Алексей Цой 12.07.2010 05:30
Растущая китайская экономика требует увеличения поставок нефти. Сейчас занимая около 6% в экспорте нефти России, в будущем именно Китай может стать главным рынком сбыта для российского сырья. Во всяком случае предпосылки для этого уже создаются. Нашей стране важно не упустить преимущества и грамотно использовать средства, полученные от продажи энергоносителей, отмечают эксперты.
Поднебесная является крупнейшим потребителем нефти на планете, занимая второе место после Америки в списке стран-импортеров. По данным Государственного статистического управления КНР, за последние четыре десятилетия потребление нефти в стране возросло более чем в 25 раз. Эксперты из Международного энергетического агентства в Париже прогнозируют, что в течение пяти лет Китай выйдет в мировые лидеры по потреблению этого сырья.
Йорг Монтепек, директор по рыночным отчетам Platt’s (подразделение группы компаний McGraw-Hill Companies – является одним из крупнейших и уважаемых источников информации об энергетической промышленности), полагает, что это произойдет даже раньше – через два-три года. По сведениям Platt’s, разрыв между ежедневным импортом сырой нефти в Китай и США сейчас составляет около 3 млн баррелей, тогда как всего год назад эта цифра была в два раза больше и составляла 6 млн.
В 70-80-е гг. XX в. Китай был крупным региональным экспортером нефти, превратившись в импортера в 1993 году. Спустя всего десять лет он уже обогнал по объемам импорта Японию, выйдя по этому показателю на второе место в мире.
|
Собственные запасы Поднебесной не в силах удовлетворить нужды промышленности и растущего количества автомобилистов. При текущем уровне потребления Китаю хватило бы собственной нефти менее чем на два десятилетия.
Естественно, что в такой ситуации государство прилагает значительные усилия для того, чтобы перевести на себя уже существующие каналы нефтяных поставок и обеспечить разработку перспективных месторождений, закрепив за собой сырьевую базу на десятилетия вперед. В условиях мирового финансового кризиса это оказалось для Китая особенно просто – цены на нефть, уголь, газ и соответствующие производственные активы опускались за последние два года в четыре-пять раз.
“Время для этого самое подходящее” – считает Дэвид Цвейг, директор Центра транснациональных отношений Китая, расположенного в Гонконге – “И Китай активно пытается скупить энергоактивы по всему миру, пока доллар не слишком обесценится”.
Откуда течет нефть?
Уже в этом году импорт сырой нефти в Китай должен вырасти на 12–15% и составить около 230–235 млн т.
Список нефтяных экспортеров Поднебесной впечатляет – три десятка стран из двух полушарий, среди которых представлены самые разные игроки. Государства-богачи – Бруней, Саудовская Аравия; бедные страны – Монголия, Демократическая Республика Конго; а еще Иран, Ливия, Ирак и даже Америка. Да, в январе 2010 года Штаты поставили Китаю одну тонну сырой нефти. Символическая цифра, но все же.
Лидером поставок на сегодняшней день является Ангола – больше 3 млн т. За ней, с небольшим отрывом – Саудовская Аравия – 2,9 млн т. Россия занимает в этом списке третью позицию. На начало 2010 года она поставила в Поднебесную 1,273 млн т нефти, что на 41% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По этому показателю Россия ненамного опережает Судан и Иран. Далее по списку, но уже со значительным отрывом – порядка 700–750 млн т следуют Кувейт и Оман.
Основным источником сырья для Китая в данном случае являются африканские страны и страны Ближнего Востока (см. таблицу в конце текста). По подсчетам экспертов, более 60% ввоза нефти обеспечивается поставками из пяти государств Ближнего Востока и Африки.
“В Китае эта тенденция служит поводом для серьезной обеспокоенности относительно шансов на поддержание энергетической безопасности. Слабым звеном энергетической безопасности является недостаточная диверсификация источников импортной нефти, – отмечает сотрудник отдела проблем экономической глобализации ИЭИ ДВО РАН Дмитрий Изотов. – Опасения усугубляет подверженность данного района вооруженным конфликтам”.
Чтобы обезопасить себя, Китай поставил задачу сформировать резерв нефти, которого хватило бы на сто дней, создать крупные запасы металлов и железной руды, говорит сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин.
Решением для Поднебесной является также диверсификация поставок. Выгодным партнером в этом свете Китаю видится Россия, о чем он не устает говорить. Однако продавливание своих экономических интересов зачастую осуществляется в связке с многообещающими политическими заявлениями.
Выступая в марте 2010 года на пресс-конференции в рамках ежегодной сессии Всекитайского собрания народных представителей, министр иностранных дел Ян Цзэчи отметил, что Китай рассматривает отношения с Россией в качестве одного из приоритетов своей внешней политики. По его словам, у стран имеются широкие перспективы для развития двустороннего делового сотрудничества. При этом он особо отметил роль взаимодействия в области поставок энергоресурсов.
