, что почему-то думаю о Сколково - прорывном инкубаторе технологий и знаний, и сравниваю его с китайским вариантом Кремниевой долины, причем, с российским акцентом. Кстати, и первое, и второе пока на бумаге. Далее |
© Деловой журнал ChinaPRO, 2005-2024 | [email protected]
© ChinaPRO Media Group
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 7722970, от 20.01.2006 г.
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций и комментарии читателей.