Китай  Выставки в Китае  Производство Китая  Экономика Китая  История Китая  Китайская Кухня  Туры в Китай   |  В избранное  |  Сделать стартовой

Сегодня: Понедельник, 21 апреля, 21:13

Деловой журнал "ChinaPRO" - Весь Китай # 9 (18) от 01.10.2006 г.

Архив
 
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА

Прямо на Восток

С позиции маркетолога, Китай сегодня – это, прежде всего, огром- ный рынок сбыта. Многие западные ком- пании уже давно приняли решение выйти на китайский рынок. Часто этот выход был связан с крайне неудачными последствиями для компании. Но ошибки – это тема отдельного разговора. А сегодня мы остановимся на проблемных моментах, с которыми может столкнуться компания при выходе на рынок Китая,


МНЕНИЕ ПРАКТИКА

Логистика по-русски и по-китайски

Ведение рос сийско-китай- ского бизнеса в сфере пере- возок часто не вписывается в термин «логис тика», который связан с такими понятиями как управляемость, контроль, пос ледовательность. Где же оказы ваются эти понятия, когда дело касается конкретных практических шагов?


АНОНС
Доставка из Китая. Профессионально и надежно.
Китай - Фотогалерея

Выставки в Китае

Китай - общие сведения
Китай - право и законы
Экономика Китая
Промышленность Китая
Культура Китая
Стратагемы
Карта Китая (КНР)
Китай - год 2006-й
Сайты Китая




ИСТОРИЯ

Первые контакты Китая и Европы: торговля в одни ворота

Это сейчас американские, европейские и российские производители жалуются на то, что рынки их собственных стран заполнены китайскими товарами, а  самые известные западные фирмы держат в Поднебесной львиную долю своего производства. Трудно представить, но, тем не менее, первые европейцы появились в Китае на 200 с хвостиком лет позже, чем в Америке, и уже тогда европейские товары проиграли китайским в «войне за потребителя».

Для начала объясним эпизод с Америкой. Первыми европейцами, не только ступившими на ее берега, но даже поселившимися здесь, были скандинавские викинги, достигшие этих берегов около 1000 года от Рождества Христова (за 500 лет до Колумба) в стремлении кого-нибудь ограбить и что-нибудь завоевать. Впрочем, путь был далеким, земли пустынными, и скандинавы из Нового Света убрались.  Зато покорили южную часть Италии, бывшей тогда промышленным и торговым центром Европы, прежде всего, благодаря тому, что Италия располагалась ближе всего к Восточным странам, откуда поступали диковинные и драгоценные товары. Особым спросом пользовался китайский шелк. В принципе только это о Китае и было известно: где-то далеко-далеко на Востоке делают и, следовательно, максимально дешево продают шелк. 

В погоне за шелком итальянские купцы стремились все дальше и дальше на Восток, и это было единственное в средневековой Европе продвижение, вызванное экономическими причинами: все остальные были завоевательными походами. Первым перевалочным пунктом в этом путешествии был Константинополь (нынешний Стамбул). Именно туда и прибыли в 1254 году итальянские купцы - родные братья Никколо и Маффео Поло. Через шесть лет жажда наживы погнала их еще дальше – в Бухару, где им случилось познакомиться и подружиться с послом империи монголов, предложившим новым приятелям «прокатиться» в его компании ко двору монгольского хана Хубилая, родного сына знаменитого Чингизхана. К слову, в те времена монголы покорили Китай, и Хубилай занимал императорский трон. Купцы сочли, что более надежной охраны, чем посол, им не сыскать, и воспользовались предложенной возможностью. И, хотя до Китая они не доехали, их встреча с императорским двором произошла раньше,  Никколо и Маффео услышали про Поднебесную империю, про ее сказочные богатства и сказочно низкие цены на высоко ценившиеся в Европе шелк и фарфор. Этого было достаточно, чтобы задумать еще одно путешествие. Европейскими же товарами заинтересовать восточных властителей не удалось. Интересы хана лежали вне экономики: он отправил с купцами письмо разрекламированному ими же в качестве наиболее авторитетного европейского властителя - Папе Римскому.

В 1269 году братья Поло вернулись в Италию. Вероятно, их желание добраться до китайского шелка было настолько велико, что в 1271 году, прихватив с собой пятнадцатилетнего сына Никколо Марко, двух монахов-доминиканцев с ответным посланием Папы (предлагавшего хану союзнические отношения) и несколько слуг, они вновь отправились в путь.

Ехали несколько более южным путем, чем в первый раз. Кстати, путешествие Поло-старших к границам Китая проходило по территории современной России. В своих записях братья охарактеризовали будущую РФ, как чрезвычайно огромную территорию со страшно холодным климатом, а ее население, как очень красивых высоких людей со светлыми глазами и волосами приверженных Православию. Увы, посланникам Папы лишений хватило и без российских морозов: едва ли не в начале пути по Азии бравые доминиканцы повернули назад.

Зато предприимчивые купцы не прогадали и прибыли ко двору Хубилая как раз вовремя: получив китайский трон, монгольский хан не доверял покоренному населению (самый низкий социальный статус имели жители Южного Китая, чуть более высокий – Северного, чуть выше – просто иностранцы, наверху социальной лестницы находились монголы) и с радостью принял на службу похожих, по мнению монголов и китайцев, на обезьян, но смышленых путешественников.

