Китай  Выставки в Китае  Производство Китая  Экономика Китая  История Китая  Китайская Кухня  Туры в Китай   |  В избранное  |  Сделать стартовой

Сегодня: Суббота, 15 марта, 1:30

Деловой журнал "ChinaPRO" - Весь Китай # 9 (18) от 01.10.2006 г.

Архив
 
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА

Прямо на Восток

С позиции маркетолога, Китай сегодня – это, прежде всего, огром- ный рынок сбыта. Многие западные ком- пании уже давно приняли решение выйти на китайский рынок. Часто этот выход был связан с крайне неудачными последствиями для компании. Но ошибки – это тема отдельного разговора. А сегодня мы остановимся на проблемных моментах, с которыми может столкнуться компания при выходе на рынок Китая,


МНЕНИЕ ПРАКТИКА

Логистика по-русски и по-китайски

Ведение рос сийско-китай- ского бизнеса в сфере пере- возок часто не вписывается в термин «логис тика», который связан с такими понятиями как управляемость, контроль, пос ледовательность. Где же оказы ваются эти понятия, когда дело касается конкретных практических шагов?


АНОНС
Доставка из Китая. Профессионально и надежно.
Китай - Фотогалерея

Выставки в Китае

Китай - общие сведения
Китай - право и законы
Экономика Китая
Промышленность Китая
Культура Китая
Стратагемы
Карта Китая (КНР)
Китай - год 2006-й
Сайты Китая





ТРАДИЦИИ

Чай – самый китайский продукт на российском рынке

Уже более ста лет в мире есть три крупнейших потребителя чая – Китай, Россия и Англия. Причем, две последние страны «приличный» чай не производят, а исключительно импортируют. Зато Китай – он к тому же еще и родина чая – единственный производитель истинно элитных сортов. В этой статье мы решили произвести небольшой анализ чайного рынка Российской Федерации.

У каждого продукта есть своя история. Для чая она официально началась в 770 году до нашей эры (2776 лет назад), когда он первый раз упоминается в рукописи. Китайская устная традиция делает его древнее, приписывая изобретение чайного настоя императору Шен Нуну, прозванному также Божественным Целителем. Согласно легенде, однажды этот властитель велел вскипятить в своем саду котел воды, случайно поставленный под чайным кустом. Несколько упавших в кипяток листьев послужили первой заваркой, аромат и вкус которой пленил императора, и тот ввел чай в оборот. 

1500-1600 лет назад китайцы догадались заваривать только самые нежные верхние листочки, а в 8-м веке нашей эры чай стал одним их самых ходовых товаров в Империи. Без него не обходился ни один прием пищи, и предприимчивые местные власти ввели специальный налог на чай, почти сразу же ставший (и несколько сот лет бывший) одним из самых важных источников поступлений в казну. Примечательно, что во всех остальных странах подобную роль играл  исключительно налог на соль.

С открытием португальцами в начале 16 столетия морского пути из Европы в Китай чай (вместе с остальными диковинками) стал распространяться в могущественных морских державах того времени: Португалии, Испании, Голландии и Англии. Но прижился только в последней, навсегда став британским национальным напитком. Не случайно в 80-х годах 17 столетия Англия (вместе с колониями) обогнала по потреблению чая сам Китай. Еще через сто с хвостиком лет к этой «великой чайной тройке» присоединилась Россия.

Долгое время чай был исключительно китайским товаром, его даже не пытались выращивать в других странах, пока примерно в 1820-1830-х годах британские поселенцы не засадили им обширные площади в индийском Ассаме. Чуть позже на Цейлоне, еще одной британской колонии, специализировавшейся поначалу на производстве кофе, из-за «кофейной гнили» (чрезвычайно заразного заболевания растений) погибли все плантации, а большая часть их владельцев разорилась. Хитроумный шотландец Джеймс Тейлор, предвидевший гибель своих посадок кофе, в  последний момент заменил их на невосприимчивый к «гнили» китайский чай – опыт оказался удачным, Тейлор бешенно разбогател, его примеру последовали остальные плантаторы Цейлона. Результатом их усилий стало то, что к середине 19 века Англия полностью уничтожила китайскую монополию на чай. С тех пор на рынке господствуют три производителя качественного чая: Китай, Цейлон (Шри-Ланка) и Индия.

Из-за особенностей производства различают несколько видов чая: наиболее популярные - черный (с самым длинным процессом ферментации), зеленый (с самым коротким, сохраняющим привкус свежих чайных листьев), более редкие: красный, белый, жасминовый и бирюзовый и наиболее редкий и дорогостоящий - желтый. Последний производится вручную, в очень ограниченных количествах и даже не всегда идет на экспорт. Надеюсь, излишне упоминать: желтый чай производится ТОЛЬКО в Китае. Отмечу также, что элитные сорта зеленого чая также производятся исключительно в Поднебесной – конкуренты смогли прилично освоить пока только производство черного чая.

Несомненно, совершенно справедливо – музей чая был открыт именно в Китае на берегах озера Сиху, там, где выращивается один из самых дорогих сортов «Колодец дракона». На территории музея собраны разные сорта чайных кустов, показаны разные способы производства и обработки чайных листьев.

