Китай  Выставки в Китае  Производство Китая  Экономика Китая  История Китая  Китайская Кухня  Туры в Китай   |  В избранное  |  Сделать стартовой

Сегодня: Воскресенье, 6 апреля, 3:32

Деловой журнал "ChinaPRO" - Весь Китай # 5 (14) от 01.06.2006 г.

Архив
 
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА

Прямо на Восток

С позиции маркетолога, Китай сегодня – это, прежде всего, огром- ный рынок сбыта. Многие западные ком- пании уже давно приняли решение выйти на китайский рынок. Часто этот выход был связан с крайне неудачными последствиями для компании. Но ошибки – это тема отдельного разговора. А сегодня мы остановимся на проблемных моментах, с которыми может столкнуться компания при выходе на рынок Китая,


МНЕНИЕ ПРАКТИКА

Логистика по-русски и по-китайски

Ведение рос сийско-китай- ского бизнеса в сфере пере- возок часто не вписывается в термин «логис тика», который связан с такими понятиями как управляемость, контроль, пос ледовательность. Где же оказы ваются эти понятия, когда дело касается конкретных практических шагов?


АНОНС
Доставка из Китая. Профессионально и надежно.
Китай - Фотогалерея

Выставки в Китае

Китай - общие сведения
Китай - право и законы
Экономика Китая
Промышленность Китая
Культура Китая
Стратагемы
Карта Китая (КНР)
Китай - год 2006-й
Сайты Китая





ПРАВО

Особенности возникновения и развития государства и права Китая

Страны Древнего Востока (Древний Египет, Древний Шумер и Вавилон, Древняя Индия, Древний Китай) внесли большой вклад в развитие мировой цивилизации, заложив основы культурных ценностей, в том числе и права, которые впоследствии стали достоянием всего человечества.

На территории современного Китая первым оседлым поселением считается зона бассейна Хуанхэ, первой политической структурой названо прогосударство Шан, образовавшееся в XVIII в. до н.э. . Становление государственности в Древнем Китае (государство Шан (Инь), государство Чжоу, государство Цинь, государство Хань ) сопровождалось возникновением права, которое на первой ступени своего развития было обычным . Основным источником древнекитайского права признавались нормы морали и нравственности, обычаи. Религиозное начало (даосизм) в Китае было слабым. Позже, по мере развития государства появляется другая форма права – закон. Первыми источниками китайского писанного права считают иньские «книги со сводами законов» и «правила ведения судебных дел» . В Х в. до н.э. чжоуский правитель Му-ван разработал Уложение о наказаниях, насчитывавший 3000 статей и представлявший собой закрепление норм обычного права . К сожалению, первые источники китайского писанного права не дошли до нас. Более поздними писанными законами считают законы на бронзовых сосудах Чжэньского сановника Цзы Чаня и «бамбуковые законы» Дэн Синя . В VI – V в. до н.э. (государство Чжоу) стало государственным институтом конфуцианство, заложившее этические и ритуально-церемониальные нормативы с ориентацией на общепризнанную мудрость древних . Конфуций (Кун-цзы) отрицал эффективность закона в качестве средства поддержания порядка в обществе, отводя основное место ритуалу (ли). Великий философ трактовал государство как большую семью, власть императора уподоблялась им власти отца, а отношения в обществе и государстве – семейным отношениям. Основу же семейных отношений составляла абсолютная власть отца, сыновья почтительность, культ предков. С появлением конфуцианства стала укрепляться семейственность в управлении обществом, проявившаяся в упорядочении отношений кровного родства среди правящей знати и осуждении привлечения к власти «чужих людей» – не родственников. С возникновением конфуцианства китайская правовая система из обычной превратилась в традиционную. По-прежнему, писанному праву отводится незначительная роль в регулировании общественных отношений. По традиции, споры решаются на основе чувства гуманности, затем – ритуалов (ли), затем – разума, и лишь после всего этого возможно обращение к праву .

