Китай  Выставки в Китае  Производство Китая  Экономика Китая  История Китая  Китайская Кухня  Туры в Китай   |  В избранное  |  Сделать стартовой

Сегодня: Четверг, 26 июня, 23:34

Деловой журнал "ChinaPRO" - Весь Китай # 3 (12) от 01.03.2006 г.

Архив
 
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА

Олимпийские страсти в маркетинговых войнах

Похоже, что в Китае олимпий ский девиз «Быстрее, вы ше, сильнее!» сейчас звучит не только в рамках подго товки к пекинской Олимпиаде-2008, но и как девиз китайских компаний, соревнующихся с запад ными компаниями за долю рынка. В борьбе участвуют тяжеловесы Запада и Востока. Иностранцам приходится нелегко.


МНЕНИЕ ПРАКТИКА

В поисках слабого звена

В любом деле для профессио нала не сущест вует мелочей. И при работе с Китаем эта ак сиома приобре тает все боль шую актуальность. Любая мелочь может оказаться причиной провала тщательно подготавливаемой сдел ки – и чем длиннее оборот сделки,


АНОНС
Доставка из Китая. Профессионально и надежно.
Китай - Фотогалерея

Выставки в Китае

Китай - общие сведения
Китай - право и законы
Экономика Китая
Промышленность Китая
Культура Китая
Стратагемы
Карта Китая (КНР)
Китай - год 2006-й
Сайты Китая




КИТАЙ И МИР

Миротворческие операции ООН и участие в них Китая

Несмотря на то, что из сводок новостей может создаться иное впечатление, сегодня на войне погибает меньше людей, чем почти в любой период прошлого столетия. Только в 2002 году в вооруженных конфликтах погибло 25 000 человек, т.е менее десятой части среднегодовых человеческих жертв в 90-е годы ХХ века. Даже трагедия 11 сентября 2001 года и войны в Афганистане и Ираке не изменили эту тенденцию к сокращению числа погибших в вооруженных конфликтах, наблюдавшуюся в последние годы.
  
У этого явления две основные причины: в мире начинается меньше новых войн, а многие из начавшихся ранее войн закончились. Тем не менее, как это ни парадоксально, произошедшие позитивные изменения обусловливают нехватку ресурсов: новые запросы на миротворческую помощь со стороны ООН оказываются под угрозой невыполнения именно из-за необходимости поддерживать мир одновременно в столь многих местах. 
  
Важнейший аспект урегулирования — своевременное предотвращение конфликтов и выявление их на ранней стадии, когда, возможностей для разрешения проблем гораздо больше. Более того, между предупреждением конфликта и военными операциями миротворческого характера лежит широкий спектр мирных средств разрешения конфликтов. Глава VI Устава ООН представляет в распоряжение Генерального секретаря длинный перечень подобных инструментов. Но такого рода средства консолидации и восстановления политических структур требуют интегрировать в процесс урегулирование и тех, на ком лежит основная ответственность за допускавшиеся в ходе конфликта нарушения прав человека. У ООН просто нет иного выхода, как поддерживать эти располагающие реальной силой и властью группы, кланы, милицейские формирования и конкретных военных диктаторов, чтобы преодолеть состояние анархии. Без них анархия будет продолжаться и можно не сомневаться, что в этой обстановке права человека и гуманитарное право будут последней заботой. Но поддержка такого рода миротворческих действий со стороны правозащитного движения отрицательно скажется на его репутации и на доверии к нему. Стратегия многих правозащитных организаций состоит в требовании правосудия, суда над виновными в серьезных нарушениях прав человека. Они убеждены в существовании прямой связи между безнаказанностью и продолжением нарушений прав человека и в том, что иммунитет от наказания часто приводит к превращению спорадических нарушений прав человека в систему. Безнаказанность воспитует пренебрежение к закону и поощряет дальнейшие нарушения. Правосудие же по отношению к виновным не только предупреждает дальнейшие нарушения, но и укрепляет самоуважение нации, выступает как символ разрыва с прошлым.
  
