Китай  Выставки в Китае  Производство Китая  Экономика Китая  История Китая  Китайская Кухня  Туры в Китай   |  В избранное  |  Сделать стартовой

Сегодня: Понедельник, 2 июня, 1:09

Деловой журнал "ChinaPRO" - Весь Китай # 8 (17) от 01.09.2006 г.

Архив
 
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА

Олимпийские страсти в маркетинговых войнах

Похоже, что в Китае олимпий ский девиз «Быстрее, вы ше, сильнее!» сейчас звучит не только в рамках подго товки к пекинской Олимпиаде-2008, но и как девиз китайских компаний, соревнующихся с запад ными компаниями за долю рынка. В борьбе участвуют тяжеловесы Запада и Востока. Иностранцам приходится нелегко.


МНЕНИЕ ПРАКТИКА

В поисках слабого звена

В любом деле для профессио нала не сущест вует мелочей. И при работе с Китаем эта ак сиома приобре тает все боль шую актуальность. Любая мелочь может оказаться причиной провала тщательно подготавливаемой сдел ки – и чем длиннее оборот сделки,


АНОНС
Доставка из Китая. Профессионально и надежно.
Китай - Фотогалерея

Выставки в Китае

Китай - общие сведения
Китай - право и законы
Экономика Китая
Промышленность Китая
Культура Китая
Стратагемы
Карта Китая (КНР)
Китай - год 2006-й
Сайты Китая




ИСТОРИЯ

Русско-китайские отношения: века деполитизированной экономики

По-хорошему, о том, что в Китае тоже люди живут, а не выделывающие шелк призраки европейцы узнали в начале 14 века – благодаря «Книге о разнообразии мира» венецианского купца Марко Поло. Не проще было и нашим соотечественникам – между центром Московии и границами Поднебесной Империи – лежали тысячи верст непроходимого сибирского леса. Но ничто так не поощряет к путешествиям, как стремление заработать…

Русским Марко Поло, если так можно выразиться, следует считать купца Афанасия Никитина, добравшегося до Индии и описавшего свою длившуюся несколько лет «командировку» в книге «Хождение за три моря» (1472 г.). Так что первые сведения о Китае были сугубо практические: страна называется «Хатай», доехать туда реально посуху через Индию за шесть месяцев, и морем – за четыре, дешево можно купить шелк, а особенно, фарфор – вообще продают на вес. Чем не инструкция к действую для того, кого сейчас мы называем «челноком», а наши предки величали «торговым гостем»?

Проявил интерес к Китаю и Иван Грозный – прибывавшие в Архангельск английские купцы интересовались: нельзя ли, огибая северные оконечности России, приплыть в Китай? Иван Васильевич быстро англичан пообрезал, зато посулил большую награду тому из своих мореходов, кто сможет претворить этот план в жизнь.

Между тем прибыли получаемые европейскими купцами от торговли с Китаем (в том числе транзитной через российские земли) не давали покоя прадедам современных отечественных бизнесменов. В результате, не смотря на начавшуюся в начале 16 века в центральной и западной части России гражданскую войну («Смутное время» - Лжедмитрий и т.п.), видимо, даже без разрешения свыше (представляете, какое мужество понадобилось томскому воеводе для такого поступка?!)  из Томска в Китай было направлено посольство из 11 человек во главе с казаком Иваном Петлиным с целью, во-первых, попробовать договориться о том, что через территорию Московского Царства китайские товары будут возить только русские купцы; во-вторых, узнать о том, что можно продать в Китай и что можно в Китае купить. Ну и в самую последнюю очередь установить дипломатические отношения. Раз без них не ладится торговля.

Путь до Пекина, куда казаки прибыли 1 сентября 1618 года, занял три месяца и 22 дня. Не долго думая, местные чиновники приняли приезд русских послов за выражение верноподданических чувств императору и очень удивились узнав, что ни подарков Сыну Неба, ни грамот от своего государя послы не имели. Более того, они даже не пожелали стоя на коленях перед императором стукаться несколько раз лбом об пол. Так что до высочайшей аудиенции их не допустили, ничего реального не пообещали, ограничившись грамотой более всего похожей на отписку. Посольство вернулось в Томск с неутешительными вестями: российские товары были в Китае абсолютно не нужны – все необходимое производилось на территории империи. Про Китай мигом забыли на несколько десятилетий.

Лишь в 1654 году уже из Москвы отправилось новое посольство во главе с боярским сыном Федором Байковым – основной задачей опять же было «исследование рынка». Увы, Китай по-прежнему не нуждался в том, что могли предложить русские, хотя уже весьма активно торговал с европейскими странами, опять же во многом «в одни ворота» – вывозились шелк., фарфор, чай, ввозить пока откровенно было нечего… Кстати, Байков привез в качестве подарка царю Алексею 16 килограммов чая – пить его не умели (хотя слышали о нем от европейцев) и диковинка почти сгнила в кремлевских погребах.

Пришлось в 1672 году посылать следующее посольство под руководством выходца из Румынии Николая Милеску (Спафария) – образованного и хорошо знавшего латынь (это дало бы возможность общаться с посещавшими Китай европейцами) профессионального дипломата. Теперь речь шла об установлении дипломатических отношений, о приглашении в Москву китайского посольства, о покупке разных диковинок, установлении твердых цен на закупаемые и продаваемые товары. И опять  посольство закончилось ничем из-за отказа русских выполнить унизительные для них тонкости китайского придворного этикета.