В Древнем Китае к концу периода Чжоу  (IV в. до н.э.) оформилось другое течение в идеологии государства – легизм (фа), согласно которому, основу управления общества должны составлять строгие и обязательные для всех законы. Именно в это время в Древнем Китае впервые проводилась работа по кодификации и систематизации права, в основном уголовного («Книга (Канон) законов» («Фацзин»)), составленная сановником царства Вэй Ли Куем). Идеи законников (легистов) оказались более жизнеспособными; благодаря им произошло объединение китайского государства династией Цинь, введена единая письменность, единое законодательство, единая валюта, закреплена круговая порука и семейная ответственность. Во времена последнего из древнекитайских государств – государства Хань – отмечались процессы синтеза конфуцианства и легизма. В результате чего было сформировано традиционное китайское право. Этические нормы, ритуалы (ли) были закреплены в законах (фа).

Традиционное китайское право, сложившееся в древности, характеризовалось устойчивостью и отсутствием влияния мировых религий.

Образовавшаяся в древности правовая система диктовала основные нормы жизни в Китае и в средние века, регулируя взаимоотношения в семье, обществе и государстве. В этот период традиционное китайское право совершенствуется. Основными источниками права стали законы и указы императора. Право кодифицировалось, что делало его схожим с романо-германским правом уже в то время. Каждая династия, приходя к власти, ставила задачу упорядочения действующего законодательства. «Законы не созданы Небом, не рождены Землей, они возникают среди людей и ими же могут быть исправлены» . Первый китайский кодекс, дошедший до наших дней – кодекс династии Тан (618-907 гг.) – «Тан люй шу и». Танский кодекс состоит из 30 цзюней (частей-свитков), содержит 502 статьи, сведенных в 12 разделов. В основном это нормы уголовно-правового характера, самой развитой областью права было и остается уголовное, китайская система составов преступления и наказаний считается наиболее разработанной в истории человеческой цивилизации. Китайское право послужило основой уголовного права других стран Дальнего Востока. Танский кодекс включал в себя отдельные правила, регулирующие брачно-семейные отношения (Цзюани 12-14) и отношения государственной собственности (Цзюань 15). Кроме правовых норм этот источник содержал их комментарии («шу и»), что облегчало его применение. Более поздний памятник китайского права - «Закон великой династии Мин со сводными комментариями и приложением постановлений» (Да Мин цзи цзе фу ли), составленный в конце XVI в., действовал до середины XVII в., вплоть до появления «Уложения Дайцинской империи» (Дацин хуэйдянь) . В уложении многое было заимствованно разработчиками из ранее действовавшего свода законов, коренные положения (люй) полностью перешли в новый законодательный акт, а также в него были включены новые постановления (лин). По приказу императора уложения периодически (через 5 – 10 лет) пересматривались, дополнялись новыми установлениями, с учетом изменения общественных отношений в государстве. Вместе с тем, основные нормы традиционного китайского права сохранялись в неизменном виде.

Мало подверглось иностранному влиянию китайское право в период полуколониальных захватов китайских территорий Англией, Францией, Португалией, США (конец XVIII в. – середина XIX в.). Хотя и наблюдалось внедрение западного права в судебную практику. Была образована судебная система, выполнявшая нормотворческие функции .

Модернизация китайского права началась с установлением республиканской формы правления в результате Синхайской революции 1911 – 1912 гг., организованной Сун Ят-сеном, и свергнувшей последнюю императорскую династию. Идея «общества без права» была поставлена под сомнение . В 1912 г. была принята первая Конституция Китая, имевшая статус временной, и до образования Китайской Народной Республики неоднократно изменявшаяся. Этот период в истории Китая отмечен активным внедрением европейского права в судебную практику и в законодательство . Однако позже, в 30-х гг. ХХ в., законодательство вернулось к традиционным китайским нормам. В это время проводилась большая работа по кодификации отдельных отраслей права. Была предпринята попытка установить правила регулирования конституционных, административных (включая трудовые), уголовных, имущественных, уголовно-процессуальных и гражданско-процессуальных общественных отношений. Результаты этой работы были сведены в «Полную книгу шести законов» («Люфа цюаньшу»). Однако применение обновленного законодательства затруднялось раздробленностью страны, не везде признавалась новая власть.

