15.06.2009 05:30
Китай приступил к масштабной скупке ресурсов, в первую очередь сырьевых, по всему миру и распространению своего влияния в Юго-Восточной Азии. Не исключено, что китайские компании в своей инвестиционной деятельности натолкнутся на далеко не новую, но от того не менее серьезную проблему: протест со стороны жителей тех стран, в которых они планируют работать. Грамотный пиар страны, ее культуры и ценностей должен непременно идти впереди любых движений в политике и экономике.
Сразу несколько интересных событий и тенденций разворачиваются в настоящий момент. Власти страны ослабляют контроль над частными инвестициями в зарубежные активы, тем самым их стимулируя. Предприниматели из Поднебесной активно скупают месторождения и добывающие компании в Австралии и Африке, банки и даже баскетбольные клубы в NBA. Параллельно набирает ход процесс заключения с другими странами соглашений о защите инвестиций – механизм, который позволит бороться за права национальных инвесторов за рубежом, в случае, если их права будут ущемлены. В начале мая страны Юго-Восточной Азии наконец-то договорились о том, как они будут реализовывать придуманный еще в 2000 г. проект по созданию регионального банка валютных резервов. Одним из главных доноров этого банка станет именно Китай, что неизбежно усилит его влияние в регионе.
Детали вы без труда найдете в открытых источниках, я же хочу рассказать о состоявшихся в Петербурге в 2005 г. общественных слушаниях, посвященных строительству на окраине города жилого квартала "Балтийская жемчужина". Инвестором выступала и выступает "Шанхайская заграничная объединенная инвестиционная компания ". "Балтийская жемчужина" – квартал на 35 000 жителей с сопутствующей инфраструктурой. Казалось бы, ничего особенного. Обычный, хоть и масштабный, девелоперский проект.
Но вот представьте: в небольшом кинотеатре битком народу. Публика в целом приличная. Средний возраст – 40-50 лет. Начинается видеоролик с презентацией, цитата из "Медного всадника" – "Ногою твердой встать при море" вызывает негодование: "Что это значит –встать при море?! Вон чего захотели!" – вопит какой-то истерик. Описание проекта сопровождается выкриками и недовольными возгласами. Когда закончилась короткая презентация, я был искренне рад тому, что в зале нет ни одного китайца. "За что мой отец воевал, если тут китайцы будут?" – произносит безадресно сидящая рядом со мной приличного вида дама.
Слушания продолжаются примерно в таком ключе несколько часов. Если кратко обрисовать тот образ, который сложился в представлении публики о намерениях инвестора, то выглядел он так: китайские предприниматели под видом благочестивых намерений хотят устроить в Петербурге "чайна-таун", где будут процветать наркомания, проституция и антисанитария и где будут жить одни китайцы. И, вообще, не исключено, что проект – акт военной диверсии, благо, что расположена впритык к морскому порту.
Таким вот образом рассуждала петербургская интеллигенция. Шум вокруг "китайского квартала для гастарбайтеров" поднялся с самого начала проекта. Доводы властей города о том, что если бы китайцы собирались разместить 35 000 гастарбайтеров, то для этого было бы достаточно купить несколько тысяч квартир, а не мучиться с целым инвестпроектом стоимостью $1,2 млрд (на тот момент), у противников идеи сочувствия не находили. Равно как и другие рациональные тезисы. Страх, как любая эмоция, иррационален. Перед китайцами у значительной части россиян страх есть. Откуда он взялся? В первую очередь, от незнания. От неинформированности. Ведь нет его у жителей Дальнего Востока и Сибири, а у просвещенной петербургской публики – предостаточно. У жителей других регионов России, а также иных стран – скорее всего тоже. И это важный фактор, который китайским властям в своей инвестиционной деятельности надо учесть. Придется учесть.
Сначала пиар, потом деньги |
© Деловой журнал ChinaPRO, 2005-2024 | [email protected]
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций и комментарии читателей.