Петр Первый поступил проще: с его легкой руки дело налаживания отношений с Китаем было передано в ловкие частные купеческие руки. Год за годом, шаг за шагом подбирались русские купцы к границам Поднебесной империи. Первое время занимались скупкой у местного населения пушнины, разведкой месторождений полезных ископаемых (отличились тут заводчики Демидовы, имевшие целый штат геологов, и Строгановы), китайские же товары закупали… у голландцев и англичан транзитом через европейские порты, что увеличивало стоимость товаров в несколько раз. Ассортимент был относительно прост – шелк, фарфор и чай. Все – предметы роскоши, так как более дешевые сорта шелка к тому времени уже широко производили в других странах, фарфор (гораздо менее качественный) выпускали во многих городах Европы (Ближе всего по качеству к китайскому стоял до сих пор один из лучших в мире майссенский), а вскоре стали делать на Ломоносовском заводе под Питером. Забегая вперед, отметим, что в 19 столетии шотландец Джеймс Тейлор засадил китайским чаем британскую колонию – остров Цейлон, лишив тем самым Поднебесную монополии на последний свой традиционный товар.

Так что в 18-19 столетия словосочетание «товары китайского производства» обозначало нечто исключительно престижное, особенное и дорогое…

К середине 18 века русские купцы добрались-таки до Китая и наладили поставку этих самых «предметов роскоши» непосредственно напрямую. Путь занимал месяцы – на подводах, по рекам, в стужу, дождь и зной. И все-таки был налажен – к 80-м годам монополия европейских купцов на поставку в Россию китайских товаров сошла на нет, а к началу 19 века не просто была полностью уничтожена, русские купцы стали теснить своих европейских коллег и задумываться о поставках китайских товаров в страны центральной Европы. Время от времени это удавалось, не смотря на страшнейшую конкуренцию со стороны англичан и голландцев.   Самый блистательный пример – Перловы, поставлявшие китайский чай ко двору австрийских императоров.

Необходимо также учитывать то, что продвижению русских купцов в Европу многое мешало. Если на своей территории они были защищены таможенным законодательством (древняя идея запрета на транзит китайских товаров через Россию иностранными подданными стала его основой), то в европейских странах царское правительство не спешило оказывать свою подданным поддержку, а англичане и голландцы, во-первых, были на этих рынках уже примерно двести лет. Во-вторых, всячески оберегались своими правительствами. Например, половина экспедиций знаменитого адмирала Нельсона не столько были направлены против Наполеона, сколько обеспечивали спокойное плавание английскому торговому флоту в том числе в Китай.

С развитием в 19-м столетии железнодорожных путей русские решили использовать их для доставки китайских товаров вместо водного и речного транспорта и таким образом переиграть не имевших сухопутного пути в Китай европейских предпринимателей. Одной из самых насущных проблем сделалось прокладывание в Китай сразу нескольких железнодорожных линий – это смогло бы сильно увеличить товарооборот между обеими странами. К тому времени Китай уже был заинтересован во многих российских товарах – металле, оборудовании, дешевых тканях.

Одно из частей этого грандиозного плана стало строительство Китайской Восточной Железной Дороги со своеобразной столицей в Харбине (1897-1903) финансировавшееся как из российской казны, так и за счет заинтересованных в торговле с Китаем частных инвесторов. К сожалению, после революции 1917 года на смену экономическим интересам пришли чисто политические. О каком развитии железнодорожного сообщения было говорить, когда несколько десятилетий все отношения между нашими странами были прерваны и возобновились всего чуть больше десяти лет назад, как легко догадаться, по экономическим причинам.

Специально для ChinaPRO, Алёна Анзель.

  Обсудить в форуме


ДРУГИЕ СТАТЬИ НОМЕРА

  Деньги – товар – деньги – репутация…
  Бизнес в двух направлениях
  Стандартная затея
  Китайская одежда на российском рынке: от тряпки до подлинной «Channel»
  Китайцы идут в Россию
  Нефтянной форум - новые рубежи сотрудничества
  Китайцы колонизируют русских
  Современное понятие и источники семейного права КНР
  Education а-ля Chinese


Опрос месяца
Пойдет ли правительство КНР на полную отмену возврата НДС экспортерам?

Да, иначе темпы роста экспорта выйдут из-под контроля

72.4%

Нет, это слишком опасно

27.6%

Всего ответили: 410

Китайская мудрость
Любимец деревни - враг добродетели.
Конфуцианские изречения
Реклама
Курсы валют
Данные ЦБ РФ на сегодня
1 RUB = 0,301 CNY
1 CNY = 3,328 RUB

1 RUB = 0,040 USD
1 USD = 24,981 RUB

1 RUB = 0,028 EUR
1 EUR = 35,284 RUB

Конвертер валют

 

Конкурс "Весь Китай"
Стань лучшим автором
статьи о Китае
И ВЫИГРАЙ ПРИЗ!
подробнее

Просто важно
  • - Посольство РФ в Китае
  • - ИТАР - ТАСС
  • - РИА Новости
  • - Интерфакс
  • - Мир Перевода

Подписка
Ваше имя:

Ваш e-mail:



Погода
В России
День: 0?С, ночь: -2?С, облачно, небольшой снег

В Китае

День: +5?С, ночь: -5?С, ясно
Восточный портал: культура и искусство Китая, Японии и Кореи
НОВАЯ ПОЛИТИКА