Разумеется, ничего общего с чаем по 20 руб. за пачку и с содержимым «пакетиков» настоящий китайский чай не имеет. У россиян наиболее популярен черный чай, кроме того, не «чистый», а с ароматическими и вкусовыми добавками. Чаще всего речь идет о продающейся в развес смеси китайского и цейлонского чая с небольшим содержанием исключительно натуральных сушеных ягод, кусочков фруктов, цукатов, орехов, цветов (розы, хризантемы и т.п.), листьев (например, бергамота), шоколадной стружки и карамельных капелек. Так рождаются смеси  с привлекательными названиями «Волшебная страна», «1000 и одна ночь», «Чай для мамы» и так далее стоимостью от 75 до 110 рублей за 100 грамм (10-15 заварок). Следовательно, одна заварка обходится примерно от 5 до 11 рублей. Согласитесь, за полезный натуральный продукт самого высокого качества не очень-то и дорого.  

Хороший зеленый чай продается чаще всего также на вес. Просто не плохой от 90 до 250 руб. за 100 грамм, очень хороший – от 250 до 600 руб. за 100 грамм. Цена действительно элитного зеленого чая доходит до 1500 руб. за 100 ГРАММ. Элитные и «очень хорошие» сорта рассчитаны больше всего на знатоков и любителей, разбирающихся в чайных тонкостях и жаждущих не только вкусовых, но и зрительных ощущений. Так многие из этих чаев являются «порохом» или «жемчужным» чаем – то есть чайные листочки не разрезаны и не измельчены, а особым образом скручены. При заварке (чаще всего 6-7 минут) многие «сверточки» красиво «распускаются», в виде чего – зависит от сорта чая. Самый простой вариант – цветок, в чайнике оказывается раскрывшийся лотос или лилия, хризантема из чайных листиков, нередко внутри бывают вставки, или в серединке распустившегося чайного «бутона» оказывается настоящий цветочек клевера или сливы. В самых-самых зеленых чаях внутренний цветок может состоять из лепестков сразу нескольких настоящих.

Если названия элитных смесей черного чая относительно произвольно выбираются производителями-некитайцами (сам процесс смешивания происходит либо в Европе, либо в России) и призваны вызвать интерес у рядового покупателя, то имена сортов зеленого чая зачастую уходят своими корнями в столетия, никак не связаны с компаниями-продавцами и обладают истинно китайской одухотворенной мудростью: «Жемчужина невесты», «Реснички долголетия», «Ароматный серебряный слиток» и т.п. Последнее название далеко не случайно: в Древнем Китае серебряный слиток был широко распространенной монетой достаточно большого достоинства.

Согласно оценкам экспертов, элитные чаи занимают всего 5-8% от общего рынка чая в РФ. Хотя, как показывает приведенный выше расчет, позволить себе каждый день употреблять элитный черный или достаточно качественный зеленый чай совершенно реально. Многих просто отпугивает цена,  выставленная за килограмм (эта ошибка повсеместно встречается в супермаркетах), хотя самое меньшее количество чая, которое вы можете приобрести – всего 50 г.

Несмотря на это элитный чай - товар достаточно ходовой: ни разу я не видела, чтобы специализирующиеся на данном виде торговли магазины или отделы пустовали, хотя посещаю их достаточно часто. Более того, когда бы я ни заходила в «чайные» магазины Москвы, Питера и Воронежа, каждый раз натыкалась на небольшую, но очередь.  

«Игроков» на этом рынке также пока не много: всего 4-5 компаний, из которых две являются очень крупными как производителями чайных смесей, так и продавцами непосредственно изготовленного в Китае чая. Это «Русская Чайная Компания» и голландская «Надин». Первая, действительно, «русская» и ориентирована преимущественно на черные смеси и качественный зеленый чай для массового потребления. В то время как «Надин» занимается не только «смесями», но и элитным зеленым чаем. Имеется также достаточное количество маленьких компаний, ввозящих элитный чай из Китая для своих «чаен», а заодно и на продажу.

Алёна Айзель для ChinaPRO

  Обсудить в форуме


ДРУГИЕ СТАТЬИ НОМЕРА

  Кантонская выставка - в ожидании перспектив...
  Китайский стандарт
  В Китае ускоряют шаги по созданию фирменной продукции
  Первые контакты Китая и Европы: торговля в одни ворота
  Китайские товары на российском рынке: победы под чужим флагом
  Юань жэньминьби
  Китай встал на дорогу к статусу великой державы, не имея карты
  Кому по вкусу китайские «баранки»
  Китайцы на российском Дальнем Востоке: бизнес и страхи




Опрос месяца
Китайские производители формируют новую экономическую среду для мирового сообщества.

Да

91.1%

Нет

8.9%

Всего ответили: 146

Китайская мудрость
Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспеть за собственными словами.
Конфуцианские изречения
Реклама
Курсы валют
Данные ЦБ РФ на сегодня
1 RUB = 0,301 CNY
1 CNY = 3,328 RUB

1 RUB = 0,040 USD
1 USD = 24,981 RUB

1 RUB = 0,028 EUR
1 EUR = 35,284 RUB

Конвертер валют

 

Конкурс "Весь Китай"
Стань лучшим автором
статьи о Китае
И ВЫИГРАЙ ПРИЗ!
подробнее

Просто важно
  • - Посольство РФ в Китае
  • - ИТАР - ТАСС
  • - РИА Новости
  • - Интерфакс
  • - Мир Перевода

Подписка
Ваше имя:

Ваш e-mail:



Погода
В России
День: 0?С, ночь: -2?С, облачно, небольшой снег

В Китае

День: +5?С, ночь: -5?С, ясно
Восточный портал: культура и искусство Китая, Японии и Кореи
НОВАЯ ПОЛИТИКА
Омская торгово-промышленная палата