06.07.2009 05:30
Меры государственной поддержки, принятые правительством КНР, могут серьезно изменить представления экономистов о том, какой должна быть экономика.
Прошлогодние радужные прогнозы по росту товарооборота между двумя Россией и Китаем в двузначных цифрах сначала, как мы помним, сменились опасением, а затем прогнозами другого свойства - мрачными. Первый квартал текущего года пессимистические ожидания оправдал, а вот в начале второго жизнь поставила прогнозистов, как это часто бывает в последние полгода, в тупик.
По крайней мере, на железнодорожном транспорте, а им перевозится значительная часть грузов, на экспортном китайском направлении падение объемов в начале второго квартала совсем незначительное – в отличие от других маршрутов. Похожие данные и в статистике Федеральной таможенной службы РФ: торговля с КНР сократилась значительно меньше, нежели между Россией и другими странами. Расхожее выражение "заграница нам поможет", употребляемое к месту и не к месту, как нельзя более кстати подойдет для описания торговых отношений двух стран в текущий момент.
Между тем экспорт из самого Китая, этой мировой фабрики, как ни удивительно, примерно на 20% ниже, чем в прошлом году, это касается и первого и второго кварталов. Странная, на первый взгляд, история. Мы ведь привыкли к тому, что КНР ввозит огромный объем сырья и вывозит огромный объем готовой продукции и полуфабрикатов. И если уж экспорт снизился, то и импорт должен упасть на сопоставимую величину. Иначе зачем сырье, если спрос на товары, из него произведенные, упал на одну пятую?
Разгадка этого мнимого парадокса проста: государственный пакет мер, направленных на поддержку экономического роста в КНР, дал результаты. Об этом также говорит тот факт, что в то время как в большинстве развитых стран рецессия переросла в спад, а прогнозы пересматриваются в сторону уменьшения, Китай, напрямую зависящий от положения дел в Европе и США, ожидает по итогам 2009 г. увеличение ВВП.
Когда острая фаза экономического кризиса закончится, а финансовая система придет в норму, чему уже есть признаки, ученым-экономистам, мне кажется, стоит внимательно изучить, как Китай прошел нынешний стресс-тест. Результаты исследований вполне могут подкорректировать нынешний экономический мейнстрим, отраженный как в учебниках по макроэкономике, так и в господствующих взглядах населения, представителей науки и даже элит.
Вкратце суть этого мейнстрима можно выразить так: чем больше рынка и меньше государства, тем лучше; рынок все отрегулирует сам; кривые спроса и предложения – основной график, отражающий положение дел в макроэкономике; свободу частному предпринимательству и пр. И даже государственное вмешательство в процесс спасения банков и автоконцернов, а также накачка национальных финансовых систем ликвидностью из закромов центральных банков рассматривается как мера вредная, временная, но терпимая в силу лишь того, что деваться просто некуда.
Я не к тому, что развитым странам надо срочно перенимать опыт Китая по строительству коммунизма с капиталистическим лицом. Я к тому, что действия КНР по выходу из кризиса ждут своего дотошного исследователя. И к тому, что пора уже перестать слепо верить в свободный рынок, считая его безальтернативным вариантом управления народным хозяйством. Текущее положение российско-китайской торговли, благодаря которой многие предприятия в России еще остались на плаву, говорит о том, что есть и другое мнение на тему дилеммы "государство-рынок".
А самое главное – есть другая практика.
Звонкая пощечина капитализму |
© Деловой журнал ChinaPRO, 2005-2024 | [email protected]
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций и комментарии читателей.