|
||||||||
|
||||||||
Деловой журнал "ChinaPRO" - Весь Китай # 10 (30) от 01.12.2007 г. |
Архив | Поиск | Реклама | Авторам | О журнале | Форум | ||
14.12.07 / 14:31
14.12.07 / 12:55
14.12.07 / 10:48
14.12.07 / 09:07
13.12.07 / 14:56
13.12.07 / 10:40
12.12.07 / 16:55
12.12.07 / 14:46
12.12.07 / 12:57
Саперы в бизнесе«Надо испол- нять закон всегда, а не только тогда, когда схватили за одно место», - слова Путина будут главным девизом данной авторской колонки. Для многих вопросы законодательства КНР являются тайной, покрытой мраком. Для качественного ведения бизнеса в Китае и с Китаем, важно точно и глубоко знать нормы права Поднебесной, традиции делового оборота. У Вас есть вопрос правового характера? Пишите нам…
Горячее молокоДоверие – тема в бизнесе непопулярная. Как и дружба. Тем более, если бизнес этот – международный, и тем более, если обе участвующие во внешнеторговой сделке страны – с драматической историей становления экономической системы, и обе стороны прошли через потрясения различного происхождения: политические, экономические, социальные – и все это революционного значения, и все это – за последние 50 лет.
![]()
производители Китай, товары Китай, заводы Китай, поставщики Китай, компании Китая, цены Китай, Китайские производители, Китай бизнес виза Китай, туры в Китай, выставки Китай, отдых Китай, посольство Китай, Китай, Гонконг, Гуанчжоу, Шанхай
|
Тысячи лет назад Конфуций в беседе со своими учениками произнес актуальные и в наше время слова: «Из назначений ритуала всего ценней гармония. Она делает прекрасным путь древних царей, а им следуют в малом и великом. Но и гармония бывает применима не всегда. Если знают лишь гармонию, не заключая ее в рамки ритуала, она не может претвориться в жизнь»[1]. В подтверждение к этим словам можно найти немало примеров из истории России. Крупные демократические реформы 90–ых годов показали, что без учета ритуалов, обычаев, традиций формы гармоничного развития для одних государств не претворятся в жизнь лучшим способом для других. Интересно, что в китайской конфуцианской философии чаще встречается упоминание о ритуале, а не о традиции. Ритуал есть воспроизводимая на практике традиция, не представление о том, как должно быть, но конкретное воплощение устоявшейся общественной нормы в жизни. В наши дни ритуал, обычай и традиция часто отождествляются. В данной статье не ставится задача выявить тонкие смысловые различия между ними. Напротив, предлагается остановиться на анализе общего. Триаду терминов объединяет главный признак – принцип преемственности, поэтому в дальнейшем анализе будет использоваться как самое абстрактное и общее, то есть включающее меньшее количество признаков, понятие традиции. Россия и Китай – два уникальных с социокультурной точки зрения государства. Задача выделить общее и особенное в процессе трансформации политической традиции двух великих держав представляет особый интерес. Актуальность темы и интерес автора к ней обусловлены наличием уникальной для осуществления процедуры сравнения ситуации. Два государства с богатой, но содержательно различной традицией, действуют в условиях по-разному преодолеваемого наследия коммунизма и в условиях становления мирового сообщества. Последние характеризуются противоречивостью процессов унификации и уникализации, сжатием пространства и времени, усиливающимся диалогом множества культур, становлением спекулятивного капитала и другими факторами, всеми нами ощущаемыми в реальной жизни, но далеко не всеми осознаваемыми. Логика изложения основных идей статьи будет следующей: - традиция как понятие, употребляемое в различных контекстах, требует конкретизации; - сформулированное понимание традиции для успешного анализа должно быть операциоанализированно, то есть разделено на отдельные смысловые блоки; - в соответствии с выделенными элементами трансформация политической традиции должна быть проанализирована в России и Китае; - подведение итогов и обобщение общего и особенного в процессе трансформации политической традиции в России и Китае. С латинского языка традиция переводится как предание, передача. Ее научное определение апеллирует к реальной сложности объекта исследования. С одной стороны, под традицией принято понимать элементы социального и культурного наследия[2], с другой - эти элементы передаются от поколения к поколению и в ситуации выбора на каждом последующем историческом этапе приобретают в снятом виде новое качественное выражение. В марксизме идет речь о специфике традиции в каждой социальной группе, классе и о соотношении выделенных традиций с общенациональной культурной традицией, которое зачастую оказывается сложным и противоречивым. Проблему соответствия можно решить, введя дополнительные термины, такие как позитивная и негативная традиции[3]. Под первой будет подразумеваться установка социальной группы на восприятие и принятие определенным способом опыта предыдущих поколений, под второй - отвержение этого опыта. Противоречивость моментов действительности, отражаемых в научных понятиях, была отмечена в исследованиях М.