В противоположность им сторонники миротворческого процесса доказывают, что государственные структуры, которые приходят на смену военному правлению или состоянию анархии, очень хрупки и не способны выдержать груз наказания виновных; что виновные в нарушении права человека, прежде всего военные, остаются доминирующей силой в новых государствах; что политика национального примирения и амнистии за прошлые нарушения прав человека — это способ на практике обеспечить соблюдение прав человека в будущем. В правосудии для жертв можно видеть императивное требование, но моральные обязательства нельзя вырывать из их политического контекста. Дело защиты прав человека следует рассматривать в контексте специфических политических реальностей, которые зачастую и диктуют оптимальное решение.
    
Предотвращение конфликтов является для Организации Объединенных Наций важным элементом в контексте ее усилий по поддержанию мира. Такая деятельность является многоаспектной: она охватывает раннее предупреждение, дипломатию, разоружение, превентивное развертывание и, когда это необходимо, использование санкций. Однако прежде всего эффективная деятельность по предотвращению конфликтов предполагает устранение факторов структурного характера, в силу которых общество в той или иной стране оказывается предрасположенным к конфликту. Проводя мероприятия, нацеленные на обеспечение безопасности людей, благого управления, развития на основе справедливости и уважения прав человека, Организация Объединенных Наций содействует укреплению безопасности в мире путем устранения первопричин войны. Военнослужащим, задействованным в той или иной операции ООН, обычно разрешается носить легкое оружие, которое они могут применять только в соответствии со строгими правилами самообороны или в тех случаях, когда вооруженные люди пытаются воспрепятствовать выполнению ими своего мандата. Миротворческие контингенты редко применяют силу, и при этом они неизбежно стоят перед трудным выбором и возможностью подвергнуться обвинениям за свои действия. Самым эффективным «оружием» миротворца является поддержка международного сообщества.
   
Миротворчество не может быть инструментом, пригодным во всех ситуациях, или заменять собой другие виды мер международного сообщества. Однако в определенных ситуациях при наличии реалистичного мандата, достаточного объема ресурсов и международной поддержки и сотрудничестве соответствующих сторон операции по поддержанию мира действительно являются эффективным инструментом содействия урегулированию конфликтов и поддержанию мира.
  
Операции по поддержанию мира имеют свои собственные бюджеты. Взносы в них начисляются Генеральной Ассамблеей отдельно в соответствии со шкалой, в основе которой лежит шкала, используемая при начислении взносов в регулярный бюджет. Шкала предусматривает более высокие ставки взносов для пяти постоянных членов Совета Безопасности, которые обладают правом налагать вето на решения Совета и, как подчеркивает Ассамблея, несут «особую ответственность» за операции по поддержанию мира.   В 2001 году на долю этих пяти стран — Китая, Российской Федерации, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов и Франции — приходилось 47 процентов от объема всех расходов на операции по поддержанию мира (49 процентов — в 1998 году и 57 процентов — в 1992 году).     Международное право допускает санкции против государства только в том случае, когда принятие их обосновано Уставом ООН, т.е. положениями Главы VII и Главы VIII. Коалиции государств вправе осуществлять миротворческие операции лишь с согласия воюющих сторон. Принимать же решение о насильственных мерах против воли правительства полномочен лишь Совет Безопасности. Но тогда подобные меры будут уже не “вмешательством” или “интервенцией” в традиционном смысле слова, а коллективными мерами в рамках правового режима, который был признан и самим государством-объектом санкций при ратификации им Устава ООН. Участники конференции в Сан-Франциско признали, что лишь благодаря содержащимся в Главе VII положениям о принудительных мерах ООН не является бессильной организацией, и единогласно приняли Статью 42, составляющую юридическую базу для принятия принудительных мер военного характера. Иными словами, государство может стать объектом санкций, предусмотренных Уставом ООН, не против его воли, а в соответствии с провозглашенной им самим волей соблюдать накладываемые Уставом обязательства.
  
