21 — 27 июня 2010
№ 20(90)
|
Китайцы готовы вложить в Россию $200 млн. |
Где лучше? Особое мнение китайца. |
Штирлиц в Китае… кто он? |
21.06.2010 05:30
Крайний мой локальный блог облип массой комментариев. Многие поспешили назвать его скандальным. Один дипломат признался, что были даже жалобы в наши дип. представительства в Китае! Таким обиженным я хочу ответить словами Анри Марии Бейля, автора романов о заговорах: "Всякий разумный довод наносит обиду". Не нужно обижаться, сами знаете, что на обиженных возят. Теперь поговорим о другом…
О сотрудниках. Самая большая ценность компании – именно они. Не клиенты, не заказы, не качество. Самое важное – люди. Умные, опытные сотрудники всегда будут ответственно делать свою работу, выдавая отличный продукт. Процитирую Джима Коллинза, автора книги "Построенные навечно. Успех компаний, обладающих видением". Итак: "Не существует "правильной" системы ценностей… Суть состоит не в том, какая у вас система ценностей, а в том, есть ли она, знаете ли вы ее, строите ли вы свою деятельность, опираясь на нее, сохраняете ли ее с течением времени". Так вот каждая компания подбирает людей под себя, и порой не важно, обладают они в данный момент времени тем или нет функционалом. Важно, чтобы человек подходил под ту систему ценностей, которая пестуется в компании. Научить можно всему.
Кризис ударил по взаимоотношениям в компаниях. А как иначе? Сокращение издержек в кризис – святая для компаний обязанность. Компании, работающие в Китае, не исключение. Кого уволили первыми? Балласт. Оказывается, что многие обязанности можно перераспределить, и они будут выполняться не хуже. Потому что те, кого оставили, понимают, что, как и почему держит их в компании. И деньги не всегда являются главной ценностью "оставания". Как говорил Генри Форд, деньги вообще плохая ценность, как для работника, так и для компании в целом. Некоторые, не уволенные, почувствовав, что запахло жареным (на их плечи взвалили новые обязанности, которые им не были нужны, ну ни как) использовали это время для мониторинга ситуации. Это в какой-то мере правильно. Именно таких, которые не приняли вызов вместе с компанией, уберут чуть позже… либо они сами уберутся. В число таких попало много людей опытных, но не готовых (не захотевших) принять жесткие правила новой игры. Такие люди уходили, уличив момент… И это тоже в какой-то степени правильно. Важным моментом является, то, что в компании сотрудник приобрел опыт, стал профессионалом, и компания, вложив в него силы, знания, деньги, потом получала прибыль. Это естественно. Бояться развивать менеджеров – опасность для компании. Джим Коллинз, писал об этом примерно так: "Не бойтесь нанимать менеджеров, делать из них ведущих специалистов отрасли и будьте готовы, что они уйдут и создадут свои компании". Если сильный менеджер уходит и что-то создает свое, значит, не зря он работал в компании. А если он создает еще и что-то успешное – честь ему и хвала. Держать таких людей, при наличии твердого с их стороны решения уйти - напрасная трата сил. Лучше сконцентрироваться на тех, кто с тобой. Примерно об этом же писал римский драматург и комедиограф Плавт Тит Макций: "Будь верен тому, кто верен тебе", а "Кто бежит от своих, тому долго придется бежать". Кто кому "свой", а кто "чужой" – покажет время. Если преданность сотрудника к компании невмоготу – время из нее убегать. Как раз в кризис примеров создания компаний сильными менеджерами – много, в том числе и в Китае.
А теперь о главном. Как уходить? Ведь согласитесь, расставание расставанию рознь. Можно сделать все красиво, а можно и не очень. Можно по-человечески, а можно со скандалом. Работая в Китае, я сталкивался с разными ситуациями прекращения трудовых отношений. И меня всегда мучил один вопрос. Почему одни находят в себе силы договориться, а другие нет? В данном контексте можно говорить и о работодателях и о работниках, я буду рассуждать со стороны работодателя.
