|
||||||||
|
||||||||
Деловой журнал "ChinaPRO" - Весь Китай # 6 (15) от 01.07.2006 г. |
Архив | Поиск | Реклама | Авторам | О журнале | Форум | ||
25.06.08 / 22:17
25.06.08 / 18:33
25.06.08 / 09:14
09.06.08 / 10:01
09.06.08 / 09:33
08.06.08 / 06:26
24.05.08 / 11:59
24.05.08 / 09:54
12.05.08 / 14:13
Олимпийские страсти в маркетинговых войнахПохоже, что в Китае олимпий ский девиз «Быстрее, вы ше, сильнее!» сейчас звучит не только в рамках подго товки к пекинской Олимпиаде-2008, но и как девиз китайских компаний, соревнующихся с запад ными компаниями за долю рынка. В борьбе участвуют тяжеловесы Запада и Востока. Иностранцам приходится нелегко.
В поисках слабого звенаВ любом деле для профессио нала не сущест вует мелочей. И при работе с Китаем эта ак сиома приобре тает все боль шую актуальность. Любая мелочь может оказаться причиной провала тщательно подготавливаемой сдел ки – и чем длиннее оборот сделки,
туры виза в Китай гостиницы билеты переводчики посольство
|
Общественная организация – семья – в Китае считалась и считается основополагающей. Однако государство вмешивалось в эту сферу общественных отношений, но только при совершении преступлений членами семьи или против членов семьи (сыновья непочтительность, кровосмешение, прелюбодеяние со стороны жены, убийство и т.п.). Традиционно брак и семья расценивались как частное дело, брачно-семейные отношения не подвергались правовой регламентации. На стабильность в семье оказывали воздействие правильное распределение властных полномочий, надлежащее выполнение каждым членом семьи определенных функций. Общественные отношения в семье отличались самоорганизованностью, самоуправляемостью и саморегуляцией. Проявление семейного уклада в Китае наблюдалось во всем. Общество представлялось как некая огромная семья, на правителя смотрели как на общего отца народа-семьи. Поднебесная – единая большая семья. Ритуально-этические нормы являлись основой официально поддерживаемого способа регулирования общественных отношений. Основу гармонии и порядка в обществе составлял, по Конфуцию, дисциплинированный человек в иерархии семейных отношений, где царила сыновья почтительность и почитание старших. Мораль и нравственность были основой отношений в семье и государстве, базировавшихся на трех главных принципах: подчинения сына отцу, народа – правителю, женщины – мужчине. Китайское общество прошло в своем развитии все известные человечеству этапы цивилизации. По мере развития общественных отношений изменялись и формы семьи. В доисторические времена, когда человек не выделялся из животного мира, сообщества людей были организованы также как у высокоразвитых млекопитающих сегодня. На заре становления человеческой цивилизации семья приобрела форму общины, члены которой были связаны родством (кровнородственная семья), браки заключались между родственниками одного поколения. В эпоху прогосударства родство считалось по материнской линии, семья имела матриархальный характер, совершались богатые и торжественные жертвоприношения в честь предков-женщин и предков-мужчин. В поздний период древнекитайского государства утверждается патриархат с господством мужа над женой и детьми, с запретом на браки лиц, принадлежащих к одному роду. Патриархальная семья, зародившись в древности, просуществовала до наших дней (середины ХХ в.). Современное представление о семье, как малой социальной группе, сложилось лишь в прошлом столетии. Китайскому обществу известны следующие формы семьи: клановая, матриархальная, патриархальная, нуклеарная. В современном Китае появилась еще одна форма – неполная семья. Памятники китайского писаного права содержали отдельные нормы, регламентирующие семейные правоотношения. Уголовные установления Тан с разъяснениями (Тан люй шу и), Законы Великой династии Мин со сводным комментарием и приложением постановлений (Да Мин люй цзи цзе фу ли), Свод законов Цинской империи («Да Цин хуэй дянь») включали правила, регулирующие отношения брака и семьи. Наиболее детальному регулированию брачно-семейные отношения подверглись после революционных преобразований в начале ХХ в. Гражданский кодекс Китайской республики 1929 г., принятый в период гоминдановского правления и действовавший до образования в 1949 г. народной республики, закреплял патриархальную форму семьи, содержал не только