Впервые принципы проведения ОПМ были сформулированы Б. Ургхартом, который придал им строго функциональное назначение. К базовым положениям оказались отнесенными:
 -четкий мандат;
-согласие на сотрудничество сторон в выполнении мандата;
-последовательная поддержка со стороны СБ ООН;
-готовность всех государств - членов ООН своевременно предоставить для миротворчества необходимый военный, полицейский и гражданский персонал;
- обеспечение эффективного руководства со стороны ООН на уровне центральных учреждений и на местах;
-надлежащая финансовая и материально-техническая поддержка и неприменение силы, за исключением самообороны;
-возложение командования и контроля над проведением операции на Генерального Секретаря ООН;
-полная беспристрастность вооруженных сил ООН и их нейтралитет (силы эти не должны вмешиваться во внутренние дела страны, в которой они развернуты, ни при каких обстоятельствах).

Суть изложенных принципов сводится к следующему:

Согласие, выраженное сторонами при возникновении внутреннего вооруженного конфликта еще до начала операции является императивом. При возникновении вооруженного международного конфликта согласие сторон не требуется. Во многих случаях согласие предстает в качестве ключевого элемента традиционного "поддержания мира".
 
Основой для такого вывода служат две причины.

Во-первых, согласие позволяет отделить процесс принятия решений ООН от проявления разногласий великих держав.
 
Во-вторых, согласие сильно снижает возможность того, что миротворцы смогут неожиданно оказать сопротивление во время выполнения своих обязательств.

Участники ОПМ не могут представлять собой никакой угрозы любой из враждующих сторон, включая государства, оппозиционные группы и пр. Они также не могут потенциально угрожать государственному суверенитету страны, ввергнутой в конфликт. Таким образом, действительное достижение согласия враждующими сторонами до начала ОПМ является весьма настоятельным и желательным делом.
Существует распространенное мнение о том, что даже традиционные ОПМ, проведенные при полном согласии враждующих сторон, встречали серьезные препятствия при осуществлении своей деятельности. Конечно, сами по себе миротворческие войска ООН не всегда создают условия для успеха. ООН имеет определенные военные структуры, но не имеет подготовленных миротворческих контингентов, которые специально обучены. Когда ООН применительно к той же задаче миротворчества будет иметь свои достаточно сильные, подготовленные миротворческие силы, когда будут иметь место органы военного управления этими силами, органы эффективные, действующие, тогда и отношение к функциям ООН в этой сфере конкретно будут совершенно иными.  Каждый раз, когда проводится миротворческая операция, решаются задачи, какие страны будут в ней участвовать, кто какие средства выделяет и так далее. Если воюющие стороны приходят к соглашению о том, что необходимо присутствие миротворческих сил ООН, то в расчет берется, прежде всего, цена потерь и другие издержки конфронтации. Это создает предпосылки для нахождения наиболее приемлемого варианта в поиске универсальной формулы согласия. Нередко великие державы оказывали и продолжают оказывать очень сильное давление на своих "клиентов" на любой стадии переговорного политического процесса. Тогда особую роль начинает играть демонстрация политической воли враждующих сторон, а также миротворцев ООН. Последние не всегда способны выдержать напряжение и часто оказываются неспособными принести желаемый мир или достойно выйти из зоны конфликта.
  
Успешная ОПМ требует "самодостаточного присутствия" отдельных миротворческих батальонов, из которых каждый является независимым подразделением, но должен в то же время подчиняться единому командованию ООН. Нередко подобные воинские части развертываются в зонах, которые характеризуются опасными военными действиями. Достаточно сказать, что количество смертельных случаев при проведении ОПМ в период с 1948 г. по 1998 г. составило 1135 человек. Если учесть, что общая численность задействованных в миротворческих акциях ООН военнослужащих и представителей гражданского персонала к настоящему времени достигло более 650 000 чел., то степень риска при проведении ОПМ остается еще весьма высокой. 
   
