|
||||||||
|
||||||||
Деловой журнал "ChinaPRO" - Весь Китай # 8 (8) от 01.11.2005 г. |
Архив | Поиск | Реклама | Авторам | О журнале | Форум | ||
21.04.08 / 13:01
21.04.08 / 11:59
21.04.08 / 10:00
21.04.08 / 08:58
18.04.08 / 11:27
14.04.08 / 14:22
14.04.08 / 12:55
14.04.08 / 10:40
14.04.08 / 08:38
Прямо на ВостокС позиции маркетолога, Китай сегодня – это, прежде всего, огром- ный рынок сбыта. Многие западные ком- пании уже давно приняли решение выйти на китайский рынок. Часто этот выход был связан с крайне неудачными последствиями для компании. Но ошибки – это тема отдельного разговора. А сегодня мы остановимся на проблемных моментах, с которыми может столкнуться компания при выходе на рынок Китая,
Логистика по-русски и по-китайскиВедение рос сийско-китай- ского бизнеса в сфере пере- возок часто не вписывается в термин «логис тика», который связан с такими понятиями как управляемость, контроль, пос ледовательность. Где же оказы ваются эти понятия, когда дело касается конкретных практических шагов?
туры виза в Китай гостиницы билеты переводчики посольство
|
Какие меры «Автомобильной политики» Китая применимы для России? В Китае и России возможности государства по влиянию на экономику сильно отличаются. Основные элементы новой китайской «Автомобильной политики» связаны с ослаблением существующих жестких хозяйственных условий (участие компаний в капитале компаний, таможенные пошлины, условия продажи автомобилей, налоговая нагрузка на потребителей), которые уже являются более мягкими в России по сравнению с Китаем. Результативность проводимой Китаем политики весьма высока. Продолжительная защита рынка обеспечила создание совместных предприятий со всеми крупнейшими мировыми автопроизводителями. Суммарный выпуск автомобилей в 2002 г. составил 3,2 млн. шт., темпы прироста производства за 8 мес. 2003 г. – 30–79% по видам автомобилей. Готовящаяся в настоящее время к обнародованию новая «Автомобильная политика» Китая должна способствовать консолидации предприятий, развитию экспорта, стимулированию внутреннего спроса и выполнению требований ВТО. Эти меры направлены на повышение производительности в отрасли и рост конкурентоспособности на внешних рынках, которые сейчас недостаточны из-за преимущественно мелкосерийного производства и чрезмерного количества фирм. Применимость мер автомобильной политики Китая для России Китай имеет больше возможностей по регулированию автомобильного рынка, чем Россия. В текущей ситуации возможно только ограниченное применение опыта Китая. Китай является приоритетным направлением иностранных инвестиций. Выгоды от организации производства для иностранных компаний в Китае превышают издержки, среди которых – применение по сути нерыночного способа экономического регулирования. Ставка делается на партнерство крупных госкомпаний с иностранными автохолдингами, частные предприятия занимают остаточную нишу. Преимущество Китая при вступлении в ВТО состояло в том, что к моменту предполагаемого присоединения уже были реализованы планы по привлечению иностранных производителей на внутренний рынок. Требования ВТО, предъявляемые к Китаю, выглядят менее жесткими, чем в случае России. Кроме этого, Китай не ставит задачу автомобилизации населения. До сих пор легковой автомобиль продолжает оставаться предметом роскоши и облагается высокими налогами (водительское удостоверение официально стоит 500 долл., единовременный налог – 2,5 тыс. долл., получение номерного знака в Шанхае – 4,5 тыс. долл.). В этих условиях регулирование спроса является сравнительно простым с политической точки зрения. Если в России «автомобилисты» составляют 14–16% населения, то в Китае – менее 1%. Наиболее актуальным к применению представляется следующий опыт Китая: Организация свободных экономических зон. В России действует Указ № 135, позволяющий получить льготы по таможенным пошлинам при реализации крупных инвестиционных проектов1. Статус Указа № 135 в настоящее время является неопределенным в связи с введением в действие нового Таможенного кодекса. Одним из возможных вариантов сохранения норм Указа является принятие законодательства об особых экономических зонах, хотя данный законопроект вызывает противоречивые отклики и пока находится на начальных стадиях проработки в Госдуме. Запрет