Цитаты экспертов о букмекерских конторах
1 — 7 сентября 2014
№ 35(266)
|
Ликбез по русскому от китайских производителей |
Сможет ли Поднебесная высадиться на Луне? |
О перспективах российского направления |
30.12.2013 05:00
В конце ноября 2013 г. аукционный дом Sotheby's наконец-то реализовал свою мечту обосноваться на материковой части Китая и провел торги в Шанхае.
В этой связи довольно интересно, что означает сам факт материковых торгов, особенно в плане понимания социального климата Поднебесной.
Здесь показательными могут стать слова, приписываемые интернет-сми “смотрящему” Sotheby's по России и СНГ, Михаилу Каменскому. Он признался, что на заре 90-х принадлежал к числу недобросовестных арт-экспертов, занимавшихся банальным “впариванием” искусства новым русским. То есть, тем самым ребятам, в руках которых на тот момент сконцентрировались “вырванные” у государства куски в виде самых что ни на есть осязаемых ресурсов – кто-то продал новый заводской пресс, другой по случаю с большим профитом отправил на Запад гребной винт от океанского лайнера и так далее.
При этом развитию рынка частных продаж в России 90-х помогали несколько факторов. Во-первых, жуткая неосведомленность “новых элитариев” в предлагаемом им искусстве. Большую роль играл стадный инстинкт – этакое стремление попасть в струю модных, особенно а-ля западных трендов, пусть совершенно непонятных. И, наконец, аукционы, прекрасно понимая желание таких клиентов уходить от налогов и до поры не афишировать свои собрания, усилили экспертизу контингента и активно применяли “индивидуальный подход”, параллельно раскручивая так называемые модные направления.
По большому счету все это, так или иначе, соответствует нынешнему Китаю, который в верхнем сегменте состоятельных граждан напоминает постперестроечную Россию с ее малиновыми пиджаками. Единственное отличие – разница в знаках – там минус, тут – плюс в развитии страны, что для экономистов-рыночников в любом случае – движение. Ну, а так как совокупный объем китайских “малиновых пиджаков” на порядки выше постперестроечных российских, то и интерес к их средствам уже не может ограничиваться исключительно внутрикитайскими “арт-экспертами”. Тут все куда более глобально. Ведь не будет же никто спорить с тем, что Китай сегодня играет не последнюю скрипку в формировании тренда мировой экономики.
Между прочим, как подсчитал французский правительственный Conseil des Ventes, состояние китайского аукционного рынка, составляющего почти половину общемирового, критически влияет на все арт-продажи. На него же, в свою очередь, влияют расследования китайских правоохранителей разного рода уклонения от налогов, таможенных пошлин на импорт произведений искусства. Есть и другие факторы, но, все же, главным противовесом тут выступает государство. Хотя, по большому счету риски от такого влияния не такие уж и большие по сравнению со сборами от аукционов (подумаешь, арестуют пару десятков китайских “пиджаков”). Уже первый из них, проведенный Sotheby's на китайском материке собрал $37 млн вместо предполагаемых $20 млн. Так что, вероятнее всего тот же Sotheby's будет лишь наращивать усилия в применении “индивидуального подхода”.
Еще одна аналогия с постперестроечной Россией – кризис. Именно они, кризисы, дают великолепные толчки развитию арт-бизнеса. И тот, образца 90-х, и недавний, 2008 г., имели мировой статус. В обоих случаях “надеждой прогрессивного” Запада на подпитку (выживание) были Россия (остатки СССР) и КНР, где образовалось много “свободных” денег. Так вот, именно с началом кризиса 2008 г. крупнейшие китайские аукционные дома Poly (основан в 2005 г.) и China Guardian заняли третье и четвертое место в мире после Sotheby's и Christie's, а китайские покупатели вышли в лидеры аукционных сделок, потеснив прежних лидеров – коллекционеров и инвесторов из США.
А, что же на самом деле продают на китайских аукционах? Здесь все довольно просто – пока нарасхват идут лоты современных китайских художников. И такое положение вещей можно рассматривать в качестве первого этапа глобального перераспределения китайских объектов арт-бизнеса. Рынок ими просто пока еще не насытился, поэтому материковые китайские продажи Sotheby's бьют по цене его же аукционы в Гонконге.
Гораздо интересней оценка специалистов Sotheby's того самого социального климата Поднебесной, который стимулирует активность арт-бизнеса. Оказывается, о переходе Китая к капитализму и переменам, произошедшем в китайском обществе, по мнению Запада, говорит купленная за $ 23,1 млн, еще на аукционе в Гонконге, картина китайского художника Цзэн Фаньчжи “Тайная вечеря”, образца 2001 г. На ней за белым длинным столом сидят 13 одинаковых персонажей (Иисус и 12 апостолов) в масках и красных галстуках, которые выдают в них коммунистов, а на столе лежат куски арбуза. На месте Иуды сидит человек в желтом галстуке западного образца.
Ну, в самом деле, чем не напоминание о России 90-х?
Китайская параллель с Россией 90-х В конце ноября 2013 г. аукционный дом Sotheby's наконец-то реализовал свою мечту обосноваться на материковой части Китая и провел торги в Шанхае. Далее |
© Деловой журнал ChinaPRO, 2005-2024 | [email protected]
© ChinaPRO Media Group
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 7722970, от 20.01.2006 г.
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций и комментарии читателей.