18 февраля 1965 г. Генеральная Ассамблея ООН впервые ввела в оборот термин "операции по поддержанию мира" (peace-keeping). С 1945 по 1987 г. был 13 таких операций, затем до января 1992 г. еще 13. В них участвовало 528 тыс. лиц военного, полицейского и гражданского персонала. Только за 1992 г. численность "голубых касок" возросла с 11 до 51 тыс. человек. В настоящее время проводится 17 операций ООН с участием 80 тыс. военнослужащих. Свыше 800 человек из 44 стран погибли в ходе этих операций.    Согласно официальным формулировкам соответствующих документов, операции должны были использоваться главным образом для: а) наблюдения за условиями перемирия, прекращения огня или военных действий; б) обеспечения разъединения между вооруженными силами в конфликте; в) содействия законному правительству в предотвращении вооруженного вмешательства извне или ликвидации последствий такого вмешательства; г) недопущения дальнейшей интернационализации конфликта; д) оказания гуманитарной помощи (решение Совета Безопасности от декабря 1992 г. об оказании гуманитарной помощи Сомали). Вместе с тем помимо перечисленных целей в последующие годы было и прямое участие "голубых касок" в боевых действиях.
   
Если попытаться дать общую оценку проведенным операциям, исходя из критерия успешности прекращения кровопролития, то наиболее плодотворными, на наш взгляд, были и остаются операция на Кипре ("зеленая линия") и, в известной мере, в Камбодже, на Восточном Тиморе, в Либерии. К положительным итогам операций по поддержанию мира можно отнести и то, что в их ходе был решен ряд практических вопросов взаимодействия военных подразделений различных стран, строящихся на различных принципах. 
   
Нередко приходится напоминать, что ресурсов, выделяемых международным сообществом для поддержания мира, становится недостаточно именно потому, что в мире появляется все больше мест, где требуются усилия по поддержанию мира. Генеральная Ассамблея ООН одобрила бюджет миротворческой деятельности, предусматривающий выделение 3,2 миллиарда долларов на 14 миссий, выполняемых ООН. Бюджет сверстан на 2006 финансовый год (с 1 июля 2005 года по 30 июня 2006 года).
  
Однако в бюджете не прописаны расходы на планируемое увеличение контингента в Демократической республике Конго и других странах, а также на проведение новой миссии в южном Судане. Ожидается, что эти миссии обойдутся еще в 1,8 миллиарда долларов.
    
По данным на конец апреля 2005 года, в миротворческих войсках ООН в разных странах (за исключением Судана) служили 66 546 военных и полицейских, 4 530 человек гражданского персонала, а также были привлечены 8 468 местных специалистов.  Свыше тысячи из них  - представители вооружённых сил и полиции Китайской Народной Республики.
   
Мы становимся свидетелями глобализации китайской экономики: Китай становится активным игроком на мировых и региональных рынках, Китай активно проталкивает идею создания зоны свободной торговли в Северо-Восточной Азии. Далее в Юго-Восточной Азии по формуле АСЕАН плюс Китай.

Этой экономической политике, экономическому процессу глобализации китайского народного хозяйства соответствует формирующаяся новая внешняя политика. Суть ее можно сформулировать так: Китай хочет быть не просто региональным лидером, но и участником глобальных процессов, участником переговоров, которые сейчас начинаются между ведущими странами мира по формированию нового мирового порядка, новой системы безопасности и сотрудничества. 

Китайское правительство неизменно поддерживает усилия ООН в защите международного мира и стабильности. Китай испытывает гордость тем, что миротворцы вдали от Родины в других странах защищают международный мир. В последние годы Китай принимает активное участие в миротворческих операциях под эгидой ООН. Миротворцы из КНР в разное время были расквартированы в Восточном Тиморе, Боснии и Герцеговине, Афганистане, Либерии, Косово. Для
подготовки миротворцев неподалеку от Пекина построен специальный центр, один из крупнейших в регионе. Перед отправкой на зарубежные задания миротворцы в обязательном порядке проходят здесь обучение, получая соответствующие навыки и изучая иностранные языки. Согласно сведениям министерства обороны КНР, с 1990 года более 4100 китайских военнослужащих участвовали в миротворческих миссиях ООН. В настоящее время в соответствующих "горячих точках" находятся 853 китайских миротворца.
  
В апреле 2002 года Китай направил первое военное подразделение в Конго  для участия в миротворческих действиях ООН, в которое входят инженерная рота в составе 175 человек и медицинская бригада в составе 43 человек. Смена сформирована в тех же масштабах. Новая группа китайских миротворцев, прошедшая профессиональную подготовку, обладает способностью выполнять миротворческую миссию.

