Догонит ли Китай Россию по уровню доходов на душу населения?
26.07.2010 05:34
В июле 2010 г. руководство КНР объявило о массовом повышении минимальной заработной платы в КНР. С 30 июня 2010 г. сразу в девяти китайских провинциях минимальный размер зарплаты увеличился в среднем на 33% до 600 юаней в месяц (примерно $89,5 в месяц).
Это повышение зарплаты затрагивает не менее 100 млн рабочих и служащих предприятий различных форм собственности – от государственных до частных. Особенно значительно выросли минимальные зарплаты в экономически более развитых приморских районах и городах центрального подчинения. В частности, в Шанхае минимальная заработная плата выросла до 1120 юаней в месяц ($167), а в Гуанчжоу на промышленно развитом юге Китая – до 1030 юаней в месяц ($153,7). Если все эти показатели заработной платы пересчитать в рубли (по курсу за $1 = 30 рублей), то окажется, что минимальная заработная плата в девяти китайских провинциях в денежном эквиваленте составит 2685 рублей в месяц, в Шанхае – 5010 рублей в месяц, а в Гуанчжоу – 4611 рублей в месяц. Таким образом, можно констатировать, что минимальная заработная плата в КНР уже вышла на уровень доходов большой части пенсионеров и определенных категорий рабочих и служащих в России.
В этой связи возникает два вопроса: 1) почему в Китае вдруг стали уделять повышенное внимание вопросам труда и заработной платы; 2) в случае продолжающегося роста заработной платы в КНР и существенно более низкой инфляции по сравнению с Россией, когда Китай догонит Россию по доходам на душу населения.
На наш взгляд, рост минимальной заработной платы в Китае в первую очередь связан с развитием мирового финансового кризиса и сокращением возможностей для экспорта китайской продукции за рубеж из-за снижения спроса. В этих условиях был взят курс на расширение внутреннего спроса, что реализовать невозможно без соответствующего повышения доходов населения. К реализации мер по повышению заработной платы рабочих и служащих также подталкивает руководство КНР и ряд объективных факторов. Они связаны в первую очередь с сокращением численности экономически активного населения (от 15 до 60 лет) в результате проведения с начала 70-х гг. кампании по планированию рождаемости, а также с грандиозными планами руководства страны по развитию инфраструктуры на территории Китая и созданию большого количества новых рабочих мест. Во время частых поездок в Китай постоянно приходилось видеть на дверях почти каждой конторы надписи на китайском языке с первыми двумя иероглифами “пиньцин” (??). Внимательное изучение этих объявление показало, что многим предприятиям требуется молодежь в возрасте от 16 до 35 лет на различные виды работы, и им обещают первую ставку зарплаты в размере от 1500 до 2600 юаней в месяц (от $225 до $400.), что составляет от 6750 до 11 700 рублей в месяц.
К тому же с начала года по всему Китаю прокатилась волна стихийных и организованных протестов и забастовок, главным требованием участников которых стало именно повышение зарплат. Причем что интересно, по большей части эти выступления происходили на совместных предприятиях китайского и иностранного капитала, в частности, на китайско-тайваньском предприятии Foxconn по производству электроники, а также на китайско-японских автомобильных заводах “Хонда” и “Тойота”. И этому есть свое вполне логичное объяснение.
С начала 80-х гг. после создания совместных предприятий на территории КНР все завидовали рабочим и служащим, которым удавалось устроиться на них. Вплоть до 2002 г. среднегодовая заработная плата занятых на них рабочих и служащих превышала зарплату на предприятиях любой другой формы собственности. При этом в отличие от предприятий других форм собственности, где действовали профсоюзы и собрания представителей рабочих и служащих, на совместных предприятиях профсоюзы были фактически запрещены и действовали только так называемые “кружки качества” (???/чжинанхуэй), как в Японии, Германии и на Тайване. Однако с 2003 г. рост заработной платы на государственных предприятиях КНР стал заметно опережать рост заработной платы на смешанных предприятиях. По данным ГСУ КНР на 2008 г., среднегодовая заработная плата на государственных предприятиях составила уже 31 005 юаней в год, а на совместных предприятиях – всего 28 387 юаней. С учетом более высокой интенсивности труда и фактического отсутствия социальной защиты на совместном предприятии такой разрыв в зарплате и привел к появлению стихийных протестов на предприятиях с участием иностранного капитала. Более того, если многие годы государство становилось на сторону предпринимателей и администрации предприятий, то в последнее время было четко заявлено, что государство в этом конфликте стоит на стороне труда. Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао в июле 2010 г. в связи с участившимися случаями аварий на угольных шахтах и возникающими в связи с этим протестами со стороны рабочих даже сделал заявление о том, что административно-управленческим работникам также необходимо спускаться в шахту вместе с рабочими, чтобы самим оценить ситуацию под землей и вовремя принимать правильные управленческие решения во избежание несчастных случаев.
