13.12.2010 04:32
Среди подписанных в ходе состоявшейся в ноябре 2010 г. в Санкт-Петербурге 15-ой регулярной встречи глав правительств России и Китая документов едва ли не наибольший резонанс получил Дополнительный протокол к российско-китайскому межправительственному соглашению 1992 г. о торгово-экономических связях. Он оживленно комментировался не только российской и китайской печатью, но и вызвал волну откликов в западных СМИ. Красной нитью через все эти комментарии проходило положение о том, что Россия и Китай начали процесс "вытеснения" доллара из взаимной торговли.
Действительно, содержание подписанного в Санкт-Петербурге протокола сводится к тому, что в четвертую статью межправсоглашения, где говорится о том, что "расчеты и платежи по контрактам будут производиться в свободно конвертируемой валюте", были добавлены слова "и в национальных валютах". Таким образом, были созданы правовые возможности для распространения расчетов в рублях и юанях на "большую" торговлю.
Следует отметить, что постепенный переход на использование национальных валют происходит не совсем с чистого листа. Еще в 2002 г. ЦБ России и Народный банк КНР подписали соглашение об использовании рублей и юаней в приграничной торговле. Первоначально сфера действия указанного соглашения распространялась только на район городов Благовещенск (Амурская обл.) и Хэйхэ (провинция Хэйлунцзян), но затем постепенно она расширялась и к началу 2010 г. охватывала территории приграничных с Россией провинций Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин, а также автономных районов Внутренняя Монголия и Синьцзян. Соответственно и с российской стороны были определены территории регионов Дальневосточного федерального округа. Однако масштабы использования национальных валют оставались весьма скромными. В предкризисном 2008 г. объемы торговых операций с расчетами в рублях и юанях составляли порядка 20 млн. руб. и 7 млн. юаней, что ничтожно мало в сравнении с объемом торговли указанных китайских регионов с Россией, которая превышала $20 млрд.
С началом мирового финансового кризиса руководство как Китая, так и России декларировали намерение уменьшить зависимость от американского доллара и других мировых резервных валют за счет более активного продвижения расчетов в национальных валютах в своей внешней торговле. Китай взялся за дело, как всегда, серьезно и обстоятельно. В конце 2008 г. было принято принципиальное решение о начале использования юаня не только в приграничной торговле с соседними государствами, но и о распространении юаневых расчетов на внешнеторговые операции, осуществляемые вне рамок приграничной торговли. С целью апробирования механизма юаневых расчетов было решено провести эксперимент в торговле с Гонконгом и странами АСЕАН. Причем с китайской стороны для участия в этом эксперименте отбирались предприятия, расположенные в четырех городах провинции Гуандун, а также Шанхае. Всего было отобрано 365 предприятий и 39 китайских и иностранных банков. К лету 2009 г. была сформирована соответствующая нормативная база и в июле прошлого года эксперимент вступил в стадию реализации.
В целом, опыт оказался достаточно удачным. За год (июль 2009 – июль 2010 гг.) объем внешнеторговых операций с использованием юаней составил около 75 млрд юаней (более $11 млрд), причем операции характеризовались нарастающей динамикой. Основными партнерами, в связях с которыми юаневые расчеты получили наибольшее распространение, стали Гонконг и Сингапур, 87% всех внешнеторговых операций с использованием юаней пришлось именно на них.
Опираясь на полученные результаты, в июне 2010 г. в Китае было принято решение значительно расширить географические рамки эксперимента, распространив его на 20 провинций страны, включая основные экспортноориентированные регионы. Резко увеличилось количество участвующих в нем предприятий. На конец ноября их число превысило 67 300, соответственно кратно возросли объемы осуществляемых сделок. По данным Народного банка Китая, только за июнь – ноябрь 2010 г. объем внешнеторговых операций с расчетами в юанях достиг 340 млрд юаней (примерно $50,7 млрд). Это уже весьма прилично и сопоставимо с годовым объемом российско-китайской торговли.