М. Бахтина. Он назвал подобные явления реальности полифонией, объединяющей «статические» и «динамические» черты в описываемой исследователем практике. В этой связи для дальнейшего анализа автору видится наиболее соответствующим следующее определение традиции: «Традиция — это выраженный в социально организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно — временной трансмиссии аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах»[4]. При этом не стоит забывать, что «любой опыт, традиция – это ответ на новую, непохожую, неповторимую и потому во многом не сопоставимую с прежней, ситуацию мира, сотворенного бесконечно разнообразным»[5]. Успешность «ответа» зависит от установок «рефлексирующего меньшинства», процент которого в массе, по нашим данным, в среднем варьируется от 7% до 16%. Именно меньшинство реализует творческий потенциал традиции, адаптируя ее к ситуации, в противовес установке на неосознаваемое воспроизводство опыта «большинством, не склонным к рефлексии»[6]. В истории формирования представлений о том, что понимать под традицией, ее творческое и консервативное основания соотносились по-разному. Жесткая позиция полной абсолютизации консервативного основания в традиции сменяется в XX веке у конструктивистов на абсолютно противоположную. Традиция для них – это в первую очередь творение, теоретический конструкт, созданный преимущественно критически мыслящей частью общества. Вместо разведения консервативного и творческого оснований традиции, сосуществующих в неразрывном единстве, конструктивистами доказывается тезис об их аутентичности, которая сводится к термину «изобретенной» традиции. Как свидетельствует английский историк Э. Хобсбаум, «традиции», которые кажутся старыми или претендуют на то, что они старые, часто оказываются совсем недавнего происхождения и нередко — изобретенными[7]. “Традиционная культура - в большей мере изобретение, сконструированное ради современных целей, чем стабильное наследие, воспринятое от прошлого”[8]. Тем не менее, сама постановка и последующая актуализация проблемы вокруг феномена, связанного с традицией, призывает нас обратиться к реальности современного мира. Многие страны, особенно мировые державы, оказываются в ситуации постоянного взаимодействия со своими статусными соседями – государствами как субъектами мирового политического процесса, и с новыми субъектами – ТНК, международными организациями и т.д. В условиях диалога культур, становления единого мирового сообщества, сокращения пространства и времени опыт предшествующих поколений расширяется и сжимается одновременно. Его воспроизводство ускоряется, что во многом обусловливает размывание традиционных норм. В результате наличия множества альтернатив воспроизводство традиции становится не рутинным, но больше творческим и конструктивным процессом. Однако этот процесс представляет как потенциал для расширения и развития меньшинства, склонного к рефлексии, так и угрозу «массовизации» становящегося все молчаливее большинства под натиском программирующей индивида информации. С другой стороны, всякому действию соответствует противодействие, поэтому критически мыслящая элита транслирует массе задачу сохранения и возрождения традиции. В научном определении такие общества часто именуют посттрадиционными. Конструирование культуры в них является уже более осознанным и ориентированным на «внешнего наблюдателя» процессом[9]. Возвращаясь к авторской позиции, заявленной выше, вновь подчеркнем, что во многом противоречивое соотношение консервативного (статического) и творческого (динамического) оснований в традиции снимается в попытке целостного рассмотрения феномена. Именно в этом сформированном понимании для упрощения процедуры сравнения традиции в России и Китае будет применяться операционализированное понятие «изобретенной традиции» Э. Хобсбаума. У Э. Хобсбаума традиции первой группы символизируют и выражают социальную близость, идентичность сообществ и наций; вторые легитимизируют статус, институты и авторитеты; третьи социализируют определенные ценности, нормы, правила поведения[10]. В основе разделения «изобретенной традиции» на три группы лежат различные причины их конструирования. Ограниченность в использовании концепции о традиции Э. Хобсбаума объясняется тем, что выделенные им в традиции элементы будут служить лишь схемой для анализа. Так как в нашей теме заявлена политическая традиция, то все указанные выше феномены будут рассматриваться в их взаимодействии с