|
||||||||
|
||||||||
Деловой журнал "ChinaPRO" - Весь Китай # 2 (11) от 01.02.2006 г. |
Архив | Поиск | Реклама | Авторам | О журнале | Форум | ||
28.02.07 / 13:47
28.02.07 / 08:16
28.02.07 / 08:00
28.02.07 / 07:09
28.02.07 / 06:34
27.02.07 / 12:16
27.02.07 / 12:08
27.02.07 / 11:52
19.02.07 / 02:50
Мы можем столько, сколько знаем…«Надо испол- нять закон всегда, а не только тогда, когда схватили за одно место», - слова В. Путина будут главным девизом данной авторской колонки. Для многих вопросы законодательства КНР являются тайной, покрытой мраком. Для качественного ведения бизнеса в Китае и с Китаем, важно точно и глубоко знать нормы права Поднебесной, традиции делового оборота. У Вас есть вопрос пра- вового характера? Пишите нам…
Они не такиеКогда нужно рассказать об особенностях ведения биз- неса с китай- скими произ- водителями, многие ссыла- ются на «совершенно иной менталитет», «загадочную китай- скую душу» и т.д. Действительно, трудно в чужой стране навязывать привычные для российского или даже международного европей- ского бизнес-сообщества нормы.
Препарируя мозг КитайцаПознайте Ис- тину. Нари- суйте в своём сознании ше- девр целостной картины Ми- ра. Картины Вашего Мира. Сорвав внешнюю шелуху, загляните в мозг Китайца. Вместе с Артуром Мартыновым - извест- ным Китаистом, историком-публицистом, автором ставшего популярным в России проекта "Арт-туры от Артура". Проекта интеллектуального туризма.
доставка из Китая, контейнерные перевозки Китай, карго, авиадоставка Китай
|
О развитии торгово-экономического сотрудничества Приморского края и провинции Хэйлунцзян в 2005–2008 гг. и необходимых организационно-правовых механизмах. Состояние, направленность и конкретные формы торгово-экономического сотрудничества Приморского края и провинции Хэйлунцзян в 2005–2008 годах будут определяться следующими факторами: - особенности социально-экономического развития северо-восточных провинций КНР; - глубокое реформирование внешнеэкономического законодательства КНР с учётом институциональных особенностей внешнеторгового комплекса КНР; - отставание системы российского законодательства от потребностей российско-китайского торгово-экономического сотрудничества. 1. Социально-экономическая ситуация в северо-восточных провинциях КНР в ближайшие годы будет во многом определяться проводимой по решению XVI съезда КПК «политикой развития старой производственной базы Северо-Восточного Китая»1. В соответствии с планами руководства КНР определены четыре опорные точки роста национальной экономики: дельта р.Янцзы, дельта р. Чжуцзян, Бохайский залив и Северо-Восток КНР. С помощью системы встроенных друг в друга зон экономического развития власти КНР намерены осуществить переналадку «старой производственной базы Северо-Востока Китая» за счёт финансовых и технологических ресурсов транснациональных корпораций США, Европы и Японии, а также за счёт природных ресурсов и научных разработок из России. В ходе визита Президента Российской Федерации В.В.Путина в КНР в октябре 2004 года проблемы экономического переустройства северо-восточных провинций КНР обсуждались на высшем государственном уровне. По результатам обсуждения в подписанном Президентом Российской Федерации В.В.Путиным и Председателем Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао Плане действий по реализации положений Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой (2004–2008 годы) указано: «Определить представляющие интерес для соответствующих российских и китайских предприятий и компаний проекты, связанные с развитием западных районов Китайской Народной Республики, возрождением старых промышленных баз Северо-Востока Китая». В соответствии с решением XVI съезда КПК органы власти провинций Хэйлунцзян и Цзилинь в марте 2004 года утвердили руководящие указания о политике открытости, которыми установлены рамочные преференции для инвесторов. На основании этих документов создаётся система «вложенных друг в друга» инвестиционных зон. Органы власти всех уровней провинции Хэйлунцзян в 2004 году последовательно выполняли постановление Хэйлунцзянского провинциального комитета КПК «О всестороннем повышении уровня открытости и содействия ускорению экономического развития» в части, касающейся развития новых организационных форм внешнеторговых связей с Россией. В мае 2004 года губернатор провинции Хэйлунцзян Чжан Цзоцзи поручил властям г. Хэйхэ совершенствовать функции создаваемого в г. Хэйхэ приграничного торгово-экономического комплекса и внедрить в полной мере систему взаиморасчётов в российской и китайской национальной валюте. 