легальную дефиницию семьи (дома), но и другие нормы, регулирующие неимущественные отношения между членами семьи (дома). Семьей (домом) признавался круг родственников, живущих вместе с целью постоянной совместной жизни. К числу родственников были отнесены и лица, состоявшие в иных семейных отношениях, таких как брачные отношения и отношения свойства. В доме (семье) имелся глава, который избирался из группы родственников. Если же избрания не происходило, то главой признавался самый старший по степени родства. В число обязанностей главы дома (семьи) входило управление делами дома. Часть дел глава дома мог поручить другим членам семьи. Предполагалось избрание Совета родственников в составе пяти членов. Члены дома, достигшие совершеннолетия или вступившие в брак могли просить об отделении от дома. При наличии уважительных причин глава дома мог предложить совершеннолетнему или вступившему в брак члену семьи отделиться от дома. Законодательство демократического китайского государства о браке и семье не содержит определений семьи. Закон КНР о браке 1950 г. первым отказался от легального определения семьи, ему последовал закон 1980 г. В настоящее время в обществе наиболее распространенной формой семьи является нуклеарная. Наблюдается сдвиг от патрилинейности к билинейности семейных и родственных отношений. Третья глава «Семейные отношения» Закона КНР «О браке» перечисляет субъектов семейных правоотношений. Это супруги, родители и дети. Распространяются нормы названного нормативно-правового акта на братьев и сестер, дедушек и бабушек как по материнской, так и по отцовской линии; внуков, приемных родителей - приемных детей, отчима и мачехи – пасынка и падчерицы. Абсолютно бесспорным является утверждение, что брак - центральный институт семейного права имеет основополагающее значение для возникновения не только правоотношений супружества, но и иных правоотношений, складывающихся между членами семьи. Китайские обычаи и традиции запрещают китайцам безбрачие. Общие результаты последней переписи показывают, что семейное население составляет 94,67 % от общей численности населения Китая. К семейному населению относят 1198,39 млн. человек, всего насчитывают 348,37 млн. семей. В среднем на каждую семью приходится 3,44 человека, в основном это небольшие семьи из двух поколений – родителей и несовершеннолетних детей. Брак, как учреждение общественное, до возникновения государства и права находился в ведении обычаев, традиций, религии, морали и нравственности. Китайским законодательством закреплена наиболее распространенная доктринальная концепция брака – договорная. В Законе КНР «О браке» говорится именно о соглашении между лицами, сочетающимися узами брака. А вообще, нет однозначной точки зрения на правовую природу брака ни в зарубежных законодательных актах, ни в правовой доктрине - брак определяется как брак-договор, брак-статус или брак-партнерство. Китайскому обществу известно четыре формы брака: - групповой брак; - многомужество (полиандрия); - многоженство (полигамия); - единобрачие (моногамия). Однако эти формы брака невозможно расположить в определенной исторической (хронологической) последовательности. Они сосуществовали одновременно в разные эпохи. И в настоящее время, хотя законодательством закреплена единственно возможная форма брака – единобрачие (моногамия), вместе с тем, распространены и иные формы брака. Так, в Тибетском автономном районе до сих пор существует многомужество и многоженство. По оценкам китайских и зарубежных ученых в 40 – 50 гг. ХХ в. на востоке Тибета семьи многомужества занимали 15 процентов, а на севере – 50 процентов. По выборочным обследованиям, проводимым в конце 80-х годов прошлого века, «3 процента из женатых и замужних в возрасте свыше 15 лет занимают те, у которых имеется два или еще больше жен и мужей, а среди них многомужество занимает 88,1 процента», «многомужество занимает 5,15 процента замужних возраста свыше 15 лет, а в группе 15 – 29 лет оно превышает 8 процентов». Такая ситуация сложилась исторически, в связи с распространением на Тибете ламаизма, одного из ответвлений буддизма. Проживающие в тибетских монастырях ламы-желтошапочники не женятся. Расположены на Тибете и многочисленные женские монастыри. Брак по китайскому законодательству – не только свободный или