27.01.2014 10:27
Не за горами китайский Новый год, и это значит, пришло время красных конвертов. Хунбао (в переводе с китайского – «красный конверт») – традиционный символ китайского Нового года, испокон веков китайцы вкладывают деньги в конверты и дарят важным/значимым людям с пожеланиями счастья и благополучия.
Пять-шесть лет назад китайские сотрудники, приходя на собеседование, задавали в лоб один и тот же вопрос: «Сколько денег у Вас выдаётся в красном конверте?» В то время это было чем-то вроде 13 зарплаты. Но всё меняется, и Китай в борьбе с коррупцией несколько лет назад развернул борьбу с этим явлением весьма изощренного кумовства.
В госучреждениях на хунбао – табу! Буквально на днях был с детишками в больнице на прививках, и везде на стойках регистрации объявление: «Хунбао – запрещены» Показательно. Тем не менее, китайцы быстро среагировали и в ответ на госзапрет стали дарить важным людям не конверты с деньгами, а дорогой алкоголь, кордицепсы, золото, предметы старины, бриллиантовые украшения - роскошные вещи, одним словом. Жесткие ответные меры на такое приспособленчество со стороны официального Пекина не заставили себя ждать. В начале февраля 2013 года, аккурат в канун празднования китайского Нового года, китайские власти ввели запрет на рекламу предметов роскоши, объявив об этом по официальным государственным радио- и телеканалам. Ограничения коснулись премиум-товаров: часов, спиртного, золотых монет, яхт, предметов искусства и т. д. Результаты введения подобных мер всегда интересно смотреть в цифрах: продажи люксовых товаров в Китае по итогам 2013 года выросли всего на 2% до 19,1 млрд долларов США против роста на 7% в 2012 году. Резкое замедление на рынке вызвано в первую очередь антикоррупционной кампанией, проводимой новым председателем КНР Си Цзиньпином. Китайским чиновникам рекомендовали взять курс на скромность: не устраивать помпезных торжеств, не тратить деньги на приёмы делегаций, пестовать в себе презрение к роскоши. Судя по ситуации, не только руководству КНР, но и обычным простолюдинам явно не нравится видеть зарвавшихся чиновников с часами на руке за 50 000 $ при зарплате, на которую такие часы не купишь.
Социальное расслоение в Китае принимает угрожающие масштабы. Основной показатель неравномерного распределения доходов, коэффициент Джини (Gini), в 2010 году находился на уровне 0,48, а на сегодняшний день он уже достиг отметки 0,61. И чем выше цифра коэффициента, там больше неравенство. И важно отметить, что китайцы на всех ступенях социальной лестницы пока не избавились от синдрома красных конвертиков, а это, как ни крути, разлагает общество. Вот и получается: введение запрета на красные конверты явилось не достаточной мерой, и ограничение рекламы люксовых товаров должно было закрепить желание китайских властей бороться с коррупцией.
Между тем результаты относительного успеха китайцев в ограничительных мерах налицо. На днях французский производитель алкоголя Реми Куантро заявил, что его годичная операционная прибыль увидит «двузначное» снижение ввиду замедления роста в Китае – приводит данные РБК daily. Акции фирмы, чьи бренды включают коньяк Remy Martin и ликер Куантро, упали на 9% до 327,2 миллионов евро. Представители немецкого дома моды Hugo Boss также отметили, что спад в Китае является «особой причиной беспокойства компании за свою прибыль». В 2011 году немцы поставили краткосрочные цели достижения операционной прибыли в 750 млн евро. Однако теперь цель может быть достигнута только к 2015 году. «Теперь глобальные темпы роста гораздо медленнее, чем ожидалось. Особую озабоченность вызывает Китай», - сообщил исполнительный директор Клаус-Дитрих Ларс. «Мы привыкли к собиранию сливок с бурно развивающегося рынка Китая, а теперь же Поднебесная демонстрирует довольно неутешительные темпы роста индустрии роскоши в 2013 году».
Эксперты алмазной и бриллиантовой отраслей также выражают озабоченность за будущие доходы компаний-игроков.
Испытывая определенный контроль «за чеком» в Китае, китайцы теперь шикуют за рубежом. Подобные меры китайских властей заставили основных игроков люксового рынка работать с китайским потребителем более грамотно, более того - вне Китая, на своей территории. В Лондоне местный универмаг Harrods предлагает своим посетителям специально созданные к китайскому Новому году товары. В 2013 году туристы из Китая потратили в Великобритании более 500 миллионов долларов. «Наличие стратегии для гостей из Китая очень сильно меняет дело. За первое полугодие 2013 года их расходы в Британии подскочили на 132%», — высказался в одном из интервью Джереми Гордон, директор China Business Services, которая помогает британским компаниям работать с аудиторией из Китая. С растущим потоком туристов из КНР в США активно работает ювелирная компания Tiffany & Co., нанявшая продавцов, владеющих китайским языком.
Китаю, полагаю, сложно бороться с проявлениями коррупции, но дорогу осилит идущий... Денег в стране много, и хотя бы тот факт, что рост продаж новых домов в Китае в 2013 г. превысил 1 трлн долларов США, говорит о многом... Мало денег – плохо, много денег – сложно.
С наступающим Вас китайским Новым годом, счастья нам и успехов!
Коррупция в конверте Не за горами китайский Новый год, и это значит, пришло время красных конвертов. Хунбао (в переводе с китайского – «красный конверт») – традиционный символ китайского Нового года, испокон веков китайцы вкладывают деньги в конверты и дарят важным/значимым людям с пожеланиями счастья и благополучия. Далее |
Живет и работает в Китае более 15 лет. Член союза переводчиков России и МФП, Ассоциации исследователей рынка и общественного мнения ESOMAR (Голландия), Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства, Международного союза товаропроизводителей, а также 15 различных ассоциаций производителей товаров и оборудования Китая. Член Комитета по экспорту "Деловой России". В 2009 году вошел в Пятый ежегодный рейтинг самых успешных мужчин в возрасте до 33 лет журнала «Финанс». В 2013 году Евгений Колесов стал лауреатом Национальной ежегодной премии «Лучший руководитель года», учрежденной по инициативе депутатов Государственной Думы Фондом содействия развитию предпринимательства и проводимой при одобрении Государственной Думы РФ. Постоянный эксперт по Китаю СМИ: Газета.ру, Дни.ру, РБК, BFM.ru и других. Автор и ведущий канала на ютюбе: Китай с Евгением Колесовым и на рутюбе.
© Деловой журнал ChinaPRO, 2005-2024 | [email protected]
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций и комментарии читателей.