Новый этап в формировании китайской правовой системы при господстве партийной идеологии отмечался после образования КНР в 1949 г. Было издано более 1500 законодательных актов различной юридической силы менее чем за два десятилетия. Наиболее значительным событием было принятие Конституции в 1954 г. .

Период «культурной революции» (1966 – 1976 гг.) характеризовался разгулом беззакония и партийного произвола. Правотворческая деятельность практически была прекращена, отмечались тенденции правого нигилизма в государстве. Была предпринята попытка закрепить сложившийся политический режим в Конституции 1975 г. Это был идеологизированный Основной закон, закреплявший принципы партии Мао Дзэдуна.

Восстановление правовой системы началось с 1978 г., с введением в действие новой Конституции КНР, во многом повторявшей Конституцию 1954 г.

В 1982 г. была принята действующая Конституция КНР, ее связывают с именем китайского лидера Дэн Сяопина, начавшего модернизацию китайского общества. В 80-е гг. ХХ в. были изданы ряд кодексов и законодательных актов, направленных на становление и совершенствование системы государственных органов, с учетом изменившихся общественных отношений. Активно проводимая экономическая реформа явилась предпосылкой для принятия большого числа нормативно-правовых актов. Основные направления экономической реформы сводились к возрождению многоукладности экономики, оживлению гражданского оборота, повышению самостоятельности предприятий, привлечению иностранного капитала .

Сегодня Китайская Народная Республика – унитарное государство, включающее автономные образования. Положения Конституции 1982 г. расширили демократические права районов национальной автономии на управление внутренними делами каждой отдельной национальности. Закон КНР 1984 г. о районной национальной автономии легализовал политику равноправия и самоуправления национальных меньшинств, вне зависимости от того, проживают они дисперсно или компактно.

Административное деление: 22 провинции , 5 автономных районов и 4 города центрального подчинения. Помимо автономных районов в КНР 30 автономных областей, 124 автономных уезда и свыше тысячи автономных волостей.

В состав Китая входят также особые административные районы (ОАР) – Сянган (Гонконг), Аомэнь (Макао) и Китайская Республика (Тайвань), имеющие свои политико-правовые системы. Эти территории имеют собственные конституции, закрепляющие их высокую степень самоуправления.

Следует отметить, что Сянган вошел в состав Китая на основании Объединенной декларации по вопросу Гонконга, подписанной Правительством КНР и Правительством Великобритании и Северной Ирландии в 1984 г. Право Сянгана, как бывшей британской колонии, имеет черты англосаксонской системы. Китаем было подтверждено (легализовано) около 140 законов Великобритании, действовавших ранее на территории Гонконга.
 
В 1987 г. под юрисдикцию Китая был возвращен Макао (Аомэнь), историческая китайская территория, дарованная португальцам более четырехсот лет назад за помощь в уничтожении пиратов на побережье. Право Макао сохранило влияние метрополии.

Китайская Республика (Тайвань) претендует на особый статус, о ней говорят, как о государстве de facto или «никем непризнанным квазигосударстве» . Официально на сегодняшний день существует проблема Китайской Республики (Тайваня). Остров Тайвань с древних времен фигурирует под различными названиями в китайских хрониках . Население Тайваня составляют в основном китайцы (около 97 %), а также аборигены национальности гаошань. В 1950 г. португальские колонизаторы захватили Тайвань, назвав его Формозой (Прекрасный). В 1641 г. голландские завоеватели овладели островом. В 1661 г. население поднялось на борьбу и изгнало голландских колонизаторов. В 1895 г. японские агрессоры присоединили Тайвань к Японии. В 1945 г. после разгрома Японии во второй мировой войне Тайвань был возвращен Китаю. В 1949 г. после победы демократической революции и провозглашения Китайской Народной Республики на Тайвань бежали лидеры гоминьдановского режима, образовавшие под защитой вооруженных сил США Китайскую Республику. До 1971 г. представитель Тайваня занимал место в ООН, после чего это место перешло к представителю КНР.