добровольный, но и равноправный или взаимный союз мужчины и женщины. Китайское законодательство признает лишь разнополые браки. Свобода (добровольность) и равные права (взаимность) мужчины и женщины, вступающих в брак – первое условие для заключения брака. Такое условие заключения брака впервые было введено Законом «О браке» 1950 г. Закреплено это условие и в действующем законодательстве, в Законе «О браке» 1981 г. в редакции 2001 г. Свобода означает, что желание на вступление брак формируется вне зависимости от чьего-либо влияния, представляя собой самостоятельно осознанную готовность сочетания узами брака и создания семьи. Понуждение к заключению брака может исходить как от одного из вступающих в брак, так и от родственников и других лиц. Причем вмешательство в свободу брака может быть в форме физического и психического насилия. На протяжении веков браки в Китае заключались по соглашению между семьями, как правило, отцами брачующихся. «Родители имеют полную власть утверждать брачную связь, не разбирая возраста; даже иногда по дружеским связям условливаются в этом до рождения жениха и невесты». Сегодня УК КНР вмешательство в свободу брака рассматривает в качества преступления (ст.257). Взаимность (равные права) мужчины и женщины на вступление в брак также является нововведением демократического государства, хотя отдельные положения, уравнивающие в правах мужчин и женщин, разрабатывались и в период Тайпинского восстания (1850 – 1864 г.г.), и позже - после Синьхайской революции 1911 г. Однако до середины ХХ в. положение женщины было абсолютно бесправным. В старом полуколониальном, полуфеодальном Китае женщины были низведены на самую низшую в обществе ступень. В отношении женщин тысячелетиями длившийся гнет патриархальной системы феодализма был особенно тяжек и пагубен. Во всем – будь то политика, экономика, культура, социальные или семейные вопросы – женщина не была равна мужчине. Ее согласие не считалось обязательным при заключении брака. В период брака и при его расторжении она не обладала ни правами на воспитание детей, ни правами на владение имуществом его наследования; овдовев, не была вправе вступить в новый брак. Она не имела в обществе самостоятельного статуса, всецело завися от воли отца, по выходу замуж – от воли мужа, а в случае его смерти – от воли старшего сына. Вторым условием заключения брака считается достижение брачного возраста лицами, вступающими в брак. В соответствии со статьей 6 Закона «О браке» в КНР нет единого брачного возраста для обоих полов. Для мужчин брачный возраст – 22 года, для женщин – 20 лет. Государственная политика направлена на поздние браки. Наблюдается тенденция повышения брачного возраста за последнее время. Закон «О браке» 1950 г. устанавливал брачный возраст для мужчин – 20 лет, для женщин – 18 лет. Средний возраст первого брака служит, как правило, одним из показателей социального, экономического и культурного состояния того или иного народа. Повышение возраста на вступление в брак характерно для развитых стран по мере социального прогресса, поскольку повышается благосостояние общества, растет жизненный уровень и продолжительность жизни отдельных граждан. Китай является многонациональным государством, насчитывающим в своем составе 56 национальностей: китайцы (ханьцы) составляют 91,59 % населения, национальные меньшинства – 8,41 %. Более низкие пределы брачного возраста установлены государством для национальных меньшинств, проживающих на автономных территориях, брачный возраст для мужчин – 20 лет, для женщин – 18 лет (например, на Тибете). Политика государства направлена на увеличение численности населения некитайских национальностей, для этой категории граждан определена также и иная демографическая политика. Да и средняя продолжительность жизни у этих народностей ниже, чем в целом по Китаю. Истории Китая известны периоды существования не только низкого начального, но и установления предельного брачного возраста. По Кодексу Цинской империи (1644-1911 г.