Они нашли друг друга?
Казалось бы, страны образуют неплохую пару: если Китай является вторым импортером нефти, то Россия – вторым же по величине экспортером, запасы которого составляют около 13% от мировых. При этом крупнейшие месторождения расположены на территории Сибири и Дальнего Востока, что делает логичным поставку ресурсов в Китай, а не на Запад. Энергоресурсы, таким образом, транспортируются на короткое расстояние, имеют низкую себестоимость.
Для Китая, имеющего общую границу с Россией, сотрудничество с нашей страной является удобным еще и потому, что его основные энергетические партнеры находятся на большом удалении, поэтому нефть приходится доставлять морем, что, во-первых, занимает несколько недель, а во-вторых, в случае военного конфликта в этих оживленных водах морские транспортные пути могут оказаться заблокированы. Соответственно, Китай нуждается в надежном и территориально близком партнере, а Россия с этой точки зрения видится подходящим кандидатом.
Впрочем, и для России сотрудничество сулит очевидные плюсы. “Неожиданно разразившийся финансовый кризис обернулся для Российской Федерации серьезными убытками. Чтобы компенсировать потери, страна активизировала переговоры с Китаем. Россия заинтересована в поиске стабильного экспортера”, – отмечает Ван Мине, профессор отдела среднеазиатских и российских исследований Китайского нефтяного университета.
“Москва и Пекин нуждаются друг в друге, – резюмирует Александр Шток, директор департамента Due Diligence НКГ “2К Аудит — Деловые консультации”. – Китаю необходим стабильный поставщик энергоресурсов, а для экспортеров нефти Китай, несмотря на замедление темпов экономического роста, является очень хорошим рынком сбыта. …В условиях, когда ЕС активно декларирует стремление к энергонезависимости и ищет альтернативных России поставщиков энергоресурсов, отечественным нефтяникам также целесообразно подумать о диверсификации собственных поставок и частично переориентировать их с запада на восток”.
Отношения между Китаем и Россией в сфере энергетики развиваются довольно быстро, если не сказать стремительно. Еще в 2008 году был подписан договор о поставках 300 млн т нефти в течение 20 лет. “Договор принципиален, потому что Китай нам уже дал денег, фактически произвел предоплату под обязательство будущих поставок. Нам не удастся отказаться от обеспечения Китая нефтью. Такого же рода договор пытаются подготовить сейчас в области газа”, – говорит генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов
В 2008 году Россия занимала среди китайских поставщиков только пятое место. В 2009-м – уже четвертое. На данный момент она находится на третьем месте. Торговый представитель РФ в Китае Сергей Цыплаков заявил, что в 2009 году рост поставок составил 31%. Россия экспортировала в Поднебесную больше 15 млн т нефти.
Итак, процент нефти, приходящийся на долю Китая в экспортных поставках России, невелик. Соответственно, говорить о какой-либо зависимости от поставок на восточном направлении пока не приходится. Основная часть российского нефтяного экспорта направляется на ближайшие рынки – в страны Европы и СНГ. 87% экспортируемой нефти идет в пять стран – Германию, Францию, Италию, Испанию и Великобританию. Это обусловлено, прежде всего, инфраструктурой: в Сибири и Дальневосточном регионе России отсутствует эффективная система перевозок нефти и природного газа, то есть почти нет нефтяных и газовых трубопроводов, идущих на восток, поставки осуществляются железнодорожным транспортом.
Китаю хотелось бы перестроить эту схему в соответствии со своим видением будущего, и перемены уже начались. “Мы хотим диверсифицировать поставки и получать энергоносители не только с Ближнего Востока, но и из России”, – говорит Хэн Хуа, профессор Школы международных исследований при Пекинском университете. Действительно, власти страны неоднократно говорили о желании получать из России больше углеводородов. При этом, для того чтобы добиться своих целей, Китай, похоже, будет использовать не только пряник, но и кнут.
По материалам делового издания “Вестник Китая”
Нефтяные аппетиты Китая Растущая китайская экономика требует увеличения поставок нефти. Сейчас занимая около 6% в экспорте нефти России, в будущем именно Китай может стать главным рынком сбыта для российского сырья. Во всяком случае предпосылки для этого уже создаются. Нашей стране важно не упустить преимущества и грамотно использовать средства, полученные от продажи энергоносителей, отмечают эксперты. Далее |
© Деловой журнал ChinaPRO, 2005-2024 | [email protected]
© При использовании материалов гиперссылка на ChinaPRO обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях, а также за мнения, высказанные авторами публикаций и комментарии читателей.