27.12.2010 04:30
Не так давно я ужинал с китайским чиновником из налоговой полиции в одном из самых дорогих ресторанов Гуанчжоу. (Вкусно кушать любят не только российские чиновники, но и китайские.) Начали, как водится, чинно, с разговоров о жизни, работе. Главной темой застолья стала тема иностранного бизнеса в Китае. Она, разумеется, мне близка, и как оказалось, близка моему китайскому другу.
Мой собеседник, человек в возрасте, вежливо и культурно осуждал политику уравнивания иностранных предприятий с китайскими. Т.е. по большому счету китаец стоял на позиции "за иностранцев". Мне стало интересно, почему китаец ведет себя, мягко говоря, не патриотично. Дальнейшие его рассуждения расставили все на свои места. Он говорил о том, что китайские коммерсанты, набравшиеся опыта, в том числе и за границей, вмиг съедят (он употребил слово в значении "сожрут") любую иностранную контору. Какая бы крупная она ни была. А еще он настаивал на том, что иностранные предприятия не умеют уходить от налогов так, как китайские. Соответственно при равных условиях налогообложения, иностранные канторы будут получать меньше прибыли, чем китайские и рано или поздно сами уйдут с китайского рынка. Иностранцам нужна фора, на китайском рынке они слепые котята. Мы кушали, пили китайскую водку, а уже через неделю, после того застолья я столкнулся с очень неприятной ситуацией.
Сразу три завода вдруг отказали нам в предоставлении товарного кредита, сумма которого была на уровне $1 млн на каждом из них. Фабрики стали ныть о великой курсовой разнице, на которой они после "освобождения" доллара начали терять серьезные деньги. Все бы ничего, но конец года – период весьма напряженный и найти сумму в $3 млн за неделю, в момент, когда все в обороте, не так-то и просто. Мне пришлось экстренно вылететь на переговоры с китайцами. Договориться с ними, разумеется, удалось. В конце концов многолетние отношения – это не кукиш с маслом. Но осадок от такого поведения китайской стороны остался. Клиенты шумели о непорядочности китайцев, о том, что хорошо было бы их проучить, надавать по мордасям, отменить заказы и пусть сидят, мол, на голодном пайке. Чрезмерные эмоции в сложных ситуациях всегда вредят. Китайцы, теперь уже заматеревшие фабриканты, не боятся никаких отмен заказов. Им все равно с кем работать: откажется один, этот же объем купит другой, стоящий следующим в очереди. Причем купит, вероятно, по более высокой цене! Теперь условия диктует не заказчик, а производитель. Сложно это признавать, когда много лет ты чувствовал себя в отношениях королем, но вмиг оказался на лопатках. Однако китайцы к такому положению дел быстро приучат.
Интересная получается ситуация: китайцы становятся избирательными в отношениях с клиентами. Если раньше они хватались за все подряд, то теперь, увы, нет. Теперь они требуют высокие минимальные объемы, при этом дают не самую низкую цену. Требуют большие авансы в знак гарантии покупки товара. Теперь им давай оплату не 30% на 70%, а 50% на 50%. Плати «не против коносамента», а обязательно до выхода контейнера из порта. А ведь все это ухудшает финансовые возможности экспортеров. И не нужно думать, что такая ситуация складывается только с клиентами из России, так происходит со всеми иностранцами. Почему? Одним из первых ответ на этот вопрос дал в своем блоге Торгпред России в КНР Сергей Цыплаков. Как верно заметил Сергей Сергеевич, руководство Китая не удовлетворено ролью "мирового сборочного цеха". Вот и "простые смертные" фабриканты с миллионными оборотами мгновенно уловили тенденцию руководства – менять характер взаимоотношений между Китаем и заморскими бизнесменами.
Китай перестает быть таким же привлекательным как еще несколько лет назад. Рабочая сила дорожает, налоги увеличиваются, ситуация с сырьем крайне не стабильная – издержки растут... В 2011 г. российско-китайский бизнес ждет подъем в валовой массе поставок, но вот маржа будет падать. Думается, богатеть будут те, кто захватил в прежние годы объемы. Мелочь с рынка уйдет окончательно… Похоже, прав китайский чиновник: без форы иностранцам теперь придется туго.
P.S.: С Новым 2011 всех! Поменять китайское налогообложение мне, конечно, не под силу, но кое-что приятное сделать могу. Дед Мороз к Новому Году передал мне из России в Китай сорок пачек "Беломора". Если есть желающие, с радостью поделюсь табачком. Кому и куда – пишите прямо в редакцию. Одна пачка – в один адрес и только по Китаю. Успехов всем в новом году!
Всем спасибо, все свободны Не так давно я ужинал с китайским чиновником из налоговой полиции в одном из самых дорогих ресторанов Гуанчжоу. (Вкусно кушать любят не только российские чиновники, но и китайские.) Начали, как водится, чинно, с разговоров о жизни, работе. Главной темой застолья стала тема иностранного бизнеса в Китае. Она, разумеется, мне близка, и как оказалось, близка моему китайскому другу. Далее |
Живет и работает в Китае более 15 лет. Член союза переводчиков России и МФП, Ассоциации исследователей рынка и общественного мнения ESOMAR (Голландия), Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства, Международного союза товаропроизводителей, а также 15 различных ассоциаций производителей товаров и оборудования Китая. Член Комитета по экспорту "Деловой России". В 2009 году вошел в Пятый ежегодный рейтинг самых успешных мужчин в возрасте до 33 лет журнала «Финанс». В 2013 году Евгений Колесов стал лауреатом Национальной ежегодной премии «Лучший руководитель года», учрежденной по инициативе депутатов Государственной Думы Фондом содействия развитию предпринимательства и проводимой при одобрении Государственной Думы РФ. Постоянный эксперт по Китаю СМИ: Газета.ру, Дни.ру, РБК, BFM.ru и других. Автор и ведущий канала на ютюбе: Китай с Евгением Колесовым и на рутюбе.
© Деловой журнал ChinaPRO, 2005-2024 | [email protected]
© ChinaPRO Media Group
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 7722970, от 20.01.2006 г.
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций и комментарии читателей.