г.) молодой человек мог жениться между 16 и 30 годами, девушка выходила замуж между 14 и 20 годами («Бракосочетание мужчин и женщин» (Ли Цзи)). На рубеже ХХ в. брачный возраст для девушек на юге Китая составлял 15, на Севере – 16-17 лет. В деревнях женщина, не вышедшая до 27 лет замуж, считалась «старой девой» и уже не могла рассчитывать на законное замужество. Народная китайская поговорка гласит: «Не бери старого верблюда и старой жены». Однако не встречаются в источниках китайского семейного права установления, известные русскому праву на запрет брака при наличии большой разницы в возрасте брачующихся. Допускает действующее законодательство снижение брачного возраста при рождении ребенка, при этом необходимо получить согласие законного представителя несовершеннолетнего лица. Нарушение условий заключения брака (отсутствие добровольности и взаимного согласия лиц, вступающих в брак, недостижение брачного возраста) влечет его недействительность. Наряду с условиями, необходимыми для заключения брака закон называет обстоятельства, запрещающие брак. Первым, препятствующим браку обстоятельством, названо наличие другого зарегистрированного брака. Закон о браке запрещает двоеженство (ст. 10). Такое положение соответствует принципу моногамии. Нарушение данного принципа влечет наступление уголовной ответственности для недобросовестной стороны, а брак признается недействительным. В отношении ранее зарегистрированного брака нарушение принципа моногамии является основанием для его расторжения (ст. 32 Закона КНР «О браке»). Следующим условием недействительности брака является состояние в кровнородственных отношениях жениха и невесты. Седьмая статья Закона о браке устанавливает запрет на заключение брака между родственниками по прямой линии и тремя поколениями родственников (третьей степени родства) боковой линии родства. Следует отметить, что современное законодательство делает послабление в запретах на кровосмесительные браки. Истории института брака в Китае известны запреты на заключение брака однофамильцами. «Два дома однофамильные, то есть имеющие одно прозвание, не могут вступать в брачные связи, хотя бы они выше ста колен не имели никакого родства между собой». Закон о браке 1950 г. запрещал браки между лицами, состоящими в родстве до пятого поколения. Исключения могли устанавливаться для национальных меньшинств правительствами автономных территорий. Третье обстоятельство, выделенное китайским законодательством в качестве препятствия для заключения брака – наличие заболевания. Перечень болезней, являющихся препятствиями для заключения брака, определяется нормативно. Заболевания связаны не только с психическими расстройствами здоровья, но и с физическими недугами. Поправки 2001 г., внесенные в Закон «О браке» 1981 г., предусматривают медицинское обследование лиц, вступающих в брак, на добровольной основе. Если же одна из сторон - иностранный гражданин или лицо без гражданства, то предоставление справки о добрачном медицинском освидетельствовании, выданной поликлиникой, назначенной органами регистрации брака, обязательно. Когда лицо при заключении брака скрыло наличие определенного заболевания (хронического, венерического и т.п.), то это является основанием для аннулирования брака. Данные ограничения направлены на защиту прав и законных интересов добросовестного супруга и возможного потомства, так как заболевания, при наличии которых брак признается недействительным, являются наследственными. Следует отметить, что исходя из смысла ст. 7 Закона «О браке» наличие заболевания не является абсолютным препятствием для заключения брака, как указанные ранее обстоятельства: наличие другого зарегистрированного брака или состояние в родстве, которые влекут ничтожность брачного союза независимо от воли лиц его заключивших. Аннулирование брака при сокрытии одним из супругов болезни производится по заявлению другого супруга. Необходимо отметить, что наличие заболевания, как препятствия к заключению брака, имеет давнюю историю. В Старом Китае браки заключались в форме купли-продажи женщины, при чем договор обязательно облекался в письменную форму, и одним из условий, наряду с указанием имени невесты, ее возраста, суммы, получаемой ее семьей, было указание о наличии каких-либо серьезных заболеваний. Сокрытие такого обстоятельство являлось основанием для расторжения брака, как исполненного с нарушением оговоренных условий. В ст. 10 Закона «О браке» установлен порядок признания брака недействительным (аннулирование), с заявлением можно обратиться либо в учреждение, производившее государственную регистрацию брака, либо в