импорта бывших в эксплуатации автомобилей (единичные исключения для дипломатов и антиквариата). Эта мера, возможно, будет продолжать действовать даже при присоединении к ВТО, что является необычным фактом. Это говорит о том, что действующие в России повышенные пошлины на подержанные автомобили могут, в принципе, сохраняться и впредь с целью защиты национального рынка. В меньшей мере могут быть задействованы в России следующие элементы автомобильной политики Китая: Централизованный ввоз импортных автомобилей только через 5 портов Китая. Такая мера применяется в России частично: централизован импорт наиболее дорогих автомобилей; также путем воздействия на дилеров огранивается «серый» импорт новых автомобилей. С учетом сложившегося уровня таможенного администрирования более жесткие меры не могут быть эффективно реализованы. Ограничение строительства новых сборочных заводов. В отличие от Китая, в России фактически не происходит массового вхождения новых фирм в автомобильную отрасль. Меры, направленные на ограничение строительства новых заводов, не столь актуальны, но в перспективе необходимо обозначить приоритет заводов полного цикла, – таких, как АвтоВАЗ или ГАЗ – перед сборочными производствами, которые во многих случаях представляют собой форму скрытого импорта. В то же время имеющийся инструментарий госполитики в России для прямого регулирования инвестиций недостаточен. Повышение пошлин на машинокомплекты и запчасти. Действующие в России пошлины на автокомпоненты и машинокомплекты составляют 5–15% и ниже чем на готовые автомобили (25%). В перспективе для стимулирования организации внутреннего производства автомкомпонентов может быть целесообразно повышение пошлин. Более высокие пошлины на машинокомплекты могут стимулировать развитие производства в рамках Указа № 135. В то же время необходимо учитывать, что удорожание компонентов или оборудования, не производимых в России, без локализации производства негативно скажется на ценовой конкурентоспособности отечественных автомобилей. 2. Условия и результативность автомобильной политики Китая Объем производства автомобилей в Китае составил в 2002 г. 3,2 млн. шт., в России – 1,2 млн. шт. Китай производит примерно в равном объеме легковые автомобили, грузовые автомобили и автобусы различных классов, в России основной продукт – легковые автомобили. В Китае наблюдается бурный рост производства, особенно легковых автомобилей (прирост с начала 2003 г. более чем на 90% по сравнению с аналогичным периодом 2002 г.), в России – спад на 4% (см. приложение). Потребности внутреннего рынка Китая в настоящее время почти целиком обеспечиваются собственным производством, импорт составляет 9–10% от объема продаж, хотя в 1993–1994 гг. рынок был поделен поровну между импортом и внутренним производством. Доля импорта на рынке легковых автомобилей в России выросла с 26–31% в 1999–2000 гг. до более половины в 2001–2003 гг. В период до 2005 г. в Китае прогнозируется среднегодовой темп прироста производства на уровне до 20–30% в год, в России – не более 6–8% по оптимистичному сценарию. В 2010 г. объем производства легковых автомобилей в Китае будет предположительно в 3 раза больше, чем в России. Более 90% производства легковых автомобилей в Китае приходится на совместные предприятия с иностранными производителями: (Volkswagen, GM, Toyota, Peugeot/Citroen, Honda, Renault/Nissan, с 2003 г. – BMW, DaimlerChrysler), в России – около 1% (Ford, GM, Hyundai, Kia, BMW). Большинство таких предприятий создано совместно с крупными госкомпаниями, доля иностранного капитала в них ограничена 50%. Китай проводит автомобильную политику в условиях низкой стартовой обеспеченности населения автомобилями, высокой таможенной защиты и сильного административного ресурса. Таможенные пошлины на импорт новых автомобилей в прошлом составляли более 100%, ввоз подержанных автомобилей запрещен до сих пор. В рамках обязательств по ВТО предполагается снижение пошлин с 43.8–50.7% в 2002 г. до 25% к 2006 г. В результате защиты внутреннего рынка цены на автомобили в Китае значительно выше, чем в соседних странах. Так, например, цены на автомобили Honda в Китае на 60% больше, чем в Японии. Даже принимая во внимание повышенные затраты на производство на 10–20%, рентабельность