18.08.2008 04:47
В Китае наступили новые времена. Тупо подделывать Gucci и Lui Vuitton уже не модно, у продвинутых бизнесменов в ходу новые способы. Китайский бизнес выходит из тени на радость потребителям и на горе иностранным торговым маркам.
Вот одна из реальных историй самого последнего времени. Есть в США компания, производящая шлемы для верховой езды. Компания американская, шлемы китайские – обычное дело. В Китае есть только две фабрики, которые занимаются подобным производством, дело это сложное и муторное, рынок сравнительно невелик. И вот одна из этих двух фабрик работает ощутимо лучше другой – и цена приемлемая, и качество приличное, и со сроками поставок не подводят. Неудивительно, что американская компания (одна из ведущих в мире в этом сегменте) решает размещать все свои заказы только там. Что делает вторая фабрика? Разоряется? Переходит на производство тапочек? Работает над улучшением качества? Как бы ни так! Фабрика подает в китайское патентное бюро заявку на дизайн всех видов шлемов, которые в Китае производят американцы.
В патентном бюро, не долго думая, решают поддержать местного производителя. После этого директор фабрики открывает свою почтовую программу и пишет письмо мистеру Джону в Нью-Йорк следующего содержания. «Поскольку все права на ваши дизайны на территории Китая теперь у нас, то производство этой продукции на конкурирующей фабрике является нарушением китайского законодательства. С другой стороны, мы великодушно готовы производить бывшие ваши шлемы для вас на наших производственных мощностях по такой-то цене.» Мистер Джон приходит в крайнее изумление и звонит своим юристам. Юристы говорят, что на фабрику можно подать в китайский суд и может быть выиграть дело, но на это уйдет полгода и четверть миллиона долларов США. Затем мистер Джон звонит своим менеджерам, которые рисуют ему картину разорения в случае полугодового простоя. Параллельно выясняется, что перенос всех заказов с первой фабрики на вторую обойдется в $50 000. Мистер Джон вытирает вспотевший лоб и нажимает кнопку reply. «Ваша взяла, наш представитель будет у вас через неделю». Американцы переводят все свои заказы на вторую фабрику, а владелец первой получает хороший урок и приступает к производству тапочек.
Проблема в законе о патентном праве, внесения изменений в который иностранные компании добиваются уже много лет. Сегодня в Китае при желании (и связях) можно получить патент на все что угодно – часы, похожие на Cartier, туфли, напоминающие Prada, шины, шуршащие как Michelin. Китайское патентное бюро не пытается выяснить, защищены ли китайские «изобретения» в других странах мира, что открывает широкие возможности для фантазии местных предпринимателей.
Эти патенты будут действительны лишь внутри Китая, продать такие товары в других странах будет невозможно. Но китайские коммерсанты на это и не претендуют. Уже скоро Китай станет вторым по значимости мировым потребительским рынком после США, так что эта овчинка явно стоит выделки. А на судебные процессы в китайских судах против китайских компаний отваживаются только очень большие и богатые компании, у других шансов на победу не слишком много.
Кто смел, то и съел В Китае наступили новые времена. Тупо подделывать Gucci и Lui Vuitton уже не модно, у продвинутых бизнесменов в ходу новые способы. Китайский бизнес выходит из тени на радость потребителям и на горе иностранным торговым маркам. Далее |
С осени 2007 года работает собственным корреспондентом по Азии журнала "Эксперт", до этого три года освещал события Большого Китая для РИА "Новости". Постоянно проживает в Гонконге, часто ездит по Китаю и Азии. Публиковался в журналах GEO, "Русский Newsweek", "Еженедельный Журнал", "Большой Бизнес", "Огонек" и.т.д.
© Деловой журнал ChinaPRO, 2005-2024 | [email protected]
© ChinaPRO Media Group
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 7722970, от 20.01.2006 г.
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций и комментарии читателей.