www.chinapro.ru / Panda Business / Развод по-французски
Ваш e-mail:
Имя:
Фамилия:
еженедельная рассылка новости
Подготовка

Подготовка

Как готовят элитных девушек-телохранителей

Рост, обеспеченный нефтью

Рост, обеспеченный нефтью

Страна должна экспортировать столько нефти, сколько сможет

Промышленный центр мира

Промышленный центр мира

Жить или не жить?

Главная Тема недели Новости дня Видео Компании Люди Экспертиза Интервью Цифры Города Китая Блоги
Выставки Биржи Рынки Публицистика Что пишут Ляпы Букмекеры Эксклюзив Жизнь в Китае (видео)
Panda Business

Развод по-французски3

11.08.2008 01:40

История конфликта между крупнейшей французской компанией Danone и лидером китайского рынка напитков Wahaha поучительна и служит отличным примером тех опасностей, которые могут подстерегать иностранные компании в Китае. Французский гигант, который еще два года назад мог считать себя чуть ли не хозяином китайского рынка питьевой воды, сегодня рискует потерять все.



Сотрудничество между китайцами и французами началось в 1994 году, когда небольшой ханчжоузской компании потребовались деньги для начала масштабной экспансии на китайском рынке. Danone, в свою очередь, интересовали китайские потребители. Но французы не чувствовали себя в достаточной степени уверенными, чтобы в одиночку пытаться покорить китайский рынок (кроме того, в то время ритэйл в Китае был практически закрыт для иностранных компаний).

Wahaha и Danone основали несколько совместных предприятий, которые и стали заниматься продвижением различной продукции (в первую очередь, бутилированой воды) на китайский рынок. За последующие годы Danone инвестировал в этот бизнес около 1.3 миллиардов юаней.

Согласно договору, Danone контролировал 51% акций совместных предприятий, поэтому позиции французов казались незыблемыми. Однако, в 2006 году выяснилось, что права на торговую марку Wahaha так и не были переданы в собственность совместных компаний, и теперь сделать это уже невозможно – регистрационная палата КНР вступилась за местного производителя и оставила брэнд в собственности китайского производителя. Wahaha немедленно обвинила французскую компанию в нарушении договора, согласно которому Danone обещал не вести конкурентную борьбу с продукцией совместных компаний на китайском рынке (дело в том, что недавно французы купили одного из конкурентов Wahaha - китайскую компанию Robust).

Есть свои аргументы и у французов. Помимо совместных предприятий, Wahaha основала более 70 собственных дочерних компаний, которые занимались развитием бизнеса в малоперспективных, с точки зрения Danone, районах Китая. Сегодня именно здесь бизнес компании растет быстрее всего. Но, согласно договору, весь бизнес под брэндом Wahaha могли вести лишь совместные с Danone предприятия.

Стороны пытались договориться несколько раз, но компромисса достичь не удалось. Не помогло даже вмешательство на уровне президента Франции и председателя КНР. Глава Wahaha Цзун Цинхоу ушел с поста председателя совета директоров совместной компании и собирается в споре с Danone идти до конца.

Решающее разбирательство намечено на начало 2009 года и пройдет в Стокгольмском арбитражном суде. В китайских судах победу предсказуемо одержала Wahaha, 46% акций которой принадлежат мэрии Ханчжоу.

По мнению гонконгских юристов, главная проблема заключается в недостаточно детальных формулировках различных положений договора, допускающих двойное толкование. В середине 90-ых годов китайская юридическая система находилась в процессе становления, и многое решалось на устных переговорах или в результате неформальных договоренностей. Местные власти, зачастую бывшие главными акционерами китайских партнеров, были радушны и разрешали обходить закон там, где это было нужно. Сейчас все эти поблажки могут дорого обойтись иностранным инвесторам. По словам моих собеседников в Гонконге, история с Danone вынудила многие западные компании тщательно проверить все договоры, когда-либо заключенные в Китае, для того, чтобы заранее выявить потенциально проблемные места.

То же касается и соглашений, которые заключаются сегодня. Китайская юридическая система все еще не сформирована до конца, каждый новый закон немедленно обрастает уточнениями, к которым затем выпускаются пояснения, и так до бесконечности. И полагаться на честность партнера в данном случае не стоит – у него может быть просто другое видение развития бизнеса. Например - без вашего участия.


НОВОСТИ КИТАЯ      
ChinaPro - Деловой журнал про Китай
Развод по-французски

История конфликта между крупнейшей французской компанией Danone и лидером китайского рынка напитков Wahaha поучительна и служит отличным примером тех опасностей, которые могут подстерегать иностранные компании в Китае. Французский гигант, который еще два года назад мог считать себя чуть ли не хозяином китайского рынка питьевой воды, сегодня рискует потерять все. Далее


Загрузка...
Об авторе
Марк Завадский

Марк Завадский

Корреспондент журнала "Эксперт" в Гонконге

С осени 2007 года работает собственным корреспондентом по Азии журнала "Эксперт", до этого три года освещал события Большого Китая для РИА "Новости". Постоянно проживает в Гонконге, часто ездит по Китаю и Азии. Публиковался в журналах GEO, "Русский Newsweek", "Еженедельный Журнал", "Большой Бизнес", "Огонек" и.т.д.

НАШИ АВТОРЫ: ИЗБРАННОЕ
новости партнеров
Загрузка...
Последние комментарии
ПОИСК ПО САЙТУ
Поиск
 
    Контент этого сайта предназначен для людей старше 18 возраста.

RSS Редакция Реклама Наши баннеры

Система Orphus

© Деловой журнал ChinaPRO, 2005-2024 | [email protected]
© ChinaPRO Media Group
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 7722970, от 20.01.2006 г.
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций и комментарии читателей.