21.09.2009 05:30
За последние десять дней мне пришлось посетить пять китайских городов, не считая Пекина, в котором я в настоящее время живу. Развитый Шэнчжэнь на юге, гигантский Ухань в центре, процветающий Далянь на севере, пограничный с КНДР Даньдун и острый как цитата из красной книжки Мао Цзэдуна Чанша.
У всех этих городов мало общего, да и занимался я в них совершенно разными делами, но в каждом из них я пил кофе. В Китае кофе обычно сопровождается бесплатным интернетом, так что для "человека без офиса" кофейня становится отличным выходом из положения.
Кофе этот был разный, чтобы не сказать жестче. Но речь не о вкусе.
На месте маркетологов из Mckinsey, я бы ввел в Китае "кофейный индекс", по которому можно отлично отслеживать рост благосостояния того или иного города и процесс становления в нем среднего класса.
На мой взгляд, в Китае потребление кофе становится главным признаком перехода к современному типу потребления. В целом китайцы не любят кофе, не понимают его, не знаю, как его готовить и с чем пить. И до определенного момента развитие внутреннего потребления в быстро развивающемся китайском городе идет в традиционной для Китая модели – открываются более пышные KTV, новые сауны и рестораны.
Но затем происходит переход на другой уровень.
Я не проводил специального исследования (хотя и собираюсь это сделать), но первыми в городе появляются мелкие заведения, иногда локальные сети, затем приходят крупные китайские игроки, дальше сингапурские франшизы...
И, наконец, вершиной потребления кофе в Китае становится Starbucks. Когда в городе открывается первая "зеленая" точка, это означает, что переход состоялся.
Starbucks, кстати, в отличие от другой американской сети S.P.R. никогда не работает в Китае на основе франшизы, только собственные отделения. Это дороже, но надежнее – если качество кофе в S.P.R. в разных городах может отличаться на порядок, то в Starbucks оно всегда одно и то же, что в данном случае скорее плюс, чем минус.
Так что на месте инвесторов, я бы в первую очередь обращал внимание на развитие кофейной инфраструктуры. Если в городе уже есть отделение американской кофейной сети, значит, современный платежеспособный спрос достиг необходимого уровня.
Кофейный индекс |
С осени 2007 года работает собственным корреспондентом по Азии журнала "Эксперт", до этого три года освещал события Большого Китая для РИА "Новости". Постоянно проживает в Гонконге, часто ездит по Китаю и Азии. Публиковался в журналах GEO, "Русский Newsweek", "Еженедельный Журнал", "Большой Бизнес", "Огонек" и.т.д.
© Деловой журнал ChinaPRO, 2005-2024 | [email protected]
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций и комментарии читателей.