В течении 17-ти лет Марко Поло служил чем-то вроде инспектора, благодаря чему много путешествовал теперь уже по территории Китая. Лишь в 1295 году Поло возвратился на родину, почти сразу попал в плен к генуэзцам и оказался в тюрьме на правах военнопленного. В новом качестве Марко Поло также добился популярности: он постоянно развлекал заключенных  рассказами о своей жизни в далеком и неведомом Китае. Причем так занимательно, что другой пленник – литератор Рустицано - записал рассказы Поло, составив из них «Книгу о разнообразии мира» - самый громкий бестcеллер 13 столетия. Так, впервые, Китай стал для европейцев реальностью, было не просто доказано его существование; сведения о нем (и достаточно большие) стали известны практически всем образованным людям.

Написанная на одном из диалектов итальянского языка, «Книга о разнообразии мира» вскоре была переведена на латынь – общеевропейский язык того времени и стала доступна массовому читателю. Вскоре последовали переводы практически на все европейские национальные языки. Кстати, именно она стала одним из первых светских сочинений напечатанных после изобретения немцем Гутенбергом книгопечатного станка – вышла в свет в 1477 на немецком.  Впрочем, в Китае принцип печатанья книг был известен задолго до путешествия Поло.

Что же такого надиктовал о Китае ставший моментально знаменитым итальянец? То, что важно для купца: о дешевизне шелка, о торговле фарфором аж на вес (в Европе его цена одно время совпадала со стоимостью золота), об удобстве местных дорог, ведущих из столицы во все концы Империи, вымощенных камнем (в Европе не мостили даже улицы самых крупных городов) и снабженных дорожными указателями.  При этом Поло с сожалением признавал: предложить в обмен на китайские товары Европе просто нечего.

Больше всего его поразили бумажные деньги (европейцы предпочитали монеты из драгметаллов, стоимость которых равнялась заявленному номиналу). В Китае же были в ходу бумажные банкноты гарантированные властью императора, несравнимо более легкие по весу и удобные. Марко Поло пытался объяснить своим читателям, что данное нововведение было бы крайне полезно для торговли. Однако, доверия эти «бумажки» пока ни у кого не вызывали. Впрочем, именно после путешествия Поло получили широкое развитие бумажные грамоты-векселя.

Упоминает сеньор Марко и источники доходов китайской казны: налоги на соль и уголь. Вообще Поло был настолько потрясен богатствами Китая и его правителей, что ему просто не хватило родного языка: к слову «тысяча» он был вынужден прибавить суффикс превосходной степени, в результате чего получилось слово «тысяча тысяч» или наш современный «миллион».

Еще одним полезным для торговли и бизнеса китайским изобретением Поло объявил наличие в Империи налаженной почтовой системы – благодаря расположенным вдоль крупных дорог через небольшие промежутки станций отдыха для гонцов и поселков для пеших посыльных информация из любого уголка страны доходила до столицы за считанные дни. В то же время в Европе действовал принцип: тебе надо отправить письмо, ты и посылай с ним гонца.

Правда, были в книге Поло и упущения: он не упоминает о чае. Во-первых, в начале власти монголов популярность чая в Китае упала. Во-вторых, Поло так смачно описывает достоинства рисовой водки, что, вполне возможно, ему просто было не до чая. Не упоминает итальянец также про иероглифическое письмо и Великую Китайскую Стену. Впрочем, первоначальный текст не сохранился, а дошел до нас в 80-ти разных вариантах. Вполне возможно, что переписчики просто выкинули (так было принято) соответствующие отрывки, как не очень интересные, лично для них.

Книга Поло могла подвигнуть европейских купцов буквально на перегонки броситься в Поднебесную Империю, описанную как место, где предметы роскоши можно скупить за бесценок. Однако этого не произошло. Под натиском новых завоевателей – арабов и турок-османов – были перекрыты торговые пути из Европы на Восток, вскоре рухнули империя монголов и Индия.  Экономические и любые иные отношения между Европой и Китаем оказались отброшенными на сотни лет назад, ибо теперь необходимо было искать новый морской путь в «Страну шелка и фарфора» – вокруг Африки, в обход большей части Азии.

Джорж Стойчевич для ChinaPRO

  Обсудить в форуме


ДРУГИЕ СТАТЬИ НОМЕРА

  Кантонская выставка - в ожидании перспектив...
  Китайский стандарт
  В Китае ускоряют шаги по созданию фирменной продукции
  Китайские товары на российском рынке: победы под чужим флагом
  Юань жэньминьби
  Китай встал на дорогу к статусу великой державы, не имея карты
  Чай – самый китайский продукт на российском рынке
  Кому по вкусу китайские «баранки»
  Китайцы на российском Дальнем Востоке: бизнес и страхи


Опрос месяца
Китайские производители формируют новую экономическую среду для мирового сообщества.

Да

76.9%

Нет

23.1%

Всего ответили: 1160

Китайская мудрость
Все уходит, как эти воды, всякий день и всякую ночь.
Конфуцианские изречения
Реклама
Курсы валют
Данные ЦБ РФ на сегодня
1 RUB = 0,301 CNY
1 CNY = 3,328 RUB

1 RUB = 0,040 USD
1 USD = 24,981 RUB

1 RUB = 0,028 EUR
1 EUR = 35,284 RUB

Конвертер валют

 

Конкурс "Весь Китай"
Стань лучшим автором
статьи о Китае
И ВЫИГРАЙ ПРИЗ!
подробнее

Просто важно
  • - Посольство РФ в Китае
  • - ИТАР - ТАСС
  • - РИА Новости
  • - Интерфакс
  • - Мир Перевода

Подписка
Ваше имя:

Ваш e-mail:



Погода
В России
День: 0?С, ночь: -2?С, облачно, небольшой снег

В Китае

День: +5?С, ночь: -5?С, ясно
Восточный портал: культура и искусство Китая, Японии и Кореи
НОВАЯ ПОЛИТИКА