На собственно российском направлении продвижение значительно скромнее. В течение последнего года стороны активно обсуждали вопрос об установлении прямой котировки рубль – юань (до сих пор соотношение двух валют определялось на основе кросс-курса к доллару США) и организации биржевой торговли. Было достигнуто понимание проводить торги в паре рубль – юань параллельно на двух площадках: Шанхайском межбанковском валютном рынке и Московской межбанковской валютной бирже.
Накануне встречи премьеров двух стран 22 октября этого года в Шанхае впервые были проведены торги рубль-юань, в которых приняли участие четыре банка, в т.ч. шанхайский филиал ВТБ. Объем торгов составил порядка 1 млн юаней, а курс определился на отметке 4,61 руб. за юань. В декабре ожидается начало торгов на ММВБ. По имеющимся прогнозам, их ежедневные объемы составят около 3 млн юаней, а участвовать в них намерены более 40 банков.
Конечно, это немного, и цифры не впечатляют. Однако нельзя забывать, что торговля в рублях и юанях делает только первые шаги, а они, как всегда, бывают самыми трудными. Как представляется, существуют сложности как объективного, так и субъективного плана, которые сдерживают процесс быстрого увеличения объемов расчетов в национальных валютах. К числу объективных сложностей необходимо отнести, во-первых, неполную конвертируемость юаня и высокую волатильность рубля. Дело заключается в том, что если иностранную валюту можно свободно обменять на юани, то обратная операция связана с ограничениями и, как правило, для ее осуществления необходимо представить соответствующие внешнеторговые контракты. В этой связи многие китайские эксперты отмечают, что, несмотря на резкие колебания курса, рубль как средство платежа во внешнеторговых расчетах выглядит более предпочтительным. Во-вторых, сама структура российско-китайской торговли, и, прежде всего, российского экспорта, который, главным образом, состоит из т.н. биржевых товаров (энергоносители и промышленная продукция первичного передела), мировые цены на которые устанавливаются в долларах, соответственно обуславливает и его использование при расчетах.
В числе субъективных сложностей можно упомянуть, во-первых, неразвитость российско-китайской финансовой инфраструктуры. Достаточно сказать, что в настоящее время в Китае действует единственный филиал российского банка – ВТБ, а в России – два филиала китайских банков (Банка Китая и Торгово-промышленного банка). Во-вторых, предприятия двух стран просто привыкли использовать т.н. СКВ и будут переходить на иные формы расчетов только в том случае, если они будут видеть реальную выгоду от этого.
В этом как раз и заключается задача на обозримую перспективу. Продекларировать возможность осуществления расчетов в национальных валютах и начать создание правовой базы для этого, конечно, очень важно. Но еще более важным представляется выработка соответствующих механизмов, которые могли бы повысить привлекательность расчетов в национальных валютах в глазах непосредственных участников внешнеэкономической деятельности. Прежде всего, как видится, необходимо расширить предложение рублей на китайском рынке и юаней – на российском. Это позволило бы увеличить объемы торгов, а значит – дало бы возможность объективно оценить имеющийся спрос и, соответственно, более взвешенно устанавливать обменный курс рубля и юаня. Для этого можно было бы подумать о заключении соглашения о валютном обмене между крупными российскими и китайскими банками, обслуживающими двустороннюю торговлю.
Расчеты в рублях и юанях: первые шаги Среди подписанных в ходе состоявшейся в ноябре 2010 г. в Санкт-Петербурге 15-ой регулярной встречи глав правительств России и Китая документов едва ли не наибольший резонанс получил Дополнительный протокол к российско-китайскому межправительственному соглашению 1992 г. о торгово-экономических связях. Он оживленно комментировался не только российской и китайской печатью, но и вызвал волну откликов в западных СМИ. Красной нитью через все эти комментарии проходило положение о том, что Россия и Китай начали процесс "вытеснения" доллара из взаимной торговли. Далее |
© Деловой журнал ChinaPRO, 2005-2024 | [email protected]
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций и комментарии читателей.