Цитаты экспертов о букмекерских конторах
12 — 18 мая 2014
№ 65(253)
|
Как готовят элитных девушек-телохранителей |
Страна должна экспортировать столько нефти, сколько сможет |
Жить или не жить? |
11.08.2008 01:40
История конфликта между крупнейшей французской компанией Danone и лидером китайского рынка напитков Wahaha поучительна и служит отличным примером тех опасностей, которые могут подстерегать иностранные компании в Китае. Французский гигант, который еще два года назад мог считать себя чуть ли не хозяином китайского рынка питьевой воды, сегодня рискует потерять все.
Сотрудничество между китайцами и французами началось в 1994 году, когда небольшой ханчжоузской компании потребовались деньги для начала масштабной экспансии на китайском рынке. Danone, в свою очередь, интересовали китайские потребители. Но французы не чувствовали себя в достаточной степени уверенными, чтобы в одиночку пытаться покорить китайский рынок (кроме того, в то время ритэйл в Китае был практически закрыт для иностранных компаний).
Wahaha и Danone основали несколько совместных предприятий, которые и стали заниматься продвижением различной продукции (в первую очередь, бутилированой воды) на китайский рынок. За последующие годы Danone инвестировал в этот бизнес около 1.3 миллиардов юаней.
Согласно договору, Danone контролировал 51% акций совместных предприятий, поэтому позиции французов казались незыблемыми. Однако, в 2006 году выяснилось, что права на торговую марку Wahaha так и не были переданы в собственность совместных компаний, и теперь сделать это уже невозможно – регистрационная палата КНР вступилась за местного производителя и оставила брэнд в собственности китайского производителя. Wahaha немедленно обвинила французскую компанию в нарушении договора, согласно которому Danone обещал не вести конкурентную борьбу с продукцией совместных компаний на китайском рынке (дело в том, что недавно французы купили одного из конкурентов Wahaha - китайскую компанию Robust).
Есть свои аргументы и у французов. Помимо совместных предприятий, Wahaha основала более 70 собственных дочерних компаний, которые занимались развитием бизнеса в малоперспективных, с точки зрения Danone, районах Китая. Сегодня именно здесь бизнес компании растет быстрее всего. Но, согласно договору, весь бизнес под брэндом Wahaha могли вести лишь совместные с Danone предприятия.
Стороны пытались договориться несколько раз, но компромисса достичь не удалось. Не помогло даже вмешательство на уровне президента Франции и председателя КНР. Глава Wahaha Цзун Цинхоу ушел с поста председателя совета директоров совместной компании и собирается в споре с Danone идти до конца.
Решающее разбирательство намечено на начало 2009 года и пройдет в Стокгольмском арбитражном суде. В китайских судах победу предсказуемо одержала Wahaha, 46% акций которой принадлежат мэрии Ханчжоу.
По мнению гонконгских юристов, главная проблема заключается в недостаточно детальных формулировках различных положений договора, допускающих двойное толкование. В середине 90-ых годов китайская юридическая система находилась в процессе становления, и многое решалось на устных переговорах или в результате неформальных договоренностей. Местные власти, зачастую бывшие главными акционерами китайских партнеров, были радушны и разрешали обходить закон там, где это было нужно. Сейчас все эти поблажки могут дорого обойтись иностранным инвесторам. По словам моих собеседников в Гонконге, история с Danone вынудила многие западные компании тщательно проверить все договоры, когда-либо заключенные в Китае, для того, чтобы заранее выявить потенциально проблемные места.
То же касается и соглашений, которые заключаются сегодня. Китайская юридическая система все еще не сформирована до конца, каждый новый закон немедленно обрастает уточнениями, к которым затем выпускаются пояснения, и так до бесконечности. И полагаться на честность партнера в данном случае не стоит – у него может быть просто другое видение развития бизнеса. Например - без вашего участия.
Развод по-французски История конфликта между крупнейшей французской компанией Danone и лидером китайского рынка напитков Wahaha поучительна и служит отличным примером тех опасностей, которые могут подстерегать иностранные компании в Китае. Французский гигант, который еще два года назад мог считать себя чуть ли не хозяином китайского рынка питьевой воды, сегодня рискует потерять все. Далее |
С осени 2007 года работает собственным корреспондентом по Азии журнала "Эксперт", до этого три года освещал события Большого Китая для РИА "Новости". Постоянно проживает в Гонконге, часто ездит по Китаю и Азии. Публиковался в журналах GEO, "Русский Newsweek", "Еженедельный Журнал", "Большой Бизнес", "Огонек" и.т.д.
© Деловой журнал ChinaPRO, 2005-2024 | [email protected]
© ChinaPRO Media Group
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 7722970, от 20.01.2006 г.
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций и комментарии читателей.