Таким образом, в Китае от общих деклараций перешли к конкретному строительству общества “малого благоденствия” (“сяокан”). Если в начале реформ – в 1978 г. в Китае насчитывалось свыше 250 млн человек (около трети населения страны) с доходами ниже “линии бедности” (100 юаней на человека в год), в 1990 г. – 85 млн человек с доходами ниже 300 юаней на человека, в 2000 г. – уже 32,1 млн человек с доходами ниже 625 юаней на человека, то в 2009 году – 36 млн человек (3,8% населения) с доходами ниже “линии бедности”, но она уже составила 1196 юаней в год на человека ($178,5 в год).
К этому следует добавить, что Китай постепенно нагоняет Россию по среднегодовой заработной плате для рабочих и служащих. В частности, по данным на 2009 г., среднемесячная заработная плата для рабочих и служащих КНР составляла 2436 юаней (примерно 10 960 рублей в месяц), в 2007 г. – 2078 юаней (примерно 10 000 рублей в месяц) по обменному курсу юаня к рублю на погранпереходах Хэйхэ и Маньчжурия на 2007 и 2009 гг. Для сравнения, по данным Росгосстата, в России в 2007 г. среднемесячная номинальная заработная плата в экономике составляла 13527 рублей в месяц, а по ряду отраслей, таких как сельское хозяйство – 6127 рублей в месяц, текстильное и швейное производство – 6387 рублей, производство кожи и изделий из кожи – 7064 рубля в месяц, обработка древесины и производство изделий из дерева – 8940 рублей, гостиницы и рестораны – 9330 рублей, образование – 8788 рублей, здравоохранение и предоставление социальных услуг – 10023 рубля в месяц.
По состоянию на 2008 г. Россия заметно уступала Китаю как по общему объему вкладов на депозитах – 26 56,5 млрд руб. (или $88,6 млрд), в то время как в КНР этот показатель составлял 21788,5 млрд юаней (или $3204 млрд), так и на душу населения. В России средний объем вкладов на душу населения на рублевых счетах составлял 16 843 рубля, в то время как в Китае – 16407 юаней, то есть по курсу юаня к рублю на конец 2008 г. почти в пять раз больше.
К этому следует добавить и более низкие цены на большинство товаров и услуг в Китае, чем в России. Как показывает личная практика поездок в Китай, разница в ценах на одни и те же виды товаров составляет в пять и более раз. Наиболее характерным примером является бутылка китайского пива производства Харбинского пивзавода, которая стоит ровно 5 юаней на территории КНР (или от 20 до 25 рублей за бутылку по текущему обменному курсу рубля к юаню). После пересечения таможенной границы в Чите эта же бутылка пива стоит в магазине уже от 125 до 170 рублей, а в Москве в китайских ресторанах ее цена возрастает до 300-400 рублей. В целом с учетом более низкой инфляции в Китае можно считать, что по среднегодовому уровню заработной платы для рабочих и служащих Китай фактически уже догнал Россию. Однако в целом по уровню дохода на душу населения Китай пока еще отстает от России, так как в Китае имеется огромная крестьянская масса более 700 млн человек со среднегодовыми доходами – 5153 юаня (или $759 в год) в 2009 г. Но рост доходов этой категории населения будет происходить не за счет роста доходов занятых в сельском хозяйстве, а за счет перемещения избыточной части сельского населения в несельскохозяйственную сферу, где они будут получать не только более высокие доходы, но и пользоваться различными льготами по социальному страхованию, которых они лишены в деревне.
Общество “сяокан” В июле 2010 г. руководство КНР объявило о массовом повышении минимальной заработной платы в КНР. С 30 июня 2010 г. сразу в девяти китайских провинциях минимальный размер зарплаты увеличился в среднем на 33% до 600 юаней в месяц (примерно $89,5 в месяц). Далее |
© Деловой журнал ChinaPRO, 2005-2024 | [email protected]
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций и комментарии читателей.