28 мая подписан протокол встречи губернатора провинции Хэйлунцзян Чжан Цзоцзи и губернатора Амурской области Л.И.Короткова:«Стороны договорились приложить усилия к строительству моста Хэйхэ – Благовещенск. Одновременно с началом строительства автомобильного моста стороны начнут активную подготовку к созданию зон свободной торговли по обе стороны моста». 10 ноября на Международном экономическом форуме в Гонконге заместитель мэра г. Хэйхэ Мэн Сянцюань заявил о том, что в начале 2005 года начнётся строительство моста Хэйхэ – Благовещенск. В июне 2004 года губернатор Приморского края С.М. Дарькин и губернатор провинции Хэйлунцзян Чжан Цзоцзи подписали протокол о приграничном торговом комплексе «Пограничный – Суйфэньхэ». В августе 2004 года вице-губернатор провинции Хэйлунцзян Ван Лиминь встретился с руководителем японской корпорации «Саньё» и обсудил с ним возможность инвестиций в китайскую часть ПТК «Пограничный – Суйфэньхэ», предложив построить заводы компании «Саньё» в ПТК «Пограничный – Суйфэньхэ» и Дуннине. 22 октября строящийся объект посетила делегация собрания народных представителей провинции Хэйлунцзян во главе с первым секретарём провинциального комитета КПК, председателем собрания народных представителей Сун Фатаном. 7 июня в ходе совещания в г. Учан губернатор провинции Хэйлунцзян Чжан Цзоцзи нацелил местные комитеты КПК и народные правительства на реализацию комплексного Плана развития туризма2. По его словам, развитие туризма сейчас сдерживается неизвестностью туристических объектов, отсталой материальной базой, низким уровнем управления и низким качеством обслуживания. Первый секретарь Хэйлунцзянского провинциального комитета КПК Сун Фатан в июне посетил приграничные города Хэйхэ, Цзямусы, Ичунь и Хэгэн, проинспектировав состояние пограничных переходов и приграничного туризма. На научной конференции «Процветание экономики Северо-Восточного Китая и возможности долгосрочного развития», состоявшейся в июле 2004 года в Дацине, была высказана идея «четырёх опорных точек провинции Хэйлунцзян»: Харбин, Дацин, «новый Суйфэньхэ» и Хэйхэ. Руководство провинции Хэйлунцзян планирует в 2005–2008 годах создать 5 региональных баз перерабатывающей промышленности, которые объединят бизнес-возможности 50 ведущих экспортёров провинции по продвижению на рынки текстиля, бытовой электроники, строительных материалов, продуктов питания и мебели. Неотъемлемым элементом экспортной стратегии провинции Хэйлунцзян является создание приграничных торговых комплексов, встроенных в инвестиционные зоны разного статуса. Наиболее ярким примером является проект «новый Суйфэньхэ», который будет представлять комбинацию зоны приграничной торговли г. Суйфэньхэ (включающей г. Дуннин) и свободной торговой зоны «Пограничный – Суйфэньхэ» (она станет 16-ой свободной торговой зоной в КНР, в китайской терминологии – «бондовым районом»). Это окончательно превратит Суйфэньхэ в «торговую столицу» российско-китайского приграничья3. 2. Начиная с 2002 года, в КНР пересмотрено 320 нормативных актов и упразднено 830 нормативных актов в сфере внешнеэкономической деятельности. С 1 июля 2004 года вступил в силу «Закон КНР о внешней торговле». Новое законодательство уточняет общие принципы, задачи, пределы и границы приграничной торговли (как по суммам сделок, так и по территориальным масштабам); статус участников приграничной торговли; компетенцию органов государственного управления, курирующих вопросы приграничной торговли; порядок взаиморасчётов в приграничной торговле, порядок создания приграничных зон технико-экономического сотрудничества, порядок торговой деятельности приграничных народных рынков, организацию грузопотоков через