властью. Социальная близость, идентичность сообществ и наций Безусловно, рассуждая об идентичности того или иного народа, нельзя забывать о том, что монолитность – результат абстрагирования, позволяющий выделить общее и избежать частностей описания особенностей множества страт и региональных отличий в этносе. Российская Федерация и унитарное государство Китай по территории принадлежат к одним из самых крупных в мире, по длительности процессов образования и развития государственности – самым долгим. Современную Россию принято определять как страну многонациональную, хотя известно, что практически ни один из субъектов РФ в чистом виде не представлен населением титульной нации. Китай, будучи жестко-централизованным и унитарным в своем устройстве государством, является конгломератом народов. Между собой они отличаются культурной, языковой традицией, так как существует множество сильно различимых диалектов. Однако китайские народности объединены общей философской традицией, оказывающей прямое и определяющее влияние на политическую сферу жизни общества. Еще 50 лет назад по результатам переписи в Китае было выявлено более чем 100 народностей. Столь опасная для целостности страны тенденция к идентификации отдельных народностей была учтена руководством страны при решении вопроса территориальной целостности и сплоченности китайцев. По результатам последней переписи в Китае насчитывается не более чем 55 народностей. В Китае, как и в России, с ее проблемными региональными отношениями, к негативным факторам развития государства относится угроза усиления сепаратистских настроений в Синьцзян-Уйгурском, Тибетском автономных районах. Правда, в отличие от реформ по территориальному устройству в бывшем СССР, когда в соответствии с призывом «берите суверенитета, сколько хотите», была развалена страна, в Китае похожие проблемы решались с большей бдительностью. Вместо радикальной трансформации и активизации деятельности местных элит по перетягиванию суверенитета в Китае были осуществлены лишь некоторые уступки, а именно - в конституции были восстановлены основные автономные права национальных районов, в том числе права на издание положений об автономии. Сейчас Китай, провозгласив политику «открытости границ» и применяя свою древнюю стратагему казаться большим, если ты маленький, и маленьким, если ты большой, успешно примеряет на себе одежду супердержавы. Китайцы, вступая в мировое сообщество, все больше ощущают свою национальную и социальную близость. Их идентичность перед лицом мирового сообщества усиливается. Национальная самоидентификация жителей Китая как китайцев – относительно новое явление для страны. Ведь в условиях закрытости государства шел процесс внутреннего самоопределения отдельных этносов, ведущий порой к раздробленности и конфликтам. В современном Китае, как и в России, наряду с объединением нации и формированием ее целостного образа, большей популярностью пользуются ценности массовой культуры, происходит процесс размывания социальной структуры общества и возникновения стратификации на «новых» китайцев, средний класс, интеллигенцию и т.д. При этом китайцы, как и прежде, психологически по-прежнему воспринимают себя в национальном аспекте самодостаточными. Как когда-то жители Советского Союза, они патриотично считают, что родились в лучшей стране мира. Что касается национальной самодостаточности современных русских, то здесь, к сожалению, на смену почетному званию «гражданин Советского Союза» не пришло должного идеологического и ценностно-нормативного содержания. Декларируемая нация «россияне» должна быть в равной степени важной для всех народностей, представленных на территории России. Именно это условие определяет гармоничное принятие, передачу и трансформацию объектов культурного наследия страны. Статусность, институты и авторитеты Пожалуй, можно проявить методологическую смелость и заявить в самом начале данного раздела тезис о реальном воплощении в политической традиции Древнего Китая концепции структурного функционализма. Действие Великого Пути, именуемого в Китае «Дао», проявляется в следовании каждого элемента системы заданности человеческого существования. Самобытность существования во всех сферах жизни общества утверждается не в предметном, а в функциональном аспекте. Великий Путь (Дао) или Середина – идеал, следование которому обусловливает понимание без слов и действий, но достижение которого в китайской философии возможно лишь благодаря умению следовать голосу сердца. В русской православной традиции также основополагающим моментом является сосредоточие духовных сил человека, уничижение или «хула» на которые никогда не простятся Господом Богом, как сказано в Евангелии от Луки. Любой грех простится человеку, но уничтожение им самим самого человеческого