У каждого своя правда. На днях на наш корпоративный ящик пришло письмо, в котором была ссылка на сайт, - уволенные сотрудники одной из компаний, ведущей бизнес в Гуанчжоу, описали все "тяготы" и "лишения" бывшей работы. Не буду называть компанию, потому что, как писал выше, занимаю позицию работодателя. Но многое из того, что я прочитал, пройдя по ссылке, вызывает вопросы. Например – почему по всему тексту только ненависть и упреки? Я поставил себя на место того работодателя и скажу Вам, что не верю, что все описанное - правда! Помню случай, когда один сотрудник, однажды напившись на праздновании Нового Года, признался мне – я дополнительно брал у клиента деньги в обход компании, прости. Это самый показательный случай из практики. Я не уволил того сотрудника сразу. Если раскаяние - поздно проснувшаяся совесть, значит не все еще потеряно. В кризис его все же пришлось уволить – не захотел прилагать больше усилий. И если я его уволил, разве это повод трубить о том, что я плохой? Или когда сотрудник уходит так: я увольняюсь, мне бы передать дела, через полчаса у меня самолет. Как Вам такое? У него клиенты имеются, по которым надо бы все рассказать-передать, не оплачены коммунальные платежи, виза, за которую он вроде как должен вернуть деньги, если увольняется по собственному желанию, а он тебе – все, полетел. Тему того увольнения, которое подняли создатели спам-сайта, обсуждали на Полушарии. Однако нашелся умный модератор, который удалил весь тот бред, дабы не создавать прецедент. А работодатель написал очень верно – есть вопросы – вот мой телефон, звоните, приходите, пообщаемся! Как Вам? А? Уверен, никто ему не звонил, и уж тем более не приходил! Сказать-то нечего. Я не верю в безгрешность людей, а Вы, уважаемый читатель?
Одиночество - это когда их много, а ты – один, - писал Леонид Семенович Сухоруков. Но не нужно полагать, что работодатели в Китае, как и в России, одиноки. Общаются ведь не только менеджеры между собой, но и их руководители тоже общаются. Бывали и такие ситуации, когда менеджер, с которым ты бок о бок проработал несколько лет, начинает после увольнения тебе угрожать. Представьте себе, такое бывает в Китае. И в какой ситуации это происходит? Самое непонятное в том, что именно тогда, когда Вы расстались по-человечески. Вдруг через пару-тройку дней всплывает вопрос о документе, который ты в глаза не видел. Ты правду говоришь, что не видел, никто в компании не видел, никто никогда таких документов не давал, а тут на тебе. И понеслась сущность в расход: я тебе устрою, я найму всех и вся, да я то, да я се… Ну так, за чем дело встало? Иди и нанимай! Только зачем столько эмоций? Не понимаю. Каждый работодатель, столкнувшись с такой ситуацией, решал ее по-своему. Вот уж поистине: "Сильный человек не боится врагов, зато боится друзей".
И хотя правда у каждого своя, все таки считаю, что нужно дипломатично решать любые вопросы. Оклеветать можно любого, но зачем? В Китае ты или в России, или в любой другой стране, суть-то одна. Ведь можно решать вопросы даже не по-деловому, но по-людски. Мне не нравится, когда работодателя обливают грязью. И мне не нравится, когда работник ведет себя непристойно.
Чтобы не было муторно, анекдот:
Новобрачная в слезах звонит своей матери:
- Мама, мама, у нас в семье такой ужасный скандал произошел...
- Не волнуйся, доченька, у всех случаются скандалы.
- Да знаю я, знаю. А с трупом-то что делать?
Сотрудникам, продолжающим работать в своих компаниях в этот сложный период, напутствие, то же, что дал царь Леонид, перед битвой при Фермопилах: "Завтракайте плотнее, спартанцы, - ужинать нам сегодня придется на том свете"…
Работодателям, продолжающим развивать свои компании в этот сложный период, напутствие такое от Омара Хайямы: "Быть лучше одному, чем вместе с кем попало".
Мороз и жижа – день чудесный, еще ты дремлешь «друг»…? Крайний мой локальный блог облип массой комментариев. Многие поспешили назвать его скандальным. Один дипломат признался, что были даже жалобы в наши дип. представительства в Китае! Таким обиженным я хочу ответить словами Анри Марии Бейля, автора романов о заговорах: "Всякий разумный довод наносит обиду". Не нужно обижаться, сами знаете, что на обиженных возят. Теперь поговорим о другом… Далее |
Бизнесмен
Работает в Китае более 10 лет, возглавляет ряд коммерческих структур. Член союза переводчиков России и МФП, ассоциации исследователей рынка и общественного мнения ESOMAR (Голландия), российской ассоциации развития среднего и малого предпринимательства, а также гильдии маркетологов России.
Пластыри VikolaЛечебные пластыри Викола для стоп и для области вокруг шеи. Уникальный продукт. |
|
Доставка из КитаяДоставка любых грузов и товаров из Китая. Подготовка документов. Консолидация в любой точке КНР. |
|
Вестник Китая #5Новый номер "Вестника Китая": полноцветное издание о Поднебесной, подпишись! |
|
Сварочная проволока и оборудованиеПоставки сварочной проволоки, оборудования, аппаратов и спецодежды из Китая. |
© Деловой журнал ChinaPRO, 20052010
© ChinaPRO Media Group
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 7722970, от 20.01.2006 г.
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций и комментарии читателей.