народный суд. В этой же статье отмечено, что брак, заключенный с нарушением необходимых условий или при наличии обстоятельств, препятствующих его заключению, не порождает супружеских правоотношений. Дети, рожденные в недействительном браке, уравниваются в правах с детьми, рожденными в законном браке (ст. 12 Закона КНР «О браке»). Судьба имущества, нажитого в период существования недействительного брака, определяется лицами, его заключившими, на основании соглашения. При невозможности достижения соглашения спор выносится на рассмотрение народного суда. При разрешении дела в судебном порядке учитывается добросовестность лиц, заключивших недействительный брак. Приоритетное значение имеет защита прав и законных интересов той стороны, которая не знала и не могла знать о нарушении условий или наличии обстоятельств, препятствующих заключению брака (ст. 12 Закона КНР «О браке»). Кроме понятия недействительного брака, законодатель применяет аннулирование брака. Прекращение брачных отношений возможно либо в связи со смертью одного из супругов, либо в результате расторжения брака (развода). Прекращения брака в связи со смертью одного из супругов предполагает получение сертификата в учреждении, где проходила регистрация заключения брака. Не устанавливает действующее законодательство обязательность ношения траура, традиционно существовавшее в Китае. Свод законов маньчжурской династии Цин обязывал ношение траура жене по мужу в течение 27 месяцев, такой траур назывался «трехлетним глубочайшим». Муж по жене носил «годичный глубокий» траур. Ношение траура предполагало отказ от мяса и вина, участия в пиршествах или иных увеселительных мероприятиях, совершения другого брака. Мужчине в трауре не разрешалось брить голову. В феодальном Китае женщине, похоронившей мужа, запрещалось повторно вступать в брак. В Законе КНР «О браке» содержится глава 4 «Развод», включающая в себя 12 статей (ст. 31 – ст. 42). В этой главе Закона КНР «О браке» урегулирован порядок расторжения брака; названы основания для развода; указаны обстоятельства, препятствующие прекращению брака при отсутствии согласия одной из сторон; определен круг вопросов, решаемых бракоразводным процессом. Если раньше прекращение брачных отношений при жизни супругов в китайском обществе считалось чем-то позорным и предосудительным, то в настоящее время к разводу у китайцев спокойное отношение. Ежегодно в брак вступает примерно 9 млн. пар, более 1 млн. пар брак расторгает, и около 40 %, обратившихся за разводами в народные суды, получают отказ. Внесудебный порядок расторжения брака установлен для случаев, когда имеется обоюдное согласие супругов, нет спора по поводу имущества, нажитого в период брака, и решен вопрос о воспитании и содержании детей (ст. 31 Закона КНР «О браке»). Возможен судебный порядок расторжения брака. Ст. 32 Закона КНР «О браке» дает примерный перечень обстоятельств, при наличии которых допускается обращение в народный суд с требованием о разводе. К их числу относятся: - двоеженство или сожительство с другим лицом; - плохое обращение с членами семьи; - увлечение азартными играми, злоупотребление алкогольными напитками или наркотическими средствами; - отдельное проживание в течение полных двух лет; - другие ситуации. К другим ситуациям, вероятно, относятся случаи невозможного совместного проживания супругов. По Танскому законодательству, расторжение брака допускалось при наличии следующих оснований: бесплодие, прелюбодеяние жены, непочтение к родителям мужа, воровство, ревность, «дурные болезни», порочная болтливость. С требованием о разводе мог обратиться только мужчина. Позже, по Цинскому уложению, женщина на усмотрение местных властей могла получить разрешение на прекращение брака при отсутствии мужа более трех лет в месте совместного жительства, и ей дозволялось повторно вступить в брак. Жена, сбежавшая из дома, подвергалась телесному наказанию, муж имел право продать ее, а если, сбежав, она выходила замуж, то подвергалась смертной казни. Цинское уложение – первый нормативный акт, допускавший развод по взаимному согласию супругов. По Гражданскому кодексу Китайской Республики 1929 г., основанием для расторжения брака по заявлению мужа могло служить дурное обращение жены с родственниками мужа по восходящей прямой линии (п. 4 ст. 1051). По