пограничные пункты пропуска, режимы пребывания в пограничных зонах. Власти КНР создают одно из наиболее развитых торговых законодательств в мире. Например, «Закон КНР о договоре» позволяет любому предприимчивому лицу быстро включаться в цепочку участников торгово-экономического оборота сообразно своим потребностям и интересам. Для этого используется правовая конструкция из трёх видов посреднических договоров: «договор поручения», «договор комиссии» и «договор чистого посредничества». Этот комплекс договоров является универсальным инструментом организации торговых отношений между неограниченным количеством участников торговых сделок и способствует созданию длинных посреднических цепочек 4. Вместе с тем, несмотря на увеличение общей численности участников внешнеэкономической деятельности, власти КНР сохраняют регулирующий клапан в виде специального внешнеэкономического института – «компаний приграничной торговли»5. Сконцентрированные в немногих пограничных пунктах-переходах провинций Хэйлунцзян, Цзилинь и автономного района Внутренняя Монголия «компании приграничной торговли» становятся главными организаторами и контролёрами российско-китайской торговли: они владеют инициативой, обмениваются торговой информацией, определяют ценовое давление на российских партнёров, всячески их разобщают, а сами объединяются для защиты своих интересов. Российские экспортеры и импортёры (даже крупные) не имеют такой соорганизованности и проигрывают в конкурентной борьбе6. Более того, «компании приграничной торговли» пытаются взять на себя функции экспортно-импортного обслуживания всех китайских предприятий, находящихся вдали от границы. С этой целью они используют принцип хозрасчётных подразделений, именуя их отделами, фирмами и т.д. Например, предприятие из КНР информирует о своей готовности приобрести определённое количество российского сырья по определённой цене. Несколько компаний приграничной торговли включают в работу все свои структуры и связи, начинают искать нужный товар, вести переговоры, заключать контракты, втягивают российских партнеров в неоправданные расходы и ненужную производственную деятельность. Целенаправленно создаётся ажиотаж, который значительно искажает реальную действительность китайского рынка и позволяет китайской стороне сбить цены. Постепенно «компании приграничной торговли» начинают торговать через границу сами с собой, т.е. происходит их транснационализация с использованием особых преимуществ внутрикорпоративного трансфертного ценообразования. В результате законодательной неурегулированности некоторых элементов внешнеторговой деятельности на приграничных территориях получила широкое распространение практика продажи товаров китайского производства третьими странами от своего имени. Она происходит в следующих формах: - ввоз товаров китайского производства российскими компаниями, зарегистрированными в оффшоре, для собственных нужд (20% соответствующего внешнеторгового оборота); - ввоз товаров китайского производства иностранными компаниями по контрактам, заключённым в третьих странах (15% соответствующего внешнеторгового оборота); - ввоз товаров китайского производства из третьих стран по контрактам, заключённым в третьих странах, но с товарными знаками третьих стран (65% соответствующего внешнеторгового оборота). Формально «компании приграничной торговли» должны работать только с торговыми компаниями приграничных районов соседних государств7, но российское законодательство до сих пор не определило статус районов приграничной торговли и статус российских компаний приграничной торговли, поэтому китайские «компании приграничной торговли» не ограничивают свою деятельность приграничьем. Таким образом, если КНР располагает институциональным клапаном управления приграничной торговли, Российская Федерация такового не имеет. Следовательно, перспектива создания «нового Суйфэньхэ» в сочетании с серьёзными изменениями во внешнеэкономическом законодательстве КНР создают для Приморского края как новые риски, так и новые возможности. Всё зависит от того, какой образ действий выберет наша сторона. 