в автомобильной промышленности Китая составляет не менее 30%. Ожидается, что уровень цен в Китае выровняется по сравнению с мировым к 2006 г. За восемь месяцев 2003 г. цены на наиболее массовые модели автомобилей упали в среднем на 6,9%. Сильный административный ресурс. Возможности госрегулирования в Китае позволяют обеспечивать реализацию достаточно жестких мер, хотя имеет место несогласованность госполитики на региональном уровне, приводящая к возникновению дублирующих друг друга и неэффективных из-за мелкого масштаба производств. Автомобильная промышленность Китая пока неконкурентоспособна на внешнем рынке. Двадцатилетняя политика Китая в области автомобильной промышленности, в отличие от взятой за прототип аналогичной политики в Корее, не смогла решить ряд актуальных проблем в отрасли: Нет собственных массовых моделей автомобилей. Доминирующие на китайском рынке совместные предприятия производят иностранные модели, иногда – адаптированные для китайского рынка. Производство целиком опирается на иностранный НИОКР и, в значительной мере, на иностранные компоненты. Новая «Автомобильная политика» должна в отдаленной перспективе привести к созданию китайских автомобильных компаний мирового уровня. Документ должен быть выпущен в ближайшее время, однако сейчас обнародованы следующие его положения: будут приняты дальнейшие меры по консолидации производства: во-первых, ограничено строительство новых заводов, что должно подтолкнуть действующие компании к поглощению и использованию мощностей на существующих площадках; во-вторых, на федеральном уровне ограничено инвестирование средств бюджета в госпредприятия и увеличен нижний порог инвестиций при утверждении проектов до 180 млн. долл.; будут увеличены пошлины на запчасти и машкомплекты (до уровня пошлин на готовые автомобили), чтобы стимулировать их внутреннее производство; будут сформулированы желаемые результаты развития отраслей-поставщиков автомобильной промышленности (металлургии, химической промышленности и др.). Кроме этого, предполагается, что в рамках обязательств по ВТО Китай должен внести следующие изменения в «Автомобильную политику»: снижение импортных пошлин с 43,8–50,7% в 2002 г. до 25% к 2006 г.; устранение нетарифных барьеров и квот в торговле; доступ иностранных дистрибьюторов и дилеров на национальный рынок; упрощение получения разрешений на инвестиции на региональном уровне; снятие ограничений на долю в капитале предприятий по производству двигателей для иностранных инвесторов; разрешение кредитования покупки автомобилей за счет средств иностранных компаний. При подготовке записки использованы материалы Синьхуа, China Daily, Жэньминь Жибао, Coudert Brothers и др. Евгений Погребняк, ведущий специалист ИКСИ Приложение Основные показатели автомобильного рынка Китая и России в 2002 – I пол. 2003 гг. 1 Указ Президента № 135 «О дополнительных мерах по привлечению инвестиций для развития отечественной автомобильной промышленности» от 05.02.1998 и конкретизирующее его Постановление Правительства от 23.04.1998 № 413 ДРУГИЕ СТАТЬИ НОМЕРА Китай в ожидании чуда |
Китайские производители формируют новую экономическую среду для мирового сообщества.
Всего ответили: 1178
Винтовка рождает власть.
Мао Цзедун
Данные ЦБ РФ на сегодня
1 RUB = 0,301 CNY
1 CNY = 3,328 RUB 1 RUB = 0,040 USD 1 USD = 24,981 RUB 1 RUB = 0,028 EUR 1 EUR = 35,284 RUB
Стань лучшим автором
статьи о Китае И ВЫИГРАЙ ПРИЗ!
доставка грузов Китай карго перевозки авиадоставка
|
|
©Деловой журнал "ChinaPRO", 2005-2008.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-22970, от 20.01.2006 г. ©Любое копирование, тиражирование, распространение либо иное использование информации со страниц журнала "ChinaPRO" возможно только со ссылкой на www.ChinaPRO.ru Для электронных СМИ и сайтов - гиперссылка. поставки товары оборудование оптом из Китая доставка перевозки цены туры цемент заводы двери Китай Россия грузы промышленность производители производство выставки мебель Шанхай одежда обувь Гуанчжоу авиадоставка Журнал "ChinaPRO" - Китай, поставки из Китая, Пекин, Шанхай, туры в Китай, отдых в Китае. Автор и руководитель проекта - - консультации по вопросам работы с Китаем +86 13925054746 Оптимизация сайта, продвижение, раскрутка: SEO-группа "Атлант" |
|