в себе, того, что отличает его от животного, то есть духовности, делает акт прощения ненаправленным и бессмысленным. Без умения следовать голосу сердца и при забвении духа своего в России и Китае человек становится более дисгармоничным, а стремление к идеалу и высшим ценностям добра подменяются удовлетворением сиюминутных потребностей. Другая особенность политической традиции Древнего Китая заключается в распространении и подчинении всех сфер жизни общества основному принципу бытия - "единству сущности и применения". Традиционно в политике проблема их соотношения разрешалась наличием мудрого советника при государе. Как и много лет назад, политика для китайцев является в первую очередь сферой принятия решений, так как неотделима от практики. Главным критерием ее оценки остается эффективность управления, которая тесно связана с короткими и емкими принципами китайской философии: стабильность, преемственность и поступательность. Принцип политической традиции Китая, когда каждый остается тем, кто он есть, открывает нам еще один момент в специфике китайской политической традиции – бюрократизм как явление первоначально зародился в Китае. В позитивном его понимании он был причиной необыкновенной действенности власти в Китае. Связанное с традицией бюрократизма средневековое учение «успокоения народа»[11], освоенное на практике, позволяло упорядочивать общество и при необходимости направлять гигантские массы людей, почти не прибегая к принуждению. Интересно, что примерно до эпохи Нового и Новейшего времени у китайцев было не принято знать в лицо государственных служащих, а направляемые на места мандарины часто не владели местным диалектом, что не мешало установлению порядка в государстве. Бюрократизм в его позитивном понимании связан с ценностно-нормативным и моральным аспектами. В Китае обязательным условием занятия какой-либо важной должности являлось соответствие определенным стандартам в первую очередь в духовной сфере. Государственный деятель – это непременно ученый и благородный муж, мудрец. Китайская логика рассуждения о правомочиях относительно чиновников поражает своей глубиной. Так, последователь Конфуция Мэн-цзы писал: «Того, кто губит человеколюбие, называют злодеем, того, кто губит справедливость, называют жестоким. Злодеев и жестоких людей называют простолюдинами. Я слышал, что убили простолюдина Чжоу, но не слышал, что убили Государя»[12]. Таким образом, статусность социальных и политических ролей изначально заложена в системе построения общества. Теоретически, отклонение от ожидаемой нормы желаемого поведения в духе китайской логики позволяет предположить возможным убийство Государя, ставшего простолюдином, погубившего человеколюбие и нарушившего справедливость. Но фактически такое невозможно в Древнем Китайском обществе, где должны править негласные принципы заданности поведения индивида в зависимости от места, занимаемого в обществе. В последние десятилетия политическая традиция Китая подверглась значительным изменениям. Наиболее интенсивные процессы трансформации традиции можно рассматривать с начала ее соприкосновения с буржуазно-прагматической культурой технологически развитого Запада. Внешняя форма отправления власти после ряда революций, приняв новый вид – жестко-авторитарный режим, осуществляемый под руководством не императора, а правящей партии, по сути осталась верна прошлому принципу иерархичности общества и одновременно социальной гармонии. Новым веянием в политической традиции Китая можно считать институт публичного лидерства. Современные политологи относят лидера Китая Ху Цзиньтао к четвертому поколению после Мао Цзэдуна, Дэн Сяопина и Цзян Цзэминя. Китай, вступая в активное взаимодействие в публичном поле с другими странами, вынужден был играть по западным правилам. В Европе при Макиавелли теория политического лидерства стала особенно актуальной и выражалась в разыгрывании «политического театра», легко воспринимаемого нефилософствующей публикой. Адаптация своей политической традиции в соответствии с европейской традицией объясняет появление феномена публичного лидерства в Китае. Бюрократизм в новой ситуации также приобрел негативные формы выражения. Вот почему в наши дни в курсе китайского правительства столь заметное место занимают вопросы кадровой политики и кадровой реформы. Что касается российской традиции в рассмотрении институтов, авторитетов и меняющихся к ним отношений, точкой отсчета можно считать реформы Петра I, когда русской традицией стало «ломание традиции». В китайской политической мысли данный феномен определяется как «государство потеряло людей»[13]. Граждане в ситуации неопределенности, иногда отсутствия наставлений, соответствующих реальности, со стороны государства стали аполитичными. Государству в России, тем