3. Действующее российское законодательство в сфере внешнеэкономической деятельности содержит немало противоречащих друг другу отсылочных норм. Так, Федеральным Законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» введено понятие «специального режима осуществления внешнеторговой деятельности». В соответствии со статьей 41 указанного закона одним из них является «приграничная торговля». Исходя из текста закона, приграничная территория, на которой устанавливается особый режим внешнеторговой деятельности, в соответствии с действующим законодательством устанавливается либо федеральным законом, либо постановлением правительства в соответствии с межправительственным соглашением, либо межправительственным соглашением. Проекты законов «О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации» и «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» вместо уточнения создают дополнительную неясность в системе правового регулирования внешнеэкономической деятельности. Такая терминологическая невнятица затрудняет практическую работу по применению режима «приграничная торговля» и повышает правовые риски для отечественных предпринимателей. В мировой практике хозяйствования в настоящее время используется более двадцати инструментов международного экономического сотрудничества: внешнеторговые операции, привлечение прямых иностранных инвестиций, создание совместных предприятий, международных объединений и организаций, сотрудничество на компенсационной основе, кредитные соглашения, переработка давальческого сырья, лицензионная торговля, международный лизинг, инжиниринг, прибрежная и приграничная торговля, создание особых экономических зон, компенсационные перевозки, иностранный туризм и т.д. Каждый из этих инструментов имеет организационные, экономические и правовые особенности. В российском законодательстве в настоящее время регламентированы не более 4–5 необходимых инструментов международного сотрудничества, что значительно снижает эффективность национальной внешнеэкономической стратегии. В связи с этим отметим, что во многих странах, наряду с улучшающими инвестиционный климат мерами общегосударственного характера, существуют специальные организационно-правовые механизмы, нацеленные на «точечное» привлечение инвестиций8. Так происходит поиск наиболее зарекомендовавших себя и «выбраковка» неэффективных организационно-правовых механизмов на региональном уровне до широкого их использования в общегосударственном масштабе. Перспективной организационно-правовой формой международного сотрудничества (в первую очередь – приграничного сотрудничества) является трансграничный экономический комплекс. Трансграничный экономический комплекс соединяет преимущества национальных правовых систем, создаёт новые стандарты управления и придаёт новое качество экономическому росту9. По своему экономическому содержанию трансграничный экономический комплекс является применённым в сфере приграничного сотрудничества принципом государственно-частного партнёрства10. В условиях Приморского края такую форму хозяйствования целесообразно осуществлять в виде приграничного торгового комплекса «Пограничный – Суйфэньхэ». Это позволит решить несколько задач: - опробовать на региональном уровне пилотный проект создания совместной зоны свободной торговли (целесообразность подобных проектов отметил Председатель Правительства Российской Федерации М.Е.Фрадков в июле 2004 года во время встречи глав правительств государств – членов Шанхайской организации сотрудничества); - изучить в локальном масштабе новые организационно-правовые механизмы приграничного сотрудничества и оценить их положительные и отрицательные стороны; - укрепить необходимую для экономики края отрасль по перевалке, переоформлению, растаможиванию грузов, их переадресовке во внутренние регионы России; - создать систему сервисного и послегарантийного обслуживания продаваемой российской продукции технического характера; - создать объединённый сервисно-информационный центр внешнеторговой деятельности в интересах защиты отечественных производителей. Таким образом, приграничный торговый комплекс «Пограничный – Суйфэньхэ» станет институциональным клапаном управления внешнеторговой деятельности (аналогичным «компаниям приграничной торговли» в КНР), позволит повысить конкурентоспособность отечественных предприятий в условиях отставания российского законодательства от экономических потребностей и создаст условия для равноправного внешнеэкономического сотрудничества Приморского края и провинции Хэйлунцзян. Г.