В ходе 8-месячного пребывания в Конго китайские военнослужащие отлично выполнили все задачи, поставленные ООН, и получили высокую оценку ООН и местного населения.  3 декабря 2003 г. из Пекина специальным самолетом ООН отбыли китайские миротворцы, направлявшиеся в Конго на смену первой группе военнослужащих, выполнивших миротворческую миссию.

30 офицеров китайского миротворческого контингента ООН прибыли 31 марта 2003 года в Абиджан, столицу Кот-д'Ивуара.

В октябре 2004 года 95 китайских миротворцев отправились на Гаити. Это было первое полноценное подразделение Китая, которое выполняло миротворческую миссию за рубежом. По словам официального представителя министерства общественной безопасности, это первый опыт отправки полноценного подразделения
китайских миротворцев для участия в операции ООН. «Она открыла
новую главу в участии КНР в миротворческих операциях ООН", — подчеркнул он.  Прибытие китайских миротворцев вызвало внимание и заботу всех
сторон в этой стране. Когда они прибыли в аэропорт города Порт-о-Пренс во второй половине дня 17 октября 2004 г., их встретили представители ООН и торгового представительства Китая в Гаити, местные СМИ и ведущие западные информационные агентства засняли их прибытие и взяли у них интервью. Радиостанции и интернет-сайты Гаити также сообщили о прибытии китайских миротворцев.

Данный миротворческий полицейский отряд по борьбе с массовыми беспорядками явился первым отрядом китайских полицейских сил, выполняющим подобную миротворческую миссию ООН за рубежом. Эти полицейские из китайских городов Пекин, Тяньцзинь, Шанхай и Чунцин.Они по просьбе ООН выполняли на Гаити миротворческую миссию в течение шести месяцев.  Что касается отправки Китаем дополнительных миротворческих сил на Гаити, китайская сторона всегда поддерживала и поддерживает миротворческие операции в рамках ООН. В настоящее время продолжаются контакты с соответствующими сторонами по вопросу отправки дополнительного контингент амиротворцев и ведутся консультации по деталям.   Недавно Китай уже отправил туда 10 групп, включая 800 военных и 150 полицейских и гражданских лиц. 

Китай намерен направить с миротворческой миссией на Гаити отряд миротворцев, впервые полностью укомплектованный силами одной провинции.
В апреле 2005 года Министерство общественной безопасности Китая направило 2-й отряд миротворцев на Гаити. Задача комплектации отряда была поручена Управлению общественной безопасности пров. Гуандун. Для Гуандуна это был первый опыт комплектования миротворческого отряда для участия в зарубежных миссиях ООН. После строгого отбора из 1125 (в том числе 4-х женщин-милиционеров, изъявивших желание войти в отряд), были утверждены 125 кандидатур.
Все миротворцы имеют необходимую профессиональную, научно-техническую и физическую подготовку, умеют управлять автомобилем и свободно владеют английским языком.
 
Завершился процесс формирования миротворческого контингента для Судана. Об этом сообщили 20 июля 2005 года в министерстве обороны КНР. Как уточнили в министерстве, контингент в составе 435 человек сформирован по просьбе ООН. Он состоит из инженерного, транспортного и медицинского отрядов численностью 275, 100 и 60 военнослужащих соответственно. Все миротворцы - военнослужащие Цзинаньского военного округа. По плану китайские миротворцы отправились в Судан в августе - сентябре. Срок мандата - шесть с половиной лет. Это будет самый большой срок для китайских миротворцев.

В 2004 же году 25 полицейских и более 200 военных получили свою аккредитацию в Либерии. Многие из китайских офицеров полиции занимают в либерийской миссии ответственные командные должности.
  
11 октября 2005 года Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан на встрече с министром иностранных дел КНР Ли Чжаосином высоко отозвался о духе профессионализма и отменной подготовке китайских миротворцев, участвующих в операциях ООН.

К. Аннан на совместной с главой МИД Ли Чжаосином встрече с журналистами в резиденции "Дяоюйтай" сказал, что в Конго, на Гаити и во многих других районах планеты китайские миротворцы демонстрируют качественную подготовку, ООН благодарна Китаю за вклад в защиту международной и региональной стабильности.


