26.01.2009 04:30
2009 год властный дуумвират России начал предельно мобилизованно, проявляя завидную активность как внутри страны, так и во внешней политике. Еще и праздники отгреметь не успели, а российские власти уже и о задолженности Украины за газ вспомнили (более $3 млрд были бы совсем не лишними для России в условиях кризиса), и гуманитарную помощь Израилю, воюющему с исламскими боевиками, предложили (правда, ближневосточные евреи от российского подарка тут же отказались). Но поделиться своими соображениями в этом блоге я хочу не о перипетиях газовой войны с братьями-славянами. И не об арабо-израильском конфликте поговорить. Речь в этом материале пойдет о не менее ожесточенной конкурентной войне между российским и иностранным, не в последнюю очередь китайским, автопромами. Войне за проценты рынка и прибыли.
Тем более что и повод подискутировать на эту тему (надеюсь на вашу активность), как принято говорить, - "железный" (и в прямом, и в переносном смысле).
С января ведущие китайские автопроизводители, по всей вероятности предварительно согласовав позиции, поднимают цены на свои детища на 15-20%. О чем загодя до нового года уже поспешили уведомить своих российских дилеров Great Wall, BYD, Brilliance и FAW. Рост цен обусловлен увеличением расходов на производство, падением продаж, удорожанием автокредитов, а также повышением таможенных пошлин на иномарки, обосновали свой шаг китайцы. Ответный ход конем российских властей не заставил себя ждать. Правительство огорошило россиян своим "подарком", распорядившись увеличить на 5% (с 25 до 30%) таможенные пошлины на легковые и грузовые иномарки. При этом снизился и возраст иностранных авто, попадающих в категорию "подержанных" – с семи до пяти лет. Для таких "старушек" пошлины выросли почти вдвое.
И еще примечательный факт: нововведения призваны защитить не только российские автозаводы, но и иностранные автопредприятия, которые пришли в Россию на льготных основаниях, строят здесь заводы, а некоторые уже и машины выпускают.
Первыми, как и положено, отеческую заботу государства о российском автопроме "по достоинству" оценили жители Дальнего Востока. Да так загудели клаксоны дальневосточных "японок", что в московском Кремле услышали. Услышали, да и ограничили срок действия повышенных ставок девятью месяцами. Дальневосточники, естественно, обрадовались этому безмерно … и под прицелами десятков фото и телекамер взяли да и разбили дрынами новехонькие "Жигули", ими же и купленные в складчину. Сначала, как водится, хотели сжечь гордость отечественного автопрома, однако органы правопорядка сработали оперативно, и жечь костры из российских автомобилей запретили.
Ну, а что же китайские автомобильные "монстры"?! Статистика ушедшего года свидетельствует о снижении их продаж в России и уменьшении доли китайских машин в общем объеме автомобильного импорта. Причины снижения в общем-то поддаются логическому объяснению: кризис – сокращение доходов – падение объемов продаж. Ну, а те, кому уровень личного благосостояния позволяет чувствовать себя достаточно уверенно и незначительно корректировать привычный уклад жизни, как вы уже догадались, на китайских машинах не ездят. Не комильфо это.
Теперь же после подорожания "китайцев", на мой взгляд, возможны два сценария развития событий. Начнем с пессимистичного для китайских автомобильных фабрикантов. Доходы россиян в 2009 г., как прогнозируется, стремительно расти не будут, чего не скажешь об инфляции. В условиях, когда большинство жителей страны будут думать о хлебе насущном в прямом смысле слова, покупка автомобиля явно не станет целью, достичь которую кровь из носу надо! А уж тем более не будет приоритетом заметно подорожавший китайский автомобиль. При этом, если не произойдет чуда, вряд ли стоит ожидать того, что китайские конструкторы ночами спать не будут, но качество своей продукции улучшат. Ну, хотя бы на те же 20%. Фактически пилится сук, на котором зиждился успех китайских авто в России – дешевизна при сносном качестве.
Сценарий второй – оптимистический. Китайцы цены поднимут, но и из своих автомобилей "конфетки" сделают (если убрать кавычки, открывается забавная перспектива). А тут еще и другие автопроизводители свою маржу пересчитают и тоже ценники перепишут. Регулярная же близость с российским автомобилем в гараже или автосервисе нужна разве что мазохистам. И это невзирая на то, в какую пропагандистскую и рекламную упаковку российские машины не заверни. Ну, невозможно вызывать вожделенную потребительскую слюну спроса, не инвестируя в длительные конструкторские разработки, серьезное улучшение качества, дизайна, инфраструктуры обслуживания. И выстроятся тогда очереди за "китайцами" от Москвы до самых до окраин.
Какой из сценариев выстрелит, покажет время. Пока, впрочем, очевидно одно – без относительно дешевых автокредитов продажи машин в России, в том числе и китайских, будут падать. Ну, такие сейчас времена! Но, несмотря на все текущие трудности, я верю, что наступит время, когда российские автозаводы без стеснения будут писать на своих машинах Patriot по-русски, а мы – рассуждать о перспективах русских машин в Китае, а не наоборот. Ну, а пока, автовладелец, заводи мотор, дави клаксон - пугай ворон!
Поехали! |
© Деловой журнал ChinaPRO, 2005-2024 | [email protected]
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций и комментарии читателей.