С. Зверев, Примечания: 1 Суть данной политики заключается в том, что для активизации капиталовложений в шесть основных производственных баз (машиностроение, нефтедобыча и нефтехимия, энергетика, лесная промышленность, производство экологически чистых продуктов и фармацевтика) направляются средства фондов технического перевооружения предприятий, фондов научно-технического развития и других местных специализированных фондов. 2 В 2004 году доходы провинции Хэйлунцзян от туризма составят 6,5 млрд. юаней (оценочно), в то время как аналогичные доходы провинции Ляонин превысят 50 млрд. юаней. 3 В настоящее время на г.Суйфэньхэ приходится 70% внешнеторгового оборота приграничных городов провинции Хэйлунцзян ($2 млрд). Это главный логистический центр приграничной российско-китайской торговли с пропускной способностью 10 млн. тонн грузов в год и суммарной площадью производственных и складских помещений 300 тыс. кв. м. 4 В 2000 году в КНР работало 5 277 предприятий, имеющих право ведения внешнеэкономической деятельности, а в 2003 году их насчитывалось уже 59 196. 5 Компании, зарегистрированные в пунктах пограничного перехода и занимающиеся только внешнеторговыми операциями («предприятия приграничной малой торговли») и компании, получившие право на проведение внешнеэкономического и технического сотрудничества и импортирующие товары в рамках экономического сотрудничества с приграничными районами соседних государств («внешнеэкономические предприятия приграничных районов»). 6 Например, «компании приграничной торговли» «Фу Тун», «Ци Хун» и «Хуа Чан» с начала 2004 года вывезли из России 800 тыс. тонн лесопродукции, заплатив российской стороне $55,1 млн. Им удалось сбить цены в среднем на 20% и получить чистую прибыль $12,4 млн. (по данным налоговой статистики КНР). 7 П.п. 2, 4 Уведомления Госсовета по вопросам приграничной торговли № 2 от 03. 01.1996 г. 8 В частности, в КНР существует иерархия инвестиционных зон, которая позволяет управлять притоком инвестиций в зависимости от особенностей экономической ситуации конкретного региона и политических целей правительства. 9 Наибольшую известность получила одна из его разновидностей – свободные экономические зоны. В мире действует более 1200 свободных экономических зон, товарооборот которых составляет от 200 до 250 млрд. долларов. Но это не единственно возможная форма трансграничного экономического комплекса. 10 Принцип государственно-частного партнёрства предложен в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на 2004–2010 годы и детально развёрнут в Транспортной стратегии Российской Федерации на 2004–2010 годы и до 2015 года.
ДРУГИЕ СТАТЬИ НОМЕРА Желание роста... |
Китайские товары всё активнее выходят на российский рынок?
Всего ответили: 3
Как я представляю будущее? Более сильный в экономическом и военном отношении Китай будет играть жизненно важную роль в сдерживании гегемонизма и защите мира во всем мире.
Дэн Сяопин
Данные ЦБ РФ на сегодня
1 RUB = 0,296 CNY
1 CNY = 3,376 RUB 1 RUB = 0,038 USD 1 USD = 26,160 RUB 1 RUB = 0,029 EUR 1 EUR = 34,518 RUB
Стань лучшим автором
статьи о Китае И ВЫИГРАЙ ПРИЗ!
|
|||||||||||||||||||||||
Журнал «ChinaPRO» - Китай, выставки в Китае, товары из Китая, производство в Китае, доставка из Китая. |
|
©Деловой журнал "ChinaPRO", 2005-2007.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-22970, от 20.01.2006 г. ©Любое копирование, тиражирование, распространение либо иное использование информации со страниц журнала "ChinaPRO" возможно только со ссылкой на www.ChinaPRO.ru Для электронных СМИ и сайтов - гиперссылка. Журнал "ChinaPRO" - Китай, поставки из Китая, Пекин, Шанхай, туры в Китай, отдых в Китае. Автор и руководитель проекта - - консультации по вопросам работы с Китаем +86 13925054746 |
|