китайской статистике 60 % разводов обусловлены насилием в семье. Насилие имеет место в отношении более слабых членов семьи - женщин, детей и стариков. Не допускается расторжение брака по требованию жены в период прохождения мужем военной службы (ст. 33 Закона КНР «О браке»). В ст. 34 Закона КНР «О браке» установлено ограничение права мужа на расторжение брака в период беременности жены и в течение шести месяцев после рождения ребенка. Если же возражений со стороны супруги нет, то развод возможен. В случае судебного порядка расторжения брака необходимо также обратиться в регистрационное учреждение за получением сертификата о разводе. При расторжении брака супругам необходимо достичь соглашения по вопросам воспитания и содержания несовершеннолетних детей. Если невозможно прийти к согласию, то споры разрешаются народным судом. Расторжение брака не влияет на правоотношения между родителями и детьми. Вне зависимости от того, с кем из родителей будет проживать несовершеннолетний ребенок, юридическая связь с другим родителем не утрачивается. Оба родителями имеют права на общение с ребенком, исполняют обязанности по его воспитанию и содержанию, несут ответственность за его неправомерное поведение. Однако такое положение существовало в Китае не всегда. Традиционно местожительство несовершеннолетних детей определялось местожительством отца, после развода родителей несовершеннолетние дети оставались с отцом. Вместе с тем, допускались, в порядке исключения, соглашения об установлении местожительства несовершеннолетних детей по местожительству матери. Нет в законе норм, позволяющих учитывать мнение ребенка при решении вопроса о том, с кем из родителей он будет проживать. При расторжении брака рассматриваются споры, связанные с разделом имущества, нажитого в период совместной жизни. При разрешении вопросов по разделу супружеской собственности принимается во внимание добросовестность каждого из супругов в период брака. Если жена не работала, ухаживала за старшими членами семьи, заботилась о детях, помогала мужу в бизнесе, создавала необходимые условия, ограждала от обязанностей по дому – она имеет право на часть имущества, а если развод произошел по вине мужа - и на определенную компенсацию (ст. 40 Закона КНР «О браке»). При расторжении брака супруги не только делят совместно нажитое имущество, но и оплачивают сообща долги кредиторов, возникшие в период брака. В случае недостаточности общего имущества для удовлетворения заявленных требований, долги исполняются за счет личного имущества каждого из супругов на основе заключенного ими соглашения; при невозможности достижения договоренности, спор разрешается народным судом (ст. 41 Закона КНР «О браке»). Есть в законе специальная норма (ст. 42 Закона КНР «О браке»), обязывающая оказать посильную помощь нуждающейся стороне в предоставлении жилья. Косарева Ирина Александровна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права юридического факультета Хабаровской государственной академии экономики и права. Источники: 1. Почагина О.В. Новая редакция закона КНР о браке. // Проблемы Дальнего Востока, 2003, № 3. ДРУГИЕ СТАТЬИ НОМЕРА Чтобы не опоздать, не нужно спешить… |
Пойдет ли правительство КНР на полную отмену возврата НДС экспортерам?
Всего ответили: 630
Война - это великое дело государства, основа жизни и смерти, Путь к выживанию или гибели. Это нужно тщательно взвесить и обдумать.
Сунь Цзы
Стань лучшим автором
статьи о Китае И ВЫИГРАЙ ПРИЗ!
доставка грузов Китай карго перевозки авиадоставка
|
|
©Деловой журнал "ChinaPRO", 2005-2008.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-22970, от 20.01.2006 г. ©Любое копирование, тиражирование, распространение либо иное использование информации со страниц журнала "ChinaPRO" возможно только со ссылкой на www.ChinaPRO.ru Для электронных СМИ и сайтов - гиперссылка. поставки товары оборудование оптом из Китая доставка перевозки цены туры цемент заводы двери Китай Россия грузы промышленность производители производство выставки мебель Шанхай одежда обувь Гуанчжоу авиадоставка Журнал "ChinaPRO" - Китай, поставки из Китая, Пекин, Шанхай, туры в Китай, отдых в Китае. Автор и руководитель проекта - - консультации по вопросам работы с Китаем +86 13925054746 Оптимизация сайта, продвижение, раскрутка: SEO-группа "Атлант" |
|