не менее, в силу своего традиционного авторитета удалось сохранить высокостатусность, несмотря на то, что правящую элиту правильнее характеризовать не как просто группу, но «аутгруппу». Она отделена от народа стеной и «чужда» ему. Символом власти и воплощением надежд в России, как и прежде, остается личность правителя, образ которого воспринимается позитивно, с верой в лучшее и чрезмерно идеализированно. Бюрократия в России как исконный элемент политической традиции также имеет свою специфику. Аппарат управления, будучи отчужденным от народа, но обязанным ему, превращается в машину, где всегда действенно выполняется принцип «хотели как лучше, получили как всегда», где функция теряет свое содержание и ценностью становится не достижение эффективности и результативности, а сам процесс. Ценности, нормы, правила поведения Чжун Ни говорил: «Человек высшей добродетели всецело ходит по пути истинной жизни (середины); человек низменный, человек толпы поступает против правил истинной жизни (середины)»[14]. Таковым, пожалуй, остается идеал современного китайца, который, несмотря на коммунистическое атеистическое наследие, продолжает следовать традиции, не видя в этом проявления косности мысли. В семье и на работе он соблюдает принципы конфуцианства, на отдыхе – даосизма, в целом по жизни - руководствуется принципами ставшего теперь мозаичным мировоззрения. В Китае, как и в России, существует проблема появления «модернизированного» типа китайца, чуждого многим традиционным ценностям, не считающего скромность и бескорыстность добродетелью[15]. Как пишет В. Г. Буров в своей книге «Китай и китайцы глазами российского ученого»: «Стереотипы мышления, нормы поведения, характерные для периода “культурной революции”, не могли не наложить свой отпечаток на мироощущение какой-то части молодых китайцев. Они стали где-то более жестокими, даже грубыми, теперь нередки случаи отхода от традиционного для китайского общества уважения к людям старшего поколения»[16]. В политику китайцы предпочитают не вмешиваться. В массе их политическое участие имеет нулевую сумму в отличие от русских, у которых хотя бы на эмоциональном уровне присутствует интерес к политике. Он проявляется в привычке устраивать беседы на политические темы. Зато китайцы очень патриотичны, а реальным воплощением их национальной идеи на данный момент является принцип эффективности, метко выраженный в фразе Дэна: «Неважно, какого цвета кошка, лишь бы ловила мышей». Принцип соответствует культурной традиции Китая, особенностям мышления его представителей, главной чертой которого является конкретность и стратагемность. Умение просчитывать ситуацию наперед, предвидеть результат и действовать по принципу «цель оправдывает средства» очень важно в обществе, где аксиомой являются слова древнекитайского афоризма: «Не поступай так, как не хотел, чтобы поступили с тобой». В России отсутствие национальной идеи является, пожалуй, главным корнем всех бед, если подходить к оценке феномена с позиции: «Идеи правят миром». В условиях переходного режима элементы вековой политической традиции остаются неконкурентоспособными для полноправного участия в диалоге с представителями нового. Ценностная дезориентация и потеря идентичности у русских приводят к вполне традиционному для России воплощению принципа отчуждения власти от народа. «Неконкурентноспособность» традиции требует опять же вполне традиционного для России применения методов сверху для ее возрождения. В эпоху «золотого тельца», близкую к секулярному язычеству, не возрождение православной традиции будет пользоваться так называемым спросом, но строительство новых «Храмов торговли» и «макдональдизация». Для сохранения и возрождения истинной российской духовной и политической традиции требуется как никогда стойкое приложение сил «сверху», что так ждет, но пока не может выразить народ России. Заключение Подводя итоги об общем и особенном в процессе трансформации политической традиции в России и Китае, начнем с общего. Во-первых, сам факт длительного исторического развития, а вместе с тем и образования государственности, свидетельствуют о существовании реальной возможности для формирования своей собственной уникальной политической традиции. Наличие и сложность этой традиции в России и Китае уже есть точка соприкосновения двух великих держав. Во-вторых, становление политической традиции и в России и Китае осуществлялось в условиях существования национальных различий между группами, входящими в состав современных государств. Поэтому в политической традиции России и Китая заложена и актуальна установка на решение возможного этнического конфликта с целью сохранения территориальной целостности страны. В-третьих, идеологический фактор в процессе объединения государств сыграл