Особое место среди автономных образований КНР занимает Тибетский автономный район, хотя и не имеет статуса ОАР. История Тибета не менее богата, чем история Китая, Гонконга, Макао и Тайваня. Тибетская территория является составной частью Китая с начала ХIII в., со времен правления династии Юань. В Тибетском районе признавалась верховная власть императора, хотя фактически господствовали духовные лица (далай-ламы), кандидатуры которых одобрялись центром. На этой территории был сформирован свой аппарат управления (глава государства (далай-ламы), Кабинет министров, Национальное собрание), право основывалось на собственных законах, сформировалась налоговая система из податей в натуральном выражении, существовала своя регулярная армия, имели хождение тибетские денежные знаки. В общих чертах такая система общественного устройства сохранилась и сегодня. Вместе с тем, de ure Тибет находится под властью центрального китайского правительства.

Изменения, произошедшие в китайском государстве и праве с древних времен до настоящего времени, значительны. Китай сегодня – унитарное государство с республиканской формой правления и демократическим режимом. Современное право КНР кодифицировано и присоединено к романо-германской правовой семье. Однако, как справедливо отмечал Рене Давид: «модификации, имевшие место в прошлом, и те, что происходят сейчас, далеки от того, чтобы привести к отказу от традиции» .

Право Китая характеризуется высоким уровнем правовой культуры через единство системы глубоко укоренившихся в сознании народа традиционных представлений о должном поведении, поддерживаемых силой моральной ответственности перед обществом и системы общеобязательных формально определенных норм, поддерживаемых силой государственного принуждения .

Современная правовая система КНР носит смешанный характер, базируясь на основных принципах романо-германского права и идеологии «китайского социализма», сохранив древние правовые традиции ортодоксального конфуцианства.

Косарева Ирина Александровна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права юридического факультета Хабаровской государственной академии экономики и права.

  Обсудить в форуме


ДРУГИЕ СТАТЬИ НОМЕРА

  Китай: О сырье и ценах
  Нужно использовать ресурс Китая
  Китай. От стадии инвестиций к стадии инноваций
  Китайская косметика
  Век живи – век учись...
  Китайский шелк – нежнейшая драгоценность
  Россия-Китай: в поисках нового вектора сотрудничества. К итогам визита В. Путина
  Китай – Россия: сотрудничество набирает темп




Опрос месяца
Китайские производители формируют новую экономическую среду для мирового сообщества.

Да

73.3%

Нет

26.7%

Всего ответили: 778

Китайская мудрость
Однажды я провел в размышлениях целый день без еды и целую ночь без сна, но я ничего не добился. Было бы лучше посвятить то время учению.
Конфуций
Реклама
Курсы валют
Данные ЦБ РФ на сегодня
1 RUB = 0,301 CNY
1 CNY = 3,328 RUB

1 RUB = 0,040 USD
1 USD = 24,981 RUB

1 RUB = 0,028 EUR
1 EUR = 35,284 RUB

Конвертер валют

 

Конкурс "Весь Китай"
Стань лучшим автором
статьи о Китае
И ВЫИГРАЙ ПРИЗ!
подробнее

Просто важно
  • - Посольство РФ в Китае
  • - ИТАР - ТАСС
  • - РИА Новости
  • - Интерфакс
  • - Мир Перевода

Подписка
Ваше имя:

Ваш e-mail:



Погода
В России
День: 0?С, ночь: -2?С, облачно, небольшой снег

В Китае

День: +5?С, ночь: -5?С, ясно
Восточный портал: культура и искусство Китая, Японии и Кореи
НОВАЯ ПОЛИТИКА
Омская торгово-промышленная палата