Участие китайских миротворцев в операциях ООН по поддержанию мира  

Год\состав

2000

2001

2002

2003

2004

2005

ВСЕГО

военные

43

54

54

337

842

862

2192

полиция

55

75

69

  21

194

197

  611

ВСЕГО

98

129

123

358

1036

1059

2803

Киселёв А.К., к.и.н., доцент, полковник МВД

В статье использованы следующие источники:
1. Парадокс миротворчества: по мере распространения мира, ресурсов ООН для его поддержания становится недостаточно.\\ Mr. David Wimhurst, Political Affairs Officer, UN Department of Peacekeeping Operations.\\www:dpko.un.org
2
http://www.un.org/russian/peace/pko/pko.htm.
3 Рейнхард Маркс. Миротворчество и неправительственные правозащитные организациии. Нью-Йорк, 2001.(пер. с англ.).
4 Золотарев П.Интервью от 03 октября 2005\\http://www.emeeting.ru/30 января 2006
5 Хохлышева О.О. К вопросу об оптимальном соотношении силы и права при осуществлении операций по поддержанию мира в рамках ООН.\\ Российская ассоциация международных исследований \\www.rami.ru/publications/gorchakov/index.html
6. Морозов Г."Голубые каски": миротворчество ООН или импровизации?
7. Миротворчество стоит ООН 3,2 миллиарда долларов.24 июня 2005.\\РИА "Новости"
8. Михеев В. Радиокомпания «Маяк»\\www.radiomayak.ru,2003.
9. Китай предоставит миротворцев для Судана\\ ЖеньМин жибао он-лайн, 21 июля 2005 г.
10. Китайские миротворцы отбыли из Пекина на регулярную смену в Конго\\ ЖеньМин жибао он-лайн, 4 дек. 2003 г.
11. Китай впервые отправил за границу полноценное подразделение миротворцев для участия в операции ООН \\ ЖеньМин жибао он-лайн, 18 окт. 2004 г.
12. Ответы представителя МИД КНР Лю Цзяньчао на вопросы корреспондентов на пресс-конференции 8 июня 2004 года\\ ЖеньМин жибао он-лайн, 11 июня 2004 г.
13. Генеральный секретарь ООН восхищен профессионализмом китайских миротворцев\\ЖеньМин жибао он-лайн,14 окт.2005.
14. Отряд миротворцев в составе милиционеров и пограничников пров. Гуандун будет выполнять миссию ООН на Гаити\\ ЖеньМин жибао он-лайн, 20 дек. 2004 г.

  Обсудить в форуме


ДРУГИЕ СТАТЬИ НОМЕРА

  Казаться глупым - мудрому не страшно...
  Китайская полиция в начале ХХI века. Краткий обзор.
  Сотовые из Китая, - в чём сила, Брат?
  Экономика – отношения России и Китая. Часть 2.
  Российский бизнес в Китае
  Менять мир сообща
  Китай строит свое счастье
  Прыжок в ширину: читинский экспорт растет невиданными темпами
  Террадестроит. Как появилась Великая Китайская Стена


Опрос месяца
Пойдет ли правительство КНР на полную отмену возврата НДС экспортерам?

Да, иначе темпы роста экспорта выйдут из-под контроля

79.5%

Нет, это слишком опасно

20.5%

Всего ответили: 628

Китайская мудрость
В одной фразе - жизнь и погибель, в одном поступке - свобода и рабство.
Даосские изречения
Реклама
Конкурс "Весь Китай"
Стань лучшим автором
статьи о Китае
И ВЫИГРАЙ ПРИЗ!
подробнее

Просто важно
  • - Посольство РФ в Китае
  • - ИТАР - ТАСС
  • - РИА Новости
  • - Интерфакс
  • - Мир Перевода

Подписка
Ваше имя:

Ваш e-mail:



Погода
В России
День: 0?С, ночь: -2?С, облачно, небольшой снег

В Китае

День: +5?С, ночь: -5?С, ясно
Восточный портал: культура и искусство Китая, Японии и Кореи
НОВАЯ ПОЛИТИКА