значительную роль. На политической традиции это отразилось в огромном влиянии Православия в первом случае и конфуцианства – во втором. В-четвертых, и в России и в Китае в конце XX века произошло размывание прежней социальной структуры общества и возникновение новых классов. Политическая традиция рекрутирования элиты в обоих государствах обогатилась новыми каналами рекрутирования. В-пятых, в политической традиции и России и Китая всегда существовала сфера должного, некоторые духовные представления об идеальной власти, стремление к которой в политике необходимо для достижения гармонии в обществе. В последние десятилетия многие традиционные ценности утрачиваются. Возникновение «модернизационного типа» человека, предавшего забвению историю и политическую традицию, может привести к повторению многих ошибок прошлого. Подводя итоги об особенном в процессе трансформации политической традиции в России и в Китае, надо понимать суть самой политической традиции в каждом государстве. Чаще всего традицией в России становится «ломание» прежней традиции. Политическая традиция Китая связана больше с принципами поступательности, преемственности, стабильности. В соответствии с этими различиями ниже будут приведены проявления политической традиции в период трансформации в России и Китае. Во-первых, Россия, многонациональная по составу страна, превратилась в XX веке из империи в федерацию, Китай с такой же этнической проблемой сохранил территориальное устройство унитарного государства. Во-вторых, после последних во многом радикальных демократических реформ граждане России различных национальностей с трудом идентифицируют себя с нацией «россияне», у китайцев происходит обратный процесс. В-третьих, в России в эпоху петровских реформ образовался сохранившийся и в наши дни раскол между народом и элитой, как правящей, так и интеллектуальной. В Китае общество всегда было подчинено строгой иерархии и упорядочено. В-четвертых, бюрократизм как элемент политической традиции в России представлял и представляет больше механизм достижения собственной выгоды. В Китае бюрократизм как эффективная машина решения проблем в обществе изжил себя в XX веке. В-пятых, в России, государстве, расположенном между Западом и Востоком, политическая традиция глубже впитала в себя достижения западной политической мысли. Население России, несмотря на низкий уровень политического участия, интересуется политикой. В Китае в период трансформации возник идеологический вакуум, удобно подменяемый государством чувствами патриотизма и гордости за свою страну, но политическое участие пассивнее. Задача выделить общее и особенное в процессе трансформации политической традиции в России и Китае оказалась непростой. Процесс трансформации задает общий вектор для изменения политической традиции, которая приобретает в каждом государстве новое качественное воплощение. Столь уникальные с социокультурной точки зрения государства как Россия и Китай требуют к себе адресного подхода. Тем не менее, в данной статье была осуществлена попытка найти самые общие тенденции в процессе трансформации политической традиции и выразить мнение автора по заявленной теме. Н.Б. Бокова [1] Конфуций. Луньюй.Изречения. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. – С. 24. ДРУГИЕ СТАТЬИ НОМЕРА Россия, РБК, Шанхай, Пекин и конференция… |
С кем тяжелее выстраивать деловые отношения?
Всего ответили: 591
При осуществлении модернизации необходимо исходить из действительности Китая.
Дэн Сяопин
Данные ЦБ РФ на сегодня
1 RUB = 0,301 CNY
1 CNY = 3,328 RUB 1 RUB = 0,040 USD 1 USD = 24,981 RUB 1 RUB = 0,028 EUR 1 EUR = 35,284 RUB
Стань лучшим автором
статьи о Китае И ВЫИГРАЙ ПРИЗ!
![]() ![]() ![]() ![]()
грузы Китай, перевозки Китай, доставка Китай, карго Китай, доставка грузов Китай обработка стекла, резка стекла, полировка стекла, производство стекла, стекольное производство, стекольная промышленность металлопластиковые трубы, фитинги, сантехника оптом, металлопластик, пластиковые трубы
|
![]() |
©Деловой журнал "ChinaPRO", 2005-2007.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-22970, от 20.01.2006 г. ©Любое копирование, тиражирование, распространение либо иное использование информации со страниц журнала "ChinaPRO" возможно только со ссылкой на www.ChinaPRO.ru Для электронных СМИ и сайтов - гиперссылка. выставки Китай, оборудование Китай, товары Китай, поставки Китай, промышленность Китай, производители Китай, доставка Китай, заводы Китая, производство Китай, Китай опт, перевозки Китай, мебель Китай Журнал "ChinaPRO" - Китай, поставки из Китая, Пекин, Шанхай, туры в Китай, отдых в Китае. Автор и руководитель проекта - - консультации по вопросам работы с Китаем +86 13925054746 Оптимизация сайта, продвижение, раскрутка: SEO-группа "Атлант" |
|