Опубликовано в газете "Коммерсант" от 6.11.2014
10.11.2014 05:42
Я являюсь членом комитета по экспорту Деловой России. Мы с коллегами недавно активно обсуждали Национальную экспортную стратегию России до 2030 года. Проект разработан экспертами Всероссийской академии внешней торговли с участием Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института по заказу Минэкономразвития России. У нас с коллегами проект вызвал массу вопросов. Столько же принципиальных вопросов он вызвал у коллег из РСПП и ОПОРы России.
Даже при беглом знакомстве с проектом бросается в глаза невозможность его применения на практике. В нём не учтена масса вопросов, без которых развитие экспорта становится маловозможным. Даже с теоретической точки зрения. Стратегия рассматривается вне контекста возможных структурных и отраслевых изменений, которые могут произойти в российской экономике за эти годы. В концепции почти ничего не сказано о потенциальных рисках для развития экспорта. (Мы с Вами сейчас видим, как Америка давит на те страны, которые не поддерживают введение против России санкций. И, если хотя бы предположить, что США удалось бы «раскачать» на поддержку санкций, например, Китай, что может произойти? Не нужно говорить о нереальности такого сценария. Подобные вещи всегда происходят внезапно. Уже сегодня это страшно представить, а через год столь интенсивного сближения, которое сейчас идёт с Китаем, это может обернуться катастрофой. Завязываться на Китае крайне опасно).
Ничего в стратегии не сказано о нынешних тенденциях глобализации и региональной экономической интеграции. Зато указано, что 80% российского экспорта связаны с поставками энергоносителей. При этом абсолютно игнорируются изменения, происходящие на энергетическом рынке. Европа идёт в направлении альтернативных видов энергии, и Китай внимательно изучает эти шаги, чтобы повторить, и, по возможности, улучшить в будущем. В США - «сланцевая революция» в энергетике. Конкуренция в этой сфере растёт, и, если мы потеряем 5-7% в этом виде экспорта, ситуация будет, прямо скажем, незавидная.
Тем не менее, 15 октября состоялось заседание Совета по внешнеэкономической деятельности при Минэкономразвития, где обсуждался проект Национальной экспортной стратегии. При всех минусах стратегии в Минэкономразвития считают возможным её принять к работе, взяв на её доработку пару недель. Эти пара недель для тех существенных доработок, которые необходимы, извините, как слону дробина. Ничего концептуального за 2 недели сделать нельзя. Так считают те, кто изучал стратегию детально, абзац за абзацем, страница за страницей!
Почему Министерство (если называть всё своими именами) проигнорировало замечания ОПОРы, РСПП и Деловой России, мне до конца не ясно. Возможно, есть установки сверху о быстром принятии стратегии и переходу к реализации. Но тут возникает вопрос – как успешно реализовывать то, что не проработано даже в теоретическом плане? Возможно, в Министерстве грядут какие-то кадровые перестановки? На самом верху, разумеется. И, чтобы создать видимость активной работы, всё делается впопыхах.
Я предложил руководителю нашего комитета подготовить совместное письмо с замечаниями от ОПОРы, РСПП и Деловой России, но он считает, что значения это иметь не будет. В итоге ущербный по подходу и структуре документ будет взят в работу. И этим организациям, которые я назвал, следует теперь следить за его реализацией... Я, как член Комитета, с такой позицией согласен не полностью. Если нашим организациям предлагают «внимательно следить за реализацией стратегии», когда на предварительном этапе наше мнение было проигнорировано, то какая от этого польза? На момент обсуждения концепции в Министерстве не отреагировали на комментарии, так и при вскрытии проблем при реализации никто слушать не будет! Мне это очевидно.
Тем не менее, уже 22 октября, в Москве, на конференции «Поддержка Экспорта», приуроченной к трехлетию ЭКСАР (Экспортное страховое агентство России) министр экономического развития А.В. Улюкаев заявил: «Мы планируем добиться роста в 6,3% для всего несырьевого экспорта и в частности 6,1% для несырьевых товаров, а в случае оптимистического сценария – 8,0% для всего несырьевого экспорта и 7,6% для несырьевых товаров, в частности», - заявил господин Улюкаев, заметив, что это «амбициозная задача». Мне кажется, нельзя путать слова «амбициозная» и «невыполнимая» при характеристике задачи.
Вот тоже интересный момент из выступления Алексея Валентиновича: «Основу российского экспорта в европейский регион традиционно составляют нефть и нефтепродукты, природный газ, а также черные и цветные металлы». Министр рассказал о том, что «здесь есть возможности для развития, прежде всего, это содействие в реализации инвестиционных и инновационных проектов российских компаний в странах ЕС. Кроме того, переход от преимущественно простых форм торговли к производственной и научно-технической кооперации, а также в дальнейшем развитии инвестиционного сотрудничества и взаимодействия в области инноваций и высоких технологий, включение российских предприятий в глобальные технологические цепочки создания добавленной стоимости». У меня вопрос: в Министерстве могут назвать хотя бы пару жизненных работающих цепочек подобного рода, дающих реальные высокие доходы в бюджет?
В 2006 году в Шанхае я слышал уже подобное выступление от заместителя председателя Правительства Российской Федерации, на тот момент Жукова Александра Дмитриевича. С тех пор в лучшую сторону для экспорта России ничего не изменилось...
Нам сегодня указали следить за реализацией стратегии, ну что же, будем следить... Мне только совершенно не понятно, зачем плодить организации, давать им что-то для обсуждения, а потом демонстративно игнорировать их мнение!
Хочется верить, что руководство страны, реально озабоченное ее судьбой, и понимая, что этот документ не просто бумажка, обратит внимание на существенные недоработки Национальной экспортной стратегии и потребует её совершенствования.
В заключение хочется отметить ту важную работу, которую делают коллеги из ОПОРы, РСПП и Деловой России, объединившие экон
Национальная экспортная стратегия России, или Авось до 2030 года... Я являюсь членом комитета по экспорту Деловой России. Мы с коллегами недавно активно обсуждали Национальную экспортную стратегию России до 2030 года. Проект разработан экспертами Всероссийской академии внешней торговли с участием Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института по заказу Минэкономразвития России. У нас с коллегами проект вызвал массу вопросов. Столько же принципиальных вопросов он вызвал у коллег из РСПП и ОПОРы России. Далее |
Живет и работает в Китае более 15 лет. Член союза переводчиков России и МФП, Ассоциации исследователей рынка и общественного мнения ESOMAR (Голландия), Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства, Международного союза товаропроизводителей, а также 15 различных ассоциаций производителей товаров и оборудования Китая. Член Комитета по экспорту "Деловой России". В 2009 году вошел в Пятый ежегодный рейтинг самых успешных мужчин в возрасте до 33 лет журнала «Финанс». В 2013 году Евгений Колесов стал лауреатом Национальной ежегодной премии «Лучший руководитель года», учрежденной по инициативе депутатов Государственной Думы Фондом содействия развитию предпринимательства и проводимой при одобрении Государственной Думы РФ. Постоянный эксперт по Китаю СМИ: Газета.ру, Дни.ру, РБК, BFM.ru и других. Автор и ведущий канала на ютюбе: Китай с Евгением Колесовым и на рутюбе.
© Деловой журнал ChinaPRO, 2005-2024 | [email protected]
© ChinaPRO Media Group
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